Урок математики в 1-м классе по теме "Таблица сложения" (Программа "Школа-2000… авт. Л.Г. Петерсон)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закреплять прием сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд;
  • повторить взаимосвязь “части – целое”;
  • закреплять изученные приемы сложения и вычитания двузначных чисел, отрабатывать вычислительные навыки;
  • развивать речь, внимание, память, мышление, логические навыки и творческие способности;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь и бережное отношение к родному краю.

Оборудование:

  • буквы – СЕВЕР, КОЛЕНЬКА, карточки с числами – 9,10,11,12,13,
  • знаки “больше-меньше” - 8шт., титульный лист книги, индивидуальные листы, степлер, ПК.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний:

В одной красивой школе,
А может быть не в школе,
А может быть в гимназии
Родился этот класс?

Пришли сюда девчонки,
Пришли сюда мальчишки,
Сказали: “МАТЕМАТИКЕ вы научите нас!

Хотим решать задачи,
Примеры, уравнения,
Узнать как можно больше
О мире вокруг нас!”

Учителя открыли книжки,
Оставили сомнения,
Придумали задания
Для вас, мои друзья!

- На уроках математики вы уже научились решать задачи, складывать и вычитать числа, сравнивать их. Сегодня вы покажете всем свои знания.

И услышим мы рассказ
Не о дальней стороне,
Не о сказочной стране,
Не о природе заморской,
А о природе Кольской.

- У нас не обычный урок, а урок – путешествие по родному краю. И чтобы узнать, где находится наш край, надо выполнить следующие задания.

Устный счет (Доска)

1)

- Так как вы уже умеете читать, вам это задание выполнить легко. Каждому числу соответствует своя буква. Расставьте числа в порядке возрастания, подпишите соответствующие им буквы, и расшифруйте слово.

13 11 9 12 10
Р В С Е Е СЕВЕР

2) - Вы узнали, где находится наш край. Да, верно, наш край находится на Севере; по- другому его называют Заполярье, т.к. он находится к северу от Полярного круга.

3) - А теперь посмотрите внимательно на числа, и определите, какое число лишнее и почему (три варианта ответа)

- Мы путешествуем по родному краю, под каждой буквой в слове СЕВЕР мы найдем задание, выполним его и узнаем, какие животные обитают в нашем крае, какие встречаются растения, названия больших рек и озер. Итак, вы готовы? Тогда отправляемся в путь.

Задания на повторение

1) Буква “С”

- Наша Мурманская область – один из крупнейших озерных районов страны. Давайте поиграем на берегу одного из озер. Оно больше всех озер на Кольском полуострове.

Это озеро - Имандра. СЛАЙД 1 (Приложение 1)

-Какое математическое понятие встречается в моем предложении “Оно больше всех озер на Кольском полуострове”? (БОЛЬШЕ)

-Когда используем в математике это понятие? (Для сравнения чисел).

Работа на листах: решение задач на сравнение (Приложение 2)

а)- Длина озера Имандра 100 км, а глубина – 20 км. На сколько длина больше глубины?

б)

23 5 18 37 68 86 3 57
64 69 17 18 80 8 72 22

ПРОВЕРКА (УЧАЩИЕСЯ-ПОМОЩНИКИ)

2) Буква “Е”

- Путешествуем вдоль самой большой реки Кольского полуострова. Послушайте, как о ней говорится в стихотворении О. Вороновой:

Велика Поной-река, СЛАЙД 2 (Приложение 1)

Где мелка, где глубока,

Где замрет среди болот,

Где о камни трет бока.

- Глубока и широка река, как же переправиться на другой берег и продолжить путешествие? Мы сможем это сделать, если выполним задание.

-Какие правила надо знать, чтобы правильно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел? (единицы с единицами, десятки с десятками).

Работа на листах: сложении и вычитание + проблема (Приложение 2)

(проверка СВЕРИТЬ С ДОСКОЙ)

- Какие выражения вызвали у вас затруднения?

24 + 35 = 38 – 20 = 59 – 27 = 7 + 8 =
42 + 57 = 75 – 31 = 64 + 11 = 13 – 7 =

- Дальнейшие наши задания будут направлены на отработку навыков сложения чисел с переходом через десяток. Перекинули мостик через реку и продолжаем путешествие.

3) Буква “В”

-По берегам рек и озер много различных деревьев, кустарников и травянистых растений. Самое известное растение вы узнаете, отгадав загадку:

Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (березка)

- У нас березку называют карликовая береза, т.к. она невысокая, с мелкими листочками. СЛАЙД 3 (Приложение 1)

Решение примеров с переходом через десяток на листах (Приложение 2)

8+6= 6+5= 8+9= 7+8= 5+7=
8+8= 4+7= 6+7= 7+7= 9+9=

Проверка “ЦЕПОЧКОЙ”

4) Буква “Е”

- Несмотря на суровый климат северного края, в наших лесах большое разнообразие как растений, так и животных. Угадайте, кто это?

В слове КОЛЕНЬКА найдите название животного.

ОЛЕНЬ СЛАЙД 4 (Приложение 1)

Решение уравнений на листах с переходом через десяток: (Приложение 2)

-Какими правилами будем пользоваться при выполнении этого задания (части и целое, переход через десяток)

Х + 8 = 16 Х – 7 = 4

-Какими правилами пользовались при выполнении этого задания?

5) Буква “Р”

Творческое задание.

- Во время нашего путешествия вы узнали много интересного о родном крае, математика не оторвана от жизни, от того, что нас окружает. Чтобы это доказать, нужно выполнить следующее задание.

Составление книги-раскраски. Работа в парах.

На листах даются контуры птиц, животных, растений Севера. Дети соединяют точки от 0 до 100 и получают изображение, которое можно раскрасить на уроках ИЗО, окружающего мира, во внеурочное время.

- Что получилось? (КНИГА) Я предлагаю вам титульный лист (Приложение 3), а ваши работы – страницы книги.

(Если останется время, пролистать книжку и озаглавить страницы)

- Понравилось ли вам наше путешествие? Что запомнилось? О чем хотелось бы еще узнать? СЛАЙД 5 (Приложение 1)

- Урок закончен. Спасибо за работу.