Применение электронных таблиц для построения диаграмм

Разделы: Информатика


Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей
                                                                             действительности.

Раздел программы: Технология хранения, поиска и сортировки информации.

Тип: урок -  закрепление изученного.

Вид урока:  урок – практикум.

Технология: проблемно-исследовательская

Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.

Время проведения: второй урок по теме «Диаграммы в электронных таблицах»

Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современными компьютерами и          
                               лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, пакет  
                               программ MS Office.

Цель урока:

  1. Способствовать формированию умений и навыков, носящих общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
  2. Способствовать развитию теоретического, творческого мышления, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений нестандартных задач.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить навыки технологии создания и редактирования диаграмм с помощью программы Microsoft Excel;
  • показать возможность практического применения полученных знаний, расширить представление о сфере применения прикладных программ.

Воспитательные:

  • способствовать формированию познавательного интереса к обучению, научного мировоззрения;
  • создать условия для проявления самостоятельности, настойчивости.

Развивающие:

  • способствовать развитию исследовательских способностей, умения видеть проблему, анализировать ситуацию, находить пути решения проблемы;
  • способствовать развитию умения анализировать результаты своей деятельности, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, находить рациональные пути;
  • способствовать развитию умения применять свои знания в различных ситуациях (в том числе нестандартных);
  • способствовать развитию коммуникативных способностей, навыков взаимодействия;
  • способствовать развитию активности, инициативности.

Подготовительная работа

Для этого урока за неделю учащимися класса, по желанию разбившимся на  группы (2-3 человека), подготовлен материал (они выбрали самостоятельно) по поиску статистических данных на следующие темы:

  1. Результаты выборов в Главы администрации Зейского района 2.12.2007 г.
  2. Результаты учебы МОУ Овсянковская СОШ за три последних года.
  3. Антропометрические исследования роста и веса учащихся 1 и 11 классов.
  4. Площадь районов и численность населения районов  Амурской области.
  5. Количество вызовов скорой помощи в с. Овсянка за 2007 год.

Темы исследования могут предлагаться учителем, а могут выбираться самими учащимися. По результатам проведенных исследований, ребята будут строить диаграммы.

План урока

  1. Орг. момент
  2. Проверка усвоенного теоретического материала
  3. Выполнение практической работы
  4. Вывод исследовательской работы
  5. Итог урока

Ход урока

То, что мы знаем – ограничено,
а то, что не знаем – бесконечно.
П. Лаплас

  1. Организационный момент.
  2. - Здравствуйте, сегодняшний урок у нас пройдет необычно, в форме деловой игры.

    - Мы с вами представляем статистический отдел Зейского района, у каждой группы свои статистические данные, которые они раздобыли.

    Сегодня нам необходимо представить эти данные с помощью диаграмм, графиков и сделать выводы.

  3. Проверка усвоенного теоретического материала.
  4. Выполнение теста по теме «Диаграмма», затем взаимопроверка (ответы на тест проецируются на доску) и выставление оценок.

    Тест по теме «Диаграмма»

    1. Диаграмма – это:
    1. Форма графического представления числовых значений, которая позволяет облегчить интерпретацию числовых данных;
    2. Обычный график;
    3. Красиво оформленная таблица;
    4. Карта местности.
    2. Линейчатая диаграмма – это диаграмма:
    1. В которой отдельные значения представлены вертикальными столбиками различной высоты;
    2. В которой отдельные значения представлены полосами различной длины, расположенными горизонтально вдоль оси ОХ;
    3. В которой отдельные значения представлены точками в декартовой системе координат;
    4. Представленная в виде круга, разбитого на сектора, и в которой допускается только один ряд данных.
    3. Гистограмма – это диаграмма, в которой:
    1. Используется система координат с тремя координатными осями, что позволяет получить эффект пространственного представления рядов данных;
    2. Для представления отдельных значений используются  параллелепипеды, размещенные вдоль оси ОХ;
    3. Отдельные значения представлены вертикальными столбцами различной высоты;
    4. Отдельные значения представлены полосами различной длины, расположенными горизонтально вдоль оси ОХ.
    4. Круговая диаграмма – это диаграмма:
    1. Представленная в виде круга, разбитого на сектора, и в которой допускается только один ряд данных;
    2. В которой отдельные ряды данных представлены в виде  закрашенных разными цветами областей;
    3. В которой отдельные значения представлены точками в декартовой системе координат;
    4. В которой используется система координат с тремя координатными осями, что позволяет получить эффект пространственного представления рядов данных.
    5. Диаграмма, в которой отдельные значения представлены точками в декартовой системе координат, называется: 
    1. Точечной;
    2. Линейчатой;
    3. Круговой;
    4. Гистограммой.
    6. Поставьте в  соответствие каждой диаграмме рисунок:
    1. Круговая диаграмма;
    2. Линейчатая диаграмма;
    3. График;
    4. Гистограмма;
    5. Точечная диаграмма.

    Ответы: 1. а); 2. б); 3. в); 4. а); 5. а); 6. а)-4; б)-3; в)-5; г)-1; д)-2.

    Критерии оценки

    Нет ошибок «5»

    1 ошибка – «4»

    2-3 ошибки – «3»

    Более 3 ошибок – «2»

  5. Выполнение практической работы.
  6. - Каждая группа строит на основании своих данных диаграммы тех типов,  с помощью которых наиболее удобнее представить свои исследования, готовит одного выступающего для защиты своей диаграммы.  Приложение 1.

  7. Выводы своей исследовательской работы.
  8. После выполнения работы каждая группа показывает свои диаграммы, сделав вывод о том, что можно увидеть, сравнить, показать с помощью наглядного представления данных.

    ВЫВОДЫ

    1.  группа.  Результаты выборов в Главы администрации Зейского района 2.12.2007 г.
    2. По круговой диаграмме, где показана общая сумма голосов всех проголосовавших, можно сказать, что победителем голосования стал Лихогруд Николай Иванович. В данный момент он Глава администрации Зейского района. Диаграмма показывает, как проголосовали жители всех сел района, из нее видно, что Лихогруд не во всех селах был на лидерских позициях. Также можно сказать, что наименьшее число голосов набрал Венков Игорь Алексеевич.

    3. группа. Результаты учебы МОУ Овсянковская СОШ за три последних года.
    4. Данная диаграмма дает возможность проследить за успеваемостью и качеством обучения в нашей школе за три последних года и сделать следующие выводы:

      На первой ступени обучения успеваемость учащихся выросла до 100 %,  а вот качество обучения не стабильно.

      На второй ступени обучения успеваемость можно сказать, стабильна, а вот качество обучения снижается до 40 %, то есть на 6-7 %.

      На третьей ступени обучения успеваемость и качество растет, поэтому в целом по школе 1 ступень и 3 ступень обеспечивают стабильность обучения в целом (99 % и 50 %)

    5. группа. Антропометрические исследования роста и веса учащихся 1 и 11 классов.
    6.  Проведя сравнительный анализ вариационных кривых роста и веса учащихся 1 класса ( 1997 г.,  2007 г .,)  пришли к выводу, что дети 2007 года выше своих сверстников на 1 – 3 см. и тяжелее на 1 кг.

      Проведя сравнительный анализ вариационных кривых роста и веса  учащихся 11 класса ( 1997 г., 2007 г.,) пришли к выводу, что наши выпускники 2007 года выше своих сверстников на 1 см.и легче на 18 кг.

    7. Площадь районов и численность населения районов  Амурской области.
    8. Сравнивая площади районов и численность населения районов Амурской области, можно увидеть, что самый большой по площади наш - Зейский район, но жителей в нем намного меньше, чем в других районах, самые населенные районы, где столица город, а не село или поселок, в северных районах  очень низкая плотность населения на 1 кв.м.

    9. Количество вызовов скорой помощи в с. Овсянка за 2007 год.
    10. Глядя на диаграмму, видим, что чаще всего вызывали скорую помощь в апреле, ноябре и декабре месяце 2007 года, а меньше в мае, июне, когда начинается огородный сезон. Сейчас нашей больнице легче стало, так как появилось в селе  две машины скорой помощи. Хочется надеется на то, что люди болеть станут меньше.

  9. Подведение итогов урока.
  10. Давайте проверим навыки чтения диаграмм. Приложение 2.

    Итак, подведем итоги! Все ребята выполнили правильно исследовательскую практическую работу, показали хорошие навыки работы с использованием ЭТ. Особенно хочется отметить работу... Спасибо! Ваши диаграммы распечатаем и повесим в кабинете для ознакомления другими учащихся.