Цели урока:
- Подробно ознакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии.
- Рассмотреть лабораторное оборудование, изучить его назначение, приемы обращения с ним.
Оборудование:
- таблицы “Правила ТБ”; рисунки с запрещающими, предупреждающими знаками;
- пробирки, стеклянные и фарфоровые стаканы,
- колбы круглодонные, плоскодонные и конические,
- мерная посуда (цилиндры, стаканы, пробирки),
- воронки, чашки фарфоровые, тигли, ступки с
- пестиками, пробиркодержатели, спиртовки,
- лабораторные штативы, штативы для пробирок (деревянные и пластмассовые).
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствуем класс, сообщаем о том, что на этом уроке мы выполним первую практическую работу, и впредь практические работы будут неотъемлемой частью на уроках химии. Ребята открывают тетради и записывают число и название работы. Ниже записывают цель работы, которую учащиеся определяют сами, исходя из названия.
II. Ход работы
1. Изучение правил ТБ.
На доске висят таблицы по технике безопасности, написано стихотворение:
Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо
Далее, обращаясь к таблицам, объясняем правила ТБ.
Также при объяснении используем рисунки с предупреждающими и запрещающими знаками. Объяснение ведется с элементами беседы.
- Категорически запрещается входить с кабинет химии без разрешения учителя.
- В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
- Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
- Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.
- Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками.
- Не допускается нахождение в кабинете химии во время проветривания.
- Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
- Не пробуйте вещества на вкус.
- При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
- Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
- Учащиеся, присутствующие на практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.
- Опыты производите только над столом.
- В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
- Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
- Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Некоторые правила дополняются стихотворениями:
Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя -
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет. (правило 2)Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.(правило 8)Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться! (правило 9)Хочешь весел быть и рад –
Надевай всегда халат! (правило 11)Голова вдруг твоя закружилась,
Руки будто бы не твои.
Если такое случилось,
Учителю тут же скажи.
Всем поможет, ободрит,
Наш учитель Айболит! (правило 13)
Знакомство с лабораторным оборудованием.
В процессе изучения предмета и при выполнении практических и лабораторных работ мы будем пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой.
Посуда изготовлена из стекла и фарфора. Применение стекла в химическом эксперименте основано на его свойствах: твёрдость, прозрачность, химическая устойчивость, гладкая поверхность. Недостаток – хрупкость.
Вся посуда и оборудование делятся на несколько типов:
Посуда общего пользования, в ней проводят большинство химических операций и хранят реактивы.
- Пробирки
- Стаканы
- Колбы
- Воронки
Показываем данную посуду, рассказываем о её использовании. Ребята делают рисунки в тетрадях.
Посуда специального назначения.
- Холодильники
- Колбы Вюрца
- Аллонжи
3. Мерная посуда.
- Цилиндры
- Мензурки
- Колбы
- Бюретки
4. Фарфоровая посуда.
- Стаканы
- Кружки
- Воронки Бюхнера
- Тигли
- Ступки с пестиками
5. Металлическое оборудование.
- Лабораторные штативы
- Держатели для пробирок
- Ложечки для сжигания веществ
- Тигельные щипцы
6. Нагревательные приборы.
- Спиртовки
- Горелки
- Электроплитки
Подробно рассматриваем ЛШ и спиртовку, правила работы с ними. Учащиеся делают рисунки предметов.
Правила работы со спиртовкой:
- Зажигать только спичкой, запрещается зажигать другой спиртовкой.
- Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку.
- Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой.
- Тушить только колпачком – не дуть!
Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно
И очень осторожно.
Чтобы пламя погасить
Спиртовку следует закрыть.
И для этого, дружок,
У неё есть колпачок.
III. Закрепление изученного материала.
Учащимся показываем химические знаки и оборудование, они объясняют значения знаков и характеризуют назначение различного оборудования. (см. приложение). Затем ребятам предлагается выполнить несложное задание – с помощью мерного цилиндра отмерить 50мл воды, перелить воду в пробирку, закреплённую в пробиркодержателе, и довести воду до кипения. Ребята описывают в тетради все выполненные операции и делают вывод.
IV. Д/З.
V. Итоги урока.