Урок по химии в 8-м классе по теме "Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием" (практическая работа)

Разделы: Химия


Цели урока:

  1. Подробно ознакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии.
  2. Рассмотреть лабораторное оборудование, изучить его назначение, приемы обращения с ним.

Оборудование:

  • таблицы “Правила ТБ”; рисунки с запрещающими, предупреждающими знаками;
  • пробирки, стеклянные и фарфоровые стаканы,
  • колбы круглодонные, плоскодонные и конические,
  • мерная посуда (цилиндры, стаканы, пробирки),
  • воронки, чашки фарфоровые, тигли, ступки с
  • пестиками, пробиркодержатели, спиртовки,
  • лабораторные штативы, штативы для пробирок (деревянные и пластмассовые).

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствуем класс, сообщаем о том, что на этом уроке мы выполним первую практическую работу, и впредь практические работы будут неотъемлемой частью на уроках химии. Ребята открывают тетради и записывают число и название работы. Ниже записывают цель работы, которую учащиеся определяют сами, исходя из названия.

II. Ход работы

1. Изучение правил ТБ.

На доске висят таблицы по технике безопасности, написано стихотворение:

Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо

Далее, обращаясь к таблицам, объясняем правила ТБ.

Также при объяснении используем рисунки с предупреждающими и запрещающими знаками. Объяснение ведется с элементами беседы.

  1. Категорически запрещается входить с кабинет химии без разрешения учителя.
  2. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
  3. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
  4. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.
  5. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками.
  6. Не допускается нахождение в кабинете химии во время проветривания.
  7. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
  8. Не пробуйте вещества на вкус.
  9. При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
  10. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
  11. Учащиеся, присутствующие на практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.
  12. Опыты производите только над столом.
  13. В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
  14. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
  15. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Некоторые правила дополняются стихотворениями:

Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя -
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет. (правило 2)

Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.(правило 8)

Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться! (правило 9)

Хочешь весел быть и рад –
Надевай всегда халат! (правило 11)

Голова вдруг твоя закружилась,
Руки будто бы не твои.
Если такое случилось,
Учителю тут же скажи.
Всем поможет, ободрит,
Наш учитель Айболит! (правило 13)

Знакомство с лабораторным оборудованием.

В процессе изучения предмета и при выполнении практических и лабораторных работ мы будем пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой.

Посуда изготовлена из стекла и фарфора. Применение стекла в химическом эксперименте основано на его свойствах: твёрдость, прозрачность, химическая устойчивость, гладкая поверхность. Недостаток – хрупкость.

Вся посуда и оборудование делятся на несколько типов:

Посуда общего пользования, в ней проводят большинство химических операций и хранят реактивы.

- Пробирки

- Стаканы

- Колбы

- Воронки

Показываем данную посуду, рассказываем о её использовании. Ребята делают рисунки в тетрадях.

Посуда специального назначения.

- Холодильники

- Колбы Вюрца

- Аллонжи

3. Мерная посуда.

- Цилиндры

- Мензурки

- Колбы

- Бюретки

4. Фарфоровая посуда.

- Стаканы

- Кружки

- Воронки Бюхнера

- Тигли

- Ступки с пестиками

5. Металлическое оборудование.

- Лабораторные штативы

- Держатели для пробирок

- Ложечки для сжигания веществ

- Тигельные щипцы

6. Нагревательные приборы.

- Спиртовки

- Горелки

- Электроплитки

Подробно рассматриваем ЛШ и спиртовку, правила работы с ними. Учащиеся делают рисунки предметов.

Правила работы со спиртовкой:

  1. Зажигать только спичкой, запрещается зажигать другой спиртовкой.
  2. Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку.
  3. Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой.
  4. Тушить только колпачком – не дуть!

Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно
И очень осторожно.
Чтобы пламя погасить
Спиртовку следует закрыть.
И для этого, дружок,
У неё есть колпачок.

III. Закрепление изученного материала.

Учащимся показываем химические знаки и оборудование, они объясняют значения знаков и характеризуют назначение различного оборудования. (см. приложение). Затем ребятам предлагается выполнить несложное задание – с помощью мерного цилиндра отмерить 50мл воды, перелить воду в пробирку, закреплённую в пробиркодержателе, и довести воду до кипения. Ребята описывают в тетради все выполненные операции и делают вывод.

IV. Д/З.

V. Итоги урока.