Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории с целью активизации деятельности учащихся

Разделы: История и обществознание


Профессия учителя для общества – самая значительная, она сродни профессии ваятелей прекрасного, создающих шедевры искусства, которые живут в веках и приносят людям радость. Г.И.Щукина

Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России активно затрагивают школу, которая меняется, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества.

XXI век выдвинул перед педагогическим образованием особые задачи и, в первую очередь, задачу подготовки учителя высокопрофессионального, компетентного, творчески развивающегося.

Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе. Если рассматривать педагогические технологии как организационно-методический инструментарий, то наличие различных образовательных технологий, постоянное появление новых требуют от учителя гибкости, творчества, высокого педагогического мастерства.

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

За последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между «фронтальными» формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Определился целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения. Это и организационное переустройство учебного процесса с учётом психофизиологических особенностей детей, и совершенствование методических принципов, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов школьников, реализацией их творческого потенциала, и рационализация процессуальных основ обучения и воспитания, позволяющая сделать приоритетным развитие личности школьника.

Одним из важных направлений разрешения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям школы.

Переход массовой школы от традиционной педагогики к адаптивной предполагает два последовательно осуществляемых этапа:

  • первый – внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • второй – перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

Внедрение развивающего обучения требует не только адаптации ученика к новой школе, не только психологической готовности детей к новым способам обучения, но и кардинального изменения педагогической парадигмы – отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиля поведения педагога – таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.

За последние десятилетия отечественная наука продвинулась в реализации проблем адаптационного обучения, внедрения новых педагогических технологий, работающих в развивающем режиме, таких как «Дидактическая система Л.В.Занкова», «Развитие» А.В.Запорожца и Л.А.Вангера, «Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» и другие.

В.П.Беспалько справедливо замечает: «…Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя».

Проектирование педагогической технологии заключается в разработке программы воздействия на замыслы и деятельность участников педагогического процесса путём выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов.

Существенными чертами современных трактовок понятия «педагогическая технология» у Ксензовой Г.Ю. являются следующие:

  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе её лежат ценностные ориентации, целевые установки автора или коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата;
  • технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем школьникам достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования;
  • функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учётом принципов индивидуализации;
  • поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должно быть воспроизводимо любым учителем с учётом авторского почерка педагога;
  • органической частью педагогической технологии являются соответствующие данной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Огромное внимание в последнее время уделяется практическому использованию информационно-коммуникационных технологий, которые развивают идеи, открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Информационно-коммуникационная технология основывается не только на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети, но и на способности и возможности всех субъектов образовательного процесса.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.

Новые информационные технологии – это педагогические технологии сегодняшнего дня, дающие возможность сегодняшним ученикам по-новому представлять изучаемый материал, систематизировать его. Для учителя – это расширение возможности применения на уроке наглядности (или при локальной сети в кабинете, или при помощи мультимедийного проектора). Новые информационные (компьютерные) технологии ведут педагогику к эпохе деятельностно-ценностной парадигмы образования и единого глобального образовательного сообщества. Особенно ярко компьютерные технологии представлены в работах заведующего кафедрой образовательной технологии АПКиПРО, доктора педагогических наук Гузеева В.В. и профессора этой же кафедры Бершадского М.Е.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в деятельности педагога. Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая не остаётся в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Другие школьники, другие программы, другая история…

Под понятием активизации учащихся подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых технологиях эти средства

Каждая педагогическая эпоха породила своё поколение технологий. Однако в отличие от поколений компьютеров или людей, все они продолжают существовать и развиваться. Гузеев В.В. и Бершадский М.Е. выделяет несколько классов образовательных технологий:

  1. «Традиционные методики» выросли в рамках эмпирической парадигмы: основной учебный период – урок, используемые методы обучения – объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения – беседа и рассказ; основные средства диагностики – текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы. Речь идёт не о методиках как таковых, а о технологиях, созданных внутри частнометодического подхода. По основному учебному периоду эти технологии можно назвать урочно-блочными. Технологий этого класса довольно много, но почти все они предназначены для решения ограниченных задач или существуют внутри частных методик и узкопредметны. Типичные представители таких технологий – технология классического семинара для решения ограниченных задач повышения эффективности обучения А.М.Кушнира. Но это не означает, что они слабы и не эффективны. На своём этапе такие технологии дали очень высокие результаты.
  2. Модульно-блочные технологии являются наиболее типичными для разработок в рамках алгоритмической парадигмы: основной учебный период – модуль или цикл уроков; используемые методы обучения – объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения – беседа и практикум; основные средства диагностики – текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные контрольные работы или зачёты по окончании изучения темы. Типичный представитель этого поколения технологий – технология комплекса средств учебного оборудования, разработанная Г.Г.Левитасом, М.В.Воловичем и их группой.
  3. Цельноблочные технологии представляют вторую волну разработок в алгоритмической парадигме: основной учебный период – блок (уроков); используемые методы обучения – объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и проблемный; преобладающие организационные формы обучения – лекция, беседа и практикум; основные средства диагностики – текущие устные опросы или письменные контрольные работы без фиксации и обработки результатов и устные или письменные зачёты по окончании изучения темы. Типичные образцы цельноблочных технологий – лекционно-семинарские системы разных видов.

На сегодняшний день – это технологии, которые не ставят перед учениками задачи самостоятельного поиска знаний. Понимание человека как субъекта собственной жизни, активной и самостоятельной силы в созидании общества, высшей ценности и «мерила всех вещей» привело к рождению новых ценностей образования. Овладение способами взаимодействия с миром внутри и вне себя вместо пассивных знаний об этих мирах, построение субъективной системы ценностей в согласии с объективными ценностями позволяют современному школьнику войти ответственным, критически мыслящим в открытое общество. Эти новые цели неизбежно приводят к изменению образовательной парадигмы. Наступает эпоха деятельностно-ценностной парадигмы образования и единого глобального образовательного сообщества. Новое время требует коренным образом изменить содержание образования и создать принципиально иные образовательные технологии. Одним из первых шагов в этом является разработка, создание информационно-коммуникационных технологий.

Начиная работу в этом направлении основную свою задачу в обучении я видела не только в бессмысленном использовании информации, не просто в разработке учебных сайтов, а в возможности использовать информационные ресурсы в качестве демонстрационного материала, поискового, с целью решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов.

Такое образование нуждается в особой технологии – деятельностно-ценностной. С этой целью у нас в школе была создана МАША – малая школьная академия. На её Днях науки учащиеся представляют проекты по отдельным темам и направлениям с использованием возможностей всех информационных рядов. Это и презентации, и сайты с обучающими элементами, и просто компьютерные программы, которые мы используем при работе. Например, созданная Тощевым А., учеником 11 Р класса, программа универсального тестирования используется мной на протяжении трёх лет для проведения итоговой аттестации по истории.

Разрабатывая проекты-презентации по темам всеобщей истории и истории России учащиеся пытаются глубоко вникнуть в следственно-причинные условия, понять причины происходящих событий, логически связывая материал для рационального использования его не только на уроках истории, но и в деятельности других школьных дисциплин. Темы проектов учащиеся получают в качестве опережающих заданий.

Для контроля уровня знаний учащихся, помимо тестирования, используется диагностика прогресса, где виден рост или спад уровня знаний учащихся.

На уроках активно используется иллюстративный материал, который дают всевозможные мультимедийные энциклопедии, программы.

Работа над дальнейшим развитием этой технологии продолжается на различных уровнях. Ей сегодня уделяется самое пристальное внимание, потому что раскрываются возможности для более активного самообразования учащихся.

Внедрение новых образовательных технологий зачастую сопровождается определёнными проблемами, которые нужно решать. На сегодня принципиально важными и приоритетными представляются следующие проблемы:

  1. разработка системы мониторинга успешности для всех субъектов образовательного процесса в информационной технологии.
  2. создание субтехнологии формирования и развития критического мышления.
  3. выработка критериев отбора культурных образцов к задачам.

Эти проблемы решаются ежедневно при совместной деятельности ученика и учителя, их взаимопонимании, взаимодействии.

Для решения современных психолого-педагогических задач, стоящих перед обновляющейся школой, необходимо кардинально сменить приоритеты целей обучения, на первый план следует выдвинуть развивающую функцию, в большей степени обеспечивающую становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной активности.

Развитие умственной и творческой активности школьников в процессе усвоения знаний становится важным условием их психологической подготовки к труду как умственного, так и физического. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свой труд, умение его организовать, критически осмыслить и оценить.

Список используемых источников и литературы:

  1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.// М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.// М., 1995.
  3. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательные технологии XXI века: деятельность, ценности, успех.// М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
  4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. // М.: Педагогическое общество России, 2001.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// М.: Народное образование, 1998.