Цели:
- на примере романа Ф.Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” выяснить, с помощью каких приемов создается мир великанов;
- обратить внимание на особенности жанра (сатирический роман);
- выявить художественные особенности романа.
Задачи:
образовательные –
- совершенствовать умение работы с текстом;
- определять детали, особенности языка сатирического романа;
развивающие –
- совершенствовать умение анализировать, делать самостоятельные выводы;
- совершенствовать монологическую речь;
- отрабатывать термины на материале произведения;
- уметь соотнести полученные знания с самостоятельно прочитанными произведениями;
- создание алгоритма;
воспитательные –
- воcпитывать интерес к литературе;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность;
- воспитывать критическое отношение к безобразному, безнравственным поступкам.
Теория литературы: роман (повторение), язык произведения; шарж, карикатура, гротеск, фантастика.
Ход урока
I. Творческая пятиминутка.
– Какого цвета великаны?
Резюме:
II. Погружение.
– Кто такие великаны?
– С какими великанами вы встречались на страницах прочитанных вами произведений ? Аргументируйте свой ответ.
– В какой цветовой гамме вы воспринимаете этих великанов? Аргументируйте свой ответ.
– В каких жанрах вы встречались с великанами? Почему именно в этих?
Резюме: Каждый жанр имеет свои особенности в изображении необыкновенных людей – великанов. Мы знаем, что в мифах герои совершают свои подвиги в борьбе с фантастическими чудовищами, в сказках герои сражаются с темными волшебными силами, в былинах богатыри защищают родную землю от нечисти. И все они – (храбрые, мужественные, добрые, бескорыстные и т.д.), потому что (борются со злом и т.д.).
III. Великаны в романе.
– В романах тоже есть великаны. Давайте вспомним.
– В чем особенность этого романа?
– С помощью каких приемов создавал Рабле мир своих великанов, в чем художественные особенности романа “Гаргантюа и Пантагрюэль” – цель нашего урока.
– И мы отправляемся вновь в путешествие по этому необычному роману.
IV. Работа с эпиграфом.
1. Чтение.
“Он пишет играючи, словно забавы ради. Он любит, он боготворит слова. До чего же чудесно наблюдать, как он нанизывает их одно на другое! Он не может, не в силах остановиться”.
Анатоль Франс
Понаблюдаем?
2. Автор романа Ф.Рабле – представитель эпохи Возрождения. Объясните значение этого слова. Итак, это расцвет науки, искусства, литературы, слова. Недаром книга Рабле – настоящее празднество живой речи. (Работа над составлением алгоритма).
V. Создание мира сказочных великанов.
1. Итак, главная роль в создании мира сказочных великанов принадлежит языку.
– Найдите описание занятий Гаргантюа.
– Какие приемы помогают воссоздать нам картину занятий Гаргантюа? (Прибаутки, поговорки, нелепицы, троекратные повторения.)
– Зачем их использует автор?
2. Чему учился Гаргантюа и как?
Как автор с помощью слова показывает нелепость одного и преимущество другого метода?
3. Рассказывая о героях, не забывает автор и “сказочные” подробности быта (гипербола).
Вывод: Так рождается фантастика Рабле, способная влить в нашу жизнь веселье, радужное многоцветие.
4. Фантастика и реальность сосуществуют. Фантастика сопрягается с реальностью, с повседневностью – волшебная сказка приобщается к действительности, а точнее – действительность осознается как в волшебной сказке.
Так рождается книга Рабле.
5. Вспомним Андерсена, который говорил, что сказка и смех одолевают своих противников. Рабле тоже любит смех, но над его страницами мы смеемся по-разному. Как?
6. Добрый смех вызывают добрые герои. Это ... .
Сатирический смех адресован королям-великанам. Это ... .
Для создания их образов Рабле использует особые сатирические приемы:
Шарж – (фр. преувеличение – шуточная или сатирическая манера изображения кого- чего-либо, при которой соблюдается внешнее сходство, но преувеличены наиболее характерные черты. Чаще Рабле использует карикатуру – (итал, перегружать) – намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение лица или события.
Излюбленный прием писателя – гротеск – (фр. причудливый, затейливый) – изображение людей или предметов в фантастическом уродливо-комическом виде.
Рабле любит прибегать к точности в деталях. Приведите примеры.
Вывод: В этом художественное своеобразие романа. Сравнения. Метафоры, эпитеты всегда увязаны с целями и идеями книг Рабле.
(Выход на идеи)
– педагогические идеи
– осмеяние захватнической войны
– идеальное общество
– идеальный правитель.
VI. Итоги.
Именно смех дает читателю своеобразный “ключ” к прочтению романа, нужно только внимательно читать, перечитывать эту книгу, извлекать из нее веселую и сказочную истину – истину о человеке-хозяине Вселенной.
VII. ДЗ.
1. Нарисовать шарж или карикатуру кого-либо из героев романа.
2. Перечитать роман А.С.Пушкина “Дубровский”.