Урок развития речи в 6-м классе "Как создается мир сказочных великанов"

Разделы: Литература


Цели:

  • на примере романа Ф.Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” выяснить, с помощью каких приемов создается мир великанов;
  • обратить внимание на особенности жанра (сатирический роман);
  • выявить художественные особенности романа.

Задачи:

образовательные –

  • совершенствовать умение работы с текстом;
  • определять детали, особенности языка сатирического романа;

развивающие –

  • совершенствовать умение анализировать, делать самостоятельные выводы;
  • совершенствовать монологическую речь;
  • отрабатывать термины на материале произведения;
  • уметь соотнести полученные знания с самостоятельно прочитанными произведениями;
  • создание алгоритма;

воспитательные –

  • воcпитывать интерес к литературе;
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность;
  • воспитывать критическое отношение к безобразному, безнравственным поступкам.

Теория литературы: роман (повторение), язык произведения; шарж, карикатура, гротеск, фантастика.

Ход урока

I. Творческая пятиминутка.

– Какого цвета великаны?

Резюме:

II. Погружение.

– Кто такие великаны?

– С какими великанами вы встречались на страницах прочитанных вами произведений ? Аргументируйте свой ответ.

– В какой цветовой гамме вы воспринимаете этих великанов? Аргументируйте свой ответ.

– В каких жанрах вы встречались с великанами? Почему именно в этих?

Резюме: Каждый жанр имеет свои особенности в изображении необыкновенных людей – великанов. Мы знаем, что в мифах герои совершают свои подвиги в борьбе с фантастическими чудовищами, в сказках герои сражаются с темными волшебными силами, в былинах богатыри защищают родную землю от нечисти. И все они – (храбрые, мужественные, добрые, бескорыстные и т.д.), потому что (борются со злом и т.д.).

III. Великаны в романе.

– В романах тоже есть великаны. Давайте вспомним.

– В чем особенность этого романа?

– С помощью каких приемов создавал Рабле мир своих великанов, в чем художественные особенности романа “Гаргантюа и Пантагрюэль” – цель нашего урока.

– И мы отправляемся вновь в путешествие по этому необычному роману.

IV. Работа с эпиграфом.

1. Чтение.

“Он пишет играючи, словно забавы ради. Он любит, он боготворит слова. До чего же чудесно наблюдать, как он нанизывает их одно на другое! Он не может, не в силах остановиться”.

Анатоль Франс

Понаблюдаем?

2. Автор романа Ф.Рабле – представитель эпохи Возрождения. Объясните значение этого слова. Итак, это расцвет науки, искусства, литературы, слова. Недаром книга Рабле – настоящее празднество живой речи. (Работа над составлением алгоритма).

V. Создание мира сказочных великанов.

1. Итак, главная роль в создании мира сказочных великанов принадлежит языку.

– Найдите описание занятий Гаргантюа.

– Какие приемы помогают воссоздать нам картину занятий Гаргантюа? (Прибаутки, поговорки, нелепицы, троекратные повторения.)

– Зачем их использует автор?

2. Чему учился Гаргантюа и как?

Как автор с помощью слова показывает нелепость одного и преимущество другого метода?

3. Рассказывая о героях, не забывает автор и “сказочные” подробности быта (гипербола).

Вывод: Так рождается фантастика Рабле, способная влить в нашу жизнь веселье, радужное многоцветие.

4. Фантастика и реальность сосуществуют. Фантастика сопрягается с реальностью, с повседневностью – волшебная сказка приобщается к действительности, а точнее – действительность осознается как в волшебной сказке.

Так рождается книга Рабле.

5. Вспомним Андерсена, который говорил, что сказка и смех одолевают своих противников. Рабле тоже любит смех, но над его страницами мы смеемся по-разному. Как?

6. Добрый смех вызывают добрые герои. Это ... .

Сатирический смех адресован королям-великанам. Это ... .

Для создания их образов Рабле использует особые сатирические приемы:

Шарж – (фр. преувеличение – шуточная или сатирическая манера изображения кого- чего-либо, при которой соблюдается внешнее сходство, но преувеличены наиболее характерные черты. Чаще Рабле использует карикатуру – (итал, перегружать) – намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение лица или события.

Излюбленный прием писателя – гротеск – (фр. причудливый, затейливый) – изображение людей или предметов в фантастическом уродливо-комическом виде.

Рабле любит прибегать к точности в деталях. Приведите примеры.

Вывод: В этом художественное своеобразие романа. Сравнения. Метафоры, эпитеты всегда увязаны с целями и идеями книг Рабле.

(Выход на идеи)

– педагогические идеи

– осмеяние захватнической войны

– идеальное общество

– идеальный правитель.

VI. Итоги.

Именно смех дает читателю своеобразный “ключ” к прочтению романа, нужно только внимательно читать, перечитывать эту книгу, извлекать из нее веселую и сказочную истину – истину о человеке-хозяине Вселенной.

VII. ДЗ.

1. Нарисовать шарж или карикатуру кого-либо из героев романа.

2. Перечитать роман А.С.Пушкина “Дубровский”.

См. схему.