План-конспект урока математики по теме "Решение задач на сложение и вычитание целых чисел"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Развитие логического мышления, умений анализировать и классифицировать методы решения текстовых задач;
  2. Развитие навыков чтения, выделения условий задачи;
  3. Развитие навыков устной и письменной речи;
  4. Отработка способов решения задач;
  5. Отработка вычислительных навыков;
  6. Привитие интереса к предмету;
  7. Воспитание ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.

Дидактические материалы:

Слайдовая презентация с заметками к слайдам;

«Звездочки»- поощрения за верные решения;

Карточка–схема задачи;

Пригласительные на урок;

Дипломы Магистра.

Оборудование для демонстрации слайдовой презентации.

План урока:

1. Введение темы урока и постановка целей – 7 мин.

2. Игра – путешествие – 30 мин.

  • Сложение и вычитание на координатном луче.
  • Свойства сложения и вычитания в задачах. Решение задач несколькими способами.
  • Задачи с условием «больше на…», «меньше на…».

Физкультминутка.

  • Математические ребусы.
  • Задачи о датах и временных промежутках.
  • Периметр многоугольника.

3. Рефлексия – 4 мин.

4. Домашнее задание – 2 мин.

5. Итог урока – 2 мин.

Организация урока:

  • Урок построен в форме игры. Цель учащихся собрать наибольшее количество звезд, которые они получают за правильные ответы. Звезды могут быть двух видов: «маленькие» - за участие в коллективной работе, мелкие ответы и «Большие» - за индивидуальную работу, комментарии и пояснения к решениям.
  • На уроке присутствует сказочный герой в виде «голоса», который задает некоторые вопросы и направляет учащихся.
  • Весь наглядный материал к уроку может быть оформлен в единую презентацию.

Ход урока

За один день до урока учащиеся получают Пригласительный билет.

1. Введение темы урока и постановка целей.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня нас с вами пригласили на праздник в страну Замков. Как мы туда попадем я пока не представляю, но думаю, что для начала нам нужно разгадать странную карту, которую нам оставили на стене.

Давайте попробуем заполнить пустые кружочки на этой карте (действия выполняются по цепочке).

56 + 13: 3 + 47 2 – 104: 9 + 18 6 1 – 16 10 + 30: 30 + 19 + 18: 10 + 40.

(Фронтальная работа - устный счет).

Голос хранителя: Дорогие ребята, очень рад, что вы смогли разгадать шифр, открывающие дорогу в стану Замков. Я, Главный хранитель натуральных чисел страны, приветствую вас на празднике Звезд. Магическое число нашего праздника 4 и Вам предстоит дорога из четырех вопросов. Ответьте на них без ошибок. Соберите четыре звезды, и вы получите ключи к решению задач на сложение и вычитание.

Ребята, скажите, пожалуйста, что нам сегодня предлагает изучить Главный хранитель натуральных чисел?

(Предложения учащихся, формулировка темы).

Совершенно верно, он предлагает нам найти ключи к задачам на сложение и вычитание и тема нашего урока «Решение задач на сложение и вычитание натуральных чисел».

А теперь давайте попробуем поставить цели нашего путешествия? Вспомните, что нам говорил и советовал Главный Хранитель.

(Коллективная работа по определению целей урока).

  1. Собрать четыре звезды.
  2. Вспомнить правила решения задач на сложение и вычитание.
  3. Не сделать ошибок в решениях.

Ну что цели поставлены. Можем отправляться в путь.

2. Игра-путешествие.

Посмотрите, вот и первое задание:

(Устная фронтальная работа с классом).

  • Что изображено перед нами?
  • Что по вашему могут обозначать стрелки?
  • Давайте попробуем записать выражение, соответствующее рисунку. Сколько действий в этом выражении?
  • А как записанное выражение заменить выражением в одно действие?

Голос хранителя: Сейчас мы с вами по старинной лестнице поднимемся в замок принца. Ой, что это блестит на ступеньках? Кажется здесь кто-то оставил туфельку. Интересно кто?

(Учащиеся угадывают сказочного героя, появляется картинка с изображением Золушки).

Рисунок 1

На пороге замка нас действительно встречает Золушка. Интересно какое задание она нам приготовила? Давайте посмотрим и выполним его.

Задача Золушки: «Злая мачеха перед отъездом на бал рассыпала на столе четыре пакета с крупами. В итоге перемешались гречка, рис, пшено и перловка. В этой куче оказалось 7кг 140г крупы. Мыши, помогавшие Золушке наводить порядок, собрали 2 кг 14г гречки, 1 кг 57г пшена и 2 кг 63г риса, оставив только перловку. Сколько перловки лежит на столе?»

(Чтение задачи, индивидуальная работа учащихся в тетрадях, учитель просматривая тетради выбирает различные варианты решений для записи на доску. Обсуждение и разбор предложенных вариантов решений, повторение свойств сложения и вычитания).

Идем дальше, а вот и новый вопрос.

Подумайте, как можно перевести на язык математики «Больше на 12», «Меньше на 6».

Каким математическим действиям фразы?

(Коллективная устная работа класса под руководством учителя).

Голос хранителя: Какой чудесный лес, а вот и тропинка на которой маленькая девочка раскрыла тайну своего путешествия не очень доброму серому герою. А вы знаете что это за девочка?

(учащиеся угадывают сказочного героя, появляется картинка с изображением Красной шапочки).

Рисунок 2

Наверняка у Красной Шапочки для нас тоже есть задача.

Задача Красной Шапочки: «Первого сентября Красная шапочка решила устроить большой пирожковый праздник. Она испекла 15 пирожков с яблочным повидлом, 12 пирожков с малиновым вареньем и 7 пирожков с грушами, кроме сладких пирожков девочка приготовила пирожки с капустой и картошкой их было на 8 меньше чем сладких. 3 пирожка с капустой и 2 пирожка с грушами Красная шапочка унесла бабушке, остальные пирожки съели одноклассники. Сколько всего пирожков съели одноклассники Красной шапочки?»

(Чтение задачи по частям, коллективное определение хода решения задачи, коллективное решение задачи).

Две звезды уже у нас в корзинке. Давайте немного отдохнем и прогуляемся.

(Физкультминутка).

А вот и новое задание. Это математический ребус. Объясните, пожалуйста, что нужно сделать, что бы его разгадать.

(Индивидуальная работа учащихся, проверка по готовому ответу).

Голос хранителя: Перед нами опять замок. Его хозяйка очень неудачно обращалась с колющимися предметами, и теперь ждет помощи принца. Я, думая, вы догадываетесь, кого мы сейчас встретим.

(Учащиеся угадывают сказочного героя, появляется картинка с изображением Спящей Красавицы).

Рисунок 3

Вот мы и снова в замке и наверное нам предстоит выяснить разбудит ли Принц Спящую красавицу и когда это произойдет?

Задача Спящей Красавицы:

  Принц Спящая красавица
Дата рождения 1 апреля 1240г 6 февраля 1151г
Дата укола веретеном 12 марта 1167 года
? Дата пробуждения Через 98 лет 2 месяца и 17 дней
? Дата свадьбы Через 5 дней
  • Время каких событий вам известно из представленной таблицы, назовите даты этих событий.
  • Составьте предложение задачи, в котором участвует фраза «через 98 лет 2 месяца и 17 дней».
  • Какие события связывает фраза «через 5 дней», сформулируйте предложение задачи.
  • Составьте задачу по предложенной таблице.
  • Решите составленную задачу (карточка с текстом).

А теперь ответьте на дополнительный вопрос: «На сколько лет принц младше Спящей Красавицы?»

(Коллективная работа класса по формулировке задачи, предложенной в виде таблицы, решение задачи в парах с поэтапной проверкой действий).

Вот мы и прошли большую часть пути и перед нами последний вопрос: «Чему равен периметр многоугольника?»

Голос хранителя: А вот и последний замок нашего королевства. Я просто не верю своим глазам. Нас встречает сам Мистер Смекалка в шикарных сапогах.

(Учащиеся угадывают сказочного героя, появляется картинка с изображением Кота в сапогах).

Рисунок 4

Интересно какую головоломку нам приготовил Кот в сапогах?

Задача Кота в сапогах:

(Чертеж для составления задачи на слайде и на карточках, выдаваемых детям).

(Работа в парах по формулированию и решению задачи по предложенному чертежу).

Давайте предложим Хранителю ответ на последний вопрос и внимательно выслушаем его решение.

Голос хранителя: Вот и завершилось ваше путешествие. Все звезды собраны, и вы по праву получили диплом Магистра сложения и вычитания. Но прежде чем его получить, проверьте, все ли поставленные цели были вами выполнены?

Ну что же, давайте воспользуемся советом Хранителя и вернемся к целям нашего урока

(В презентации к уроку гиперссылка на картинке «Спящая красавица»).

3. Рефлексия.

Посмотрите внимательно на те цели которые мы с вами поставили для сегодняшнего путешествия:

  • Что на ваш взгляд нам удалось сделать?
  • Что получилось не очень хорошо?
  • Что вам особенно понравилось и запомнилось?

А теперь посмотрите, какое домашнее задание Вам предлагает выполнить Главный Хранитель натуральных чисел страны Замков.

4. Домашнее задание.

Давайте вспомним, кого из героев мы с вами сегодня встретили.

А кого мы могли бы встретить еще, вы подумаете дома и составите задачу, которую этот герой мог бы вам предложить.

5. Итог урока.

Сейчас посчитайте пожалуйста все свои «звезды» и мы узнаем, кто стал магистром страны Замков.

(Учащиеся подсчитывают полученные звезды, выставляются оценки, выдаются дипломы).