Цель: обеспечить условия для:
- открытия детьми жизненной истины – что значит быть преданным
- освоение детьми особенностей передачи языковых средств внутреннего состояния героя
- помочь понять, в чем особенности жанра «Рассказ – быль» (достоверные события)
Этапы урока |
Освоение содержание художественно-педагогической деятельности учителя |
Методический комментарий |
Тема |
Что такое преданность? |
Запись на доске организует смысловое пространство урока, помогает детям обратить внимание на ключевые слова. |
Эпиграф | Жить вместе – и умереть вместе | |
I этап. Подготовка к художественному восприятию рассказа – были. | I. 1. Учитель: Сегодня мы начнем наш урок с чтения вопроса. Прочитаем его негромко, все вместе. (Пауза). - Как вы думаете, что такое преданность? (Свободные высказывания детей) - Что значит быть преданным? (Свободные высказывания детей) - Встречали ли вы преданных людей? Приведите свои примеры. (Свободные высказывания детей) Ребята, как вы думаете, могут ли быть преданными животные? Приведите свои примеры. (Свободные высказывания детей) |
Организация осмысления темы |
I. 2. Учитель: Прочитайте каждый вслух для
себя эпиграф нашего урока.
- Что нам помогают понять эти слова? - Ребята, кто из вас бывал в зоопарке? - Каких зверей вы видели в зверинце? (Свободные высказывания детей) - Что вам больше всего запомнилось? (Делятся впечатлениями) |
Чтение эпиграфа | |
I. 3. Учитель: Лев Николаевич Толстой написал рассказ «Лев и собачка». Это рассказ – быль. Почему он назвал – быль? (Свободные высказывания детей) | ||
- История, о которой рассказывает Л.Н. Толстой, произошла очень давно, в далекой от берегов России городе. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. |
Подведение к пониманию особенности рассказа – были. | |
II этап. Художественное восприятие произведения | II. 1
Учитель: Сядьте поудобнее, внимательно послушайте этот рассказ-быль и подумайте, почему он назван былью. (Учебники закрыты) |
Читает хорошо читающий ученик
(подготовленный) Нацеливание на восприятие текста. |
III этап. Художественный анализ были. | III. 1
Учитель: Какое впечатление вызвала быль? - Взволновала ли вас? - Какие эпизоды взволновали? - Чем они вас взволновали? - Какой эпизод произвел на вас сильное впечатление? III. 2 - Как вы поняли, о чем эта быль? - Где происходят события, описанные в были? - Давайте уточним, подтвердите словами из рассказа (Зачитывают из учебника) - Назовите всех героев были. - Кого бы вы назвали главными героями? - Что сблизило этих двух животных? - Почему лев не принял другую собачку? |
Эмоциональное восприятие текста
Осмысление содержания |
III. 3 – Давайте перечитаем 1, 2 абзац.
- Что мы узнали о жизни героев? (Один жил в зверинце, другой – на улице) - Каким настроением повеяло на нас из этих строк? (Грусти, несправедливости, беззащитности). - Какие слова использует автор, чтобы описать это. Давайте найдем и прочитаем. (собаку бросили в клетку ко льву на съедение) |
Анализ с элементами вычитывания. | |
III. 4. – Что сообщает автор о поведении
героев при их первой встрече (собачка поджала хвост и
прижалась в угол; лев подошел и понюхал ее, тронул ее и
перевернул…стр.137)
- Найдите и прочитайте в тексте слова, которые указывают на смену настроения. (легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком; вскочила, встала перед львом на задние лапки) - А что могло повлиять на душевное состояние льва? - Как вы думаете, какая основная черта подмечена в герое? (дружба, преданность, привязанность) - Прочитайте об этом. |
Раскрытие учащимися внутреннего мира героя. | |
III. 5 – А что еще мы узнаем о льве по его
поступкам?
- Найдите, зачитайте и объясните поступок льва. |
Анализ поступка героя | |
- Какой чертой характера можно объяснить его поступок? - Дети, как автор относится к своему герою? - Почему вы так решили? (дети подтверждают словами из текста) |
Анализ с элементами вычитывания. |
|
IV Организация художественного исполнения. | IV.1 – Давайте негромко прочитаем этот рассказ – быль и попробуем еще раз подумать о прочитанном. | Создания условия для чтения текста с выражением своих отношений к главным героям рассказа |
V. Организация художественного творчества | V.1 – Ребята, кому сегодня удалось глубже
понять что такое преданность? (Свободные высказывания детей) V. 2 - Попробуйте дать свое толкование этого слова и запишите его в тетради. (зачитывание своей записи вслух) V. 3 – Спасибо за работу на уроке, за ваше стремление понять глубокий смысл рассказа – были. Попробуйте дома сформулировать свой вывод по тексту и выделите знаками в тексте, что вы считаете важным для себя. |
Работа в паре Учитель записывает на доске
Домашнее задание. |