Проект урока литературного чтения в 3-м классе. Л.Н. Толстой. "Лев и собака"

Разделы: Начальная школа


Цель: обеспечить условия для:

  • открытия детьми жизненной истины – что значит быть преданным
  • освоение детьми особенностей передачи языковых средств внутреннего состояния героя
  • помочь понять, в чем особенности жанра «Рассказ – быль» (достоверные события)

Этапы урока

Освоение содержание художественно-педагогической деятельности учителя

Методический комментарий

Тема

Что такое преданность?

Запись на доске организует смысловое пространство урока, помогает детям обратить внимание на ключевые слова.

Эпиграф Жить вместе – и умереть вместе
I этап. Подготовка к художественному восприятию рассказа – были. I. 1.

Учитель: Сегодня мы начнем наш урок с чтения вопроса. Прочитаем его негромко, все вместе.

(Пауза).

- Как вы думаете, что такое преданность?

(Свободные высказывания детей)

- Что значит быть преданным?

(Свободные высказывания детей)

- Встречали ли вы преданных людей? Приведите свои примеры.

(Свободные высказывания детей)

Ребята, как вы думаете, могут ли быть преданными животные? Приведите свои примеры. (Свободные высказывания детей)

Организация осмысления темы
  I. 2. Учитель: Прочитайте каждый вслух для себя эпиграф нашего урока.

- Что нам помогают понять эти слова?

- Ребята, кто из вас бывал в зоопарке?

- Каких зверей вы видели в зверинце? (Свободные высказывания детей)

- Что вам больше всего запомнилось? (Делятся впечатлениями)

Чтение эпиграфа
  I. 3. Учитель: Лев Николаевич Толстой написал рассказ «Лев и собачка». Это рассказ – быль. Почему он назвал – быль? (Свободные высказывания детей)  
 

- История, о которой рассказывает Л.Н. Толстой, произошла очень давно, в далекой от берегов России городе. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту.

Подведение к пониманию особенности рассказа – были.
II этап. Художественное восприятие произведения II. 1

Учитель: Сядьте поудобнее, внимательно послушайте этот рассказ-быль и подумайте, почему он назван былью. (Учебники закрыты)

Читает хорошо читающий ученик (подготовленный)

Нацеливание на восприятие текста.

III этап. Художественный анализ были. III. 1

Учитель: Какое впечатление вызвала быль?

- Взволновала ли вас?

- Какие эпизоды взволновали?

- Чем они вас взволновали?

- Какой эпизод произвел на вас сильное впечатление?

III. 2 - Как вы поняли, о чем эта быль?

- Где происходят события, описанные в были?

- Давайте уточним, подтвердите словами из рассказа (Зачитывают из учебника)

- Назовите всех героев были.

- Кого бы вы назвали главными героями?

- Что сблизило этих двух животных?

- Почему лев не принял другую собачку?

Эмоциональное восприятие текста

 

 

 

 

Осмысление содержания

  III. 3 – Давайте перечитаем 1, 2 абзац.

- Что мы узнали о жизни героев? (Один жил в зверинце, другой – на улице)

- Каким настроением повеяло на нас из этих строк? (Грусти, несправедливости, беззащитности).

- Какие слова использует автор, чтобы описать это. Давайте найдем и прочитаем.

(собаку бросили в клетку ко льву на съедение)

Анализ с элементами вычитывания.
  III. 4. – Что сообщает автор о поведении героев при их первой встрече (собачка поджала хвост и прижалась в угол; лев подошел и понюхал ее, тронул ее и перевернул…стр.137)

- Найдите и прочитайте в тексте слова, которые указывают на смену настроения. (легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком;

вскочила, встала перед львом на задние лапки)

- А что могло повлиять на душевное состояние льва?

- Как вы думаете, какая основная черта подмечена в герое? (дружба, преданность, привязанность)

- Прочитайте об этом.

Раскрытие учащимися внутреннего мира героя.
  III. 5 – А что еще мы узнаем о льве по его поступкам?

- Найдите, зачитайте и объясните поступок льва.

Анализ поступка героя
 

- Какой чертой характера можно объяснить его поступок?

- Дети, как автор относится к своему герою?

- Почему вы так решили? (дети подтверждают словами из текста)

 

Анализ с элементами вычитывания.

IV Организация художественного исполнения. IV.1 – Давайте негромко прочитаем этот рассказ – быль и попробуем еще раз подумать о прочитанном. Создания условия для чтения текста с выражением своих отношений к главным героям рассказа
V. Организация художественного творчества V.1 – Ребята, кому сегодня удалось глубже понять что такое преданность? (Свободные высказывания детей)

V. 2 - Попробуйте дать свое толкование этого слова и запишите его в тетради.

(зачитывание своей записи вслух)

V. 3 – Спасибо за работу на уроке, за ваше стремление понять глубокий смысл рассказа – были.

Попробуйте дома сформулировать свой вывод по тексту и выделите знаками в тексте, что вы считаете важным для себя.

Работа в паре

Учитель записывает на доске

 

 

Домашнее задание.