Цель:
- Формировать представление о «Всеобщей декларации прав человека», познакомить учащихся с конкретными статьями.
- Способствовать развитию мышления, умения грамотно выражать свои мысли, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
- Способствовать воспитанию правовой культуры, чувства справедливости, создавать условия для понимания учащимися своих прав и обязанностей.
Технология развивающего обучения и критического мышления.
Оборудование: учебник «Познания мира», текст «Всеобщей декларации прав человека», иллюстрации к сказкам, карточки для работы в группах.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
а) Исполняется гимн РК.
б) На фоне музыки учитель читает стихотворение Т. Айбергенова «Моя Республика».
Она велика: от Алтая до Каспия,
Она широка как народа душа.
Она же – Европа,
Она же и Азия,
И волны Урала,
И плеск Иртыша.
Родная земля –
Молодая и древняя –
Пою о тебе
И тобою живу!
На север взгляну –
Вижу зелень деревьев,
На юг посмотрю –
Ветры сушат траву.
Есть всё у тебя:
И леса, и озёра,
И синие глуби натруженных рек,
Бескрайние степи,
Высокие горы,
И я – твой хозяин
И твой человек!
2. Активизация знаний.
- Как называется страна, в которой мы с вами живём?
- Сейчас я попрошу вас ответить на вопрос: «Что вы можете рассказать о стране, в которой мы с вами живём?»
- Докажите, что Казахстан свободное и независимое государство.
- Почему к городу Астана у нас особое отношение?
- Каждое государство живёт по своим законам. Как называется книга, в которой записаны законы страны?
- В Конституции записаны права и обязанности граждан страны. Дайте лексическое толкование слова право.
Право- совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
3. Целеполагание.
Учитель: Попробуйте предположить: о чём пойдёт речь на уроке?
Дети: На уроке будем говорить о правах людей.
Учитель: Совершенно верно. На уроке будем знакомиться с документом, где записаны права человека – с Всеобщей декларацией прав человека.
4. Работа по изучению темы урока.
а) Словарная работа.
Учитель: Знакомо ли вам значение слова декларация?
Как можно узнать лексическое значение этого слова?
Учащиеся работают со словарями, находят и зачитывают значение слова декларация.
Декларация – название некоторых официальных документов с сообщением каких-нибудь нужных сведений.
б) Устный рассказ учителя о декларации: когда, где, с какой целью была принята декларация.
в) Чтение статьи учебника (с.111).
г) Работа с текстом Всеобщей декларации прав человека (на партах у учащихся лежат отпечатанные тексты, Приложение 1).
Учитель: Чем Декларация отличается от Конституции?
Дети: В Конституции записаны права и обязанности. В Декларации записаны только права.
На доске помещаются опорные схемы:
5. Физкультминутка (Используется здоровьесберегающая технология).
Учитель: А сейчас, чтобы не нарушать вашего права на отдых, проведём минутку релаксации.
6. Работа в группах.
Каждая группа получает иллюстрацию к сказке и карточку с заданиями.
Карточка с заданиями для 1 группы. По мотивам сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- Выбери право, которое нарушила ведьма в этой сказке:
- право на жизнь;
- право на получение образования;
- право на владение имуществом.
- Скажи, чьи права были нарушены в этой сказке.
Карточка с заданиями для 2 группы. По мотивам сказки «Лиса и заяц».
- Выбери право, нарушение которого изображено на рисунке:
- право на жизнь;
- право на неприкосновенность жилища;
- право на труд;
- право на справедливый суд.
- Скажи, кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права.
Карточка с заданиями для 3 группы. По мотивам сказки «Лягушка-путешественница».
- выбери право, которым воспользовалась лягушка:
- право на свободное передвижение;
- право на неприкосновенность жилища;
- право на образование;
- право на труд.
- Как далеко могла передвигаться лягушка, используя своё право на свободу передвижения:
- в пределах болота;
- в пределах страны;
- без ограничений.
После обсуждения заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Каждая группа подготовила выступление. Внимательно послушайте и скажите: о каких правах идёт речь?
Дети показывают инсценировки.
1-я группа.
Я шагаю в первый раз,
Ну, конечно, в первый класс.
И, поверьте мне, друзья,
Это школа моя!
2-я группа.
Ну а я студент-дипломник,
Скоро буду я историк.
И поверьте мне, друзья,
Я окончил эту школу!
3-я группа.
Ну а я бабушка студента,
Ныне я пенсионерка.
И поверьте мне, друзья,
Я училась тоже в этой школе!
Заслушиваются ответы детей.
Учитель: Совершенно верно. В выступлениях говорилось о праве на образование, на свободный выбор профессии, о праве на отдых и социальное обеспечение пожилых людей.
7. Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже».
Каждая группа инсценирует ситуации, после чего происходит анализ показанных ситуаций.
1-я ситуация. Командир: Ваня, ты сегодня дежурный. Останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
Ваня: Аскар, не имеешь права! Конвенцией ребёнка труд детей запрещён!
2-я ситуация. Максим: Мадина! Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!
Мадина: Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!
3-я ситуация. Мария Ивановна: Коля, ты уже который понедельник не готов к информатике!
Коля: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Учитель: Что хорошо усвоили ребята? (Права)
Что хуже знают? (Обязанности)
Чтобы ликвидировать этот пробел, поработаем над проектами документов для нашего класса: 1-я группа – Кодекс класса; 2-я группа – Обязанности ученика; 3-я группа – Декларация 2 «В» класса.
Проекты «документов» смотри в Приложении 1. Учащиеся работают в группах, редактируют предложенные проекты документов., после чего заслушиваются выступления каждой группы.
Учитель:
- К чему приведёт соблюдение этих правил?
- Сформулируйте вывод: для чего нужна Всеобщая декларация прав человека?
- Прочитайте вывод в учебнике (с.112)
8. Итог урока. Обобщение. Рефлексия.
- С чем познакомились на уроке?
- Что нового узнали?
- Чем Конституция отличается от Декларации?
- Какое задание было наиболее интересным?
- Оцените свою работу на уроке: «5» - красная карточка, «4» - зелёная, «3» - жёлтая.
9. Домашнее задание: прочитать статью учебника с.111-112; заполнить анкету.
Анкета.
- Какие права ты имеешь, как ученик? ______________________
- Что ты обязан делать как ученик? _________________________
- С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или
бязанностей?___________________________________________ - Что такое право?________________________________________
- Что такое обязанности?__________________________________
- Зачем придумали права людей и обязанности?_______________