Творческие вопросы и задания по сказке Туве Янссон "Шляпа волшебника"

Разделы: Начальная школа


В программе по литературному чтению 2-й класс Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой “Маленькая дверь в большой мир” (образовательная система “Школа-2100”) изучается много интересных произведений известных зарубежных писателей (Дж.Р.Р. Толкин “Хоббит”, Туве Янссон “Шляпа Волшебника”, Дж.Харрис “Сказки дядюшки Римуса” и другие). В рамках школьного учебника невозможно разместить все произведения целиком, дети знакомятся с их отрывками. Авторы учебника “Маленькая дверь в большой мир” Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева рекомендуют школьникам прочитать сказки в полном объёме. Но материалов для проведения таких уроков в методической литературе для учителя недостаточно.

Мои ученики полюбили сказку Туве Янссон “Шляпа Волшебника”, с удовольствием прочитали книгу целиком, а некоторые дети взяли в библиотеке и другие произведения писательницы Туве Янссон. Я составила викторину, придумала разнообразные задания и провела урок внеклассного чтения по данной книге.

В помощь учителям, работающим по данным учебникам, и детям, увлечённым чтением, предлагаю следующие творческие задания по сказке Туве Янссон “Шляпа Волшебника”:

А. Викторина по сказке.

  1. Что в ноябре случается со всеми муми- троллями? (погружаются в зимнюю спячку)
  2. Что кушали муми- тролли перед тем, как погрузиться в зимнюю спячку? (еловые иголки)
  3. Когда дом муми- троллей превращался в Дом-Вверх-Дном? (когда муми- тролли возвращались из путешествий с новыми друзьями, разрешали им гостить у них дома и делать то, что им взбредёт в голову)
  4. Какие необычные лестницы были в домах у муми-троллей? (верёвочные)
  5. Весенняя примета муми-дола? (если первая бабочка, которую ты увидишь весной жёлтого цвета, то лето будет радостным и весёлым; если белого цвета- лето будет спокойным)
  6. Какую новую коллекцию стал собирать Хемуль? (коллекцию растений, гербарии).
  7. Где спрятался при игре в прятки Муми-тролль? (в шляпе Волшебника)
  8. Почему жители муми- дола не узнали Муми-тролля, когда он вылез из-под шляпы? (он превратился в странного смешного человечка, так как в шляпе Волшебника что было толстым, круглым, становится тощим и узким, что было маленьким, становится большим)
  9. Как Муми- тролль снова стал Муми-троллем? (его узнала мама, и колдовство кончилось)
  10. Что случается со снорками при душевных волнениях и переживаниях? (меняют цвет)
  11. Где Муми- тролль прятал шляпу волшебника? (в пещере Сниффа)
  12. Почему Выхухоль ушёл из дома? (оборвалась верёвка гамака, он упал с гамака на землю, устал терпеть шутки, надоело попадать в смешное положение)
  13. Куда ушёл жить Выхухоль? (в пещеру Сниффа)
  14. Кого так испугался в пещере Выхухоль? (оживших вставных зубов, которые попали в шляпу Волшебника)
  15. На какой остров путешествовали друзья Муми-тролля? (остров хатифнаттов).
  16. Что за беда приключилась с Хемулем на острове хатифнаттов? (взял барометр у хатифнаттов, они его окружили, Хемулю пришлось от них спасаться, взобравшись на столб)
  17. Как спасся Хемуль? (подал сигнал, Снусмумрик услышал, предложил раскачать столб, чтобы пошла вибрация по земле, хатифнатты это почувствовали, испугались и ушли)
  18. Какую пользу принёс друзьям добытый барометр? (предсказал бурю, друзья стали строить дом)
  19. Кого видел над морем в грозу на острове хатифнаттов Снусмумрик? (чёрного всадника на чёрном скакуне, это был Волшебник)
  20. Почему после грозы хатифнатты опасны? (хатифнатты от грозы заряжаются электричеством, светятся, могут ударить током)
  21. Что за беда случилась во время грозы у фрёкен Снорк? (заряженные электричеством хатифнатты искали барометр, один из них коснулся мордочки фрёкен Снорк, и у неё спалилась очаровательная чёлочка)
  22. Что за занятие нашли друзья Муми-тролля после грозы? (искать выброшенные после бури на берег предметы и вещи от кораблекрушений)
  23. Что нашёл на берегу после бури Снорк? (нашёл золото в ущелье на расколотом молнией утёсе)
  24. Что нашёл на берегу после бури фрёкен Снорк? (штевневое (носовое) украшение корабля в виде деревянного изображения какой-то очаровательной королевы)
  25. Что нашёл на берегу после бури Муми- тролль? (талисман из прозрачного стекла, внутри него кружился снег)
  26. Какую историю про волшебника рассказала Тафсла Снусмумрику? (на краю света есть огромная чёрная гора, на ней - Дом волшебника; в доме нет ни окон, ни дверей; Волшебник разъезжает по ночам на чёрной пантере, в темноте у него горят глаза, они становятся красными; Волшебник собирает в плащ рубины; рубинами набит весь дом; всю жизнь волшебник ищет Королевский рубин; волшебник может обернуться кем угодно; он носит чёрную шляпу-цилиндр)
  27. На какую наживку герои сказки поймали рыбу Мамелюк? (на блины)
  28. В какую игру играли мумии-тролли, когда их дом превратился в джунгли? (будто они находятся в первобытном лесу, Муми-тролль - это Тарзан, фрёкен Снорк- Джейн, Снифф - сын Тарзана, Снусмумрик - обезьянка Чита)
  29. Что произошло с джунглями в сумерки? (зелень увяла, цветы закрылись, листья свернулись, плоды сморщились, деревья превратились в хворост)
  30. Почему друзья не смогли взвесить и измерить рыбу Мамелюк? (Хемуль съел седьмую часть рыбы, когда был в карауле)
  31. Особенности языка Тофслы и Вифслы? (ко всем словам прибавляли -СЛА)
  32. Кого боялись Тофсла и Вифсла? (Морры)
  33. Кого из муми-троллей невзлюбили Тофсла и Вифсла? (Сниффа)
  34. Что предпринял Муми-папа, чтобы все могли быстро узнать о приходе Морры? (повесил в гостиной колокол)
  35. Что происходило в том месте, где появлялась Морра? (земля замерзала, на улице становилось холодно, солнце заходило за тучи, сад становился каким- то серым)
  36. Что предлагал Снорк Морре в обмен на чемодан? (золотую гору на острове хатифнаттов)
  37. Что взяла после суда Морра в обмен на чемодан? (шляпу волшебника)
  38. Почему в конце августа у Муми-тролля было тяжело на сердце, и он плакал? (Снусмумрик ушёл на юг, не взяв друзей)
  39. Как подняли настроение расстроенному Муми-троллю Тофсла и Вифсла? (показали ему Королевский рубин из чемодана)
  40. Что являлось Содержимым загадочного чемодана? (Королевский рубин)
  41. От чего Муми-мама была расстроена и ходила словно чужая? (пропала её сумка)
  42. Что пообещала Муми-мама в награду за найденную сумку? (закатить большой пир, на обед подать только сладкое, не заставлять умываться перед сном)
  43. Что придумал Снорк, чтобы поиски сумки были более эффективными? (отправил телеграммы)
  44. Куда пропала сумка Муми-мамы? (унесли Тофсла и Вифсла, им было удобно спать в её карманчиках)
  45. Как муми- тролли готовились к августовскому пиру?
    1. Снорк - развесил на деревьях разноцветные фонарики
    2. Хемуль - готовил фейерверки
    3. Муми-папа - варил пунш (напиток)
    4. Муми-мама - жарила блины
  46. Как порадовали и удивили всех гостей на пиру Тофсла и Вифсла? (показали всем Королевский рубин из чемодана)
  47. Как волшебник узнал, где искать Королевский рубин? (когда Тофсла и Вифсла открыли чемодан, Королевский рубин сверкал, как красное око, на фоне тёмной как ночь земли, и наверху, на Луне, Волшебник его увидел)
  48. Что случилось с обитателями Муми-дола, когда они смотрели на Королевский рубин? (предавались воспоминаниям, видели всё самое прекрасное, самое дерзновенное и самое чудесное из когда-либо передуманного и пережитого ими)
  49. В кого превратился волшебник, чтобы овладеть Королевским рубином? (в белого мышонка, а чёрная пантера - в чёрную кошку)
  50. Чем угощали Муми-тролли Волшебника? (блинами с вареньем)
  51. Как Королевский рубин оказался у Волшебника? (Тофсла и Вифсла попросили волшебника выполнить их желание: чтобы у настоящего рубина появился близнец- такой же рубин)
  52. Что обещал всем в награду Волшебник, получив Королевский рубин? (до утра выполнять желания)

Б. “Узнай героя по описанию”

  1. Часто бродил один ночью, имел губную гармошку, носил старую зелёную шляпу и старый костюм, имел кошачьи глаза, которые видят в темноте (Снусмумрик)
  2. Главный герой книги, в которого влюблена фрёкен Снорк (Муми- тролль)
  3. Умный, осторожный, ворчливый, был переводчиком Тофслы и Вифслы, коллекционирует почтовые марки и растения, без волос, носит платье, которое досталось ему в наследство от тёти (Хемуль)
  4. Читает книгу “О ненужности всего Сущего”, любит качаться в гамаке, терпеть не может попадать в смешное положение (Выхухоль)
  5. Молчаливые, серьёзные, с маленькими, ничего не выражающими физиономиями, не могут говорить и слышать, останавливают свой взгляд только на цели, их чувства очень тонки, 1 раз в год в июне собираются на острове (Хатифнатты)
  6. Любит готовить блины, по утрам варит кофе, потеряла сумку (Муми-мама)
  7. Дольше всех на неделю находится в зимней спячке, страшно боится грозы, первый нашёл пещеру (Снифф)
  8. Умеет улаживать конфликты, был судьёй на суде Морры, брат фрёкен Снорк (Снорк)
  9. Ходят, держась за руки, говорят на иностранном языке, везде таскают с собой чемодан, одна из них носит на голове красную шапочку (Тофсла и Вифсла)
  10. Носит очаровательную чёлку, влюблена в Муми-тролля (Фрёкен Снорк)
  11. Любит читать газеты, пишет мемуары, в детстве был одарённым ребёнком, которого вечно не понимали, часто повторяет фразу “Клянусь своим хвостом!” (Муми- папа)
  12. Страшная, опасная; на том месте, где она сидит, замерзает земля; когда она появляется, становится холодно, заходит солнце за тучи (Морра)

В. “Тайная система сигналов муми-троллей”.

Соедини стрелочкой свистки и их значение.

3 длинных, долгих свистка
слабый свист
3 коротких и 3 длинных свистка
1 длинный и 2 коротких свистка
3 обыкновенных свистка и 1 длинный свисток
“Опасность- SOS”
“А какие у тебя планы на сегодня?”
“Случилось нечто неслыханное!”
“Есть дело!”
“Строжайшая тайна”

Ответы:

3 длинных, долгих свистка - “Случилось нечто неслыханное!”

слабый свист - “Строжайшая тайна”

3 коротких и 3 длинных свистка - “Опасность- SOS”

1 длинный и 2 коротких свистка - “А какие у тебя планы на сегодня?”

3 обыкновенных свистка и 1 длинный свисток - “Есть дело!”

Г. “Превращения Шляпы Волшебника”

Соедини стрелочкой предметы с тем, во что они превратились, побывав в Шляпе Волшебника.

яичные скорлупки

Муравьиный лев

сухие овощи и папоротники

вишнёвые косточки

Муми-тролль

вода из реки

рыбы- плотвички

жёлтые канарейки

красные рубины

странный смешной зверёк

фруктовый сок

маленький ёжик

пушистые тучки

джунгли

Ответы:

яичные скорлупки - пушистые тучки Муравьиный лев- маленький ёжик
сухие овощи и папоротники- джунгли вишнёвые косточки- красные рубины
вода из реки - фруктовый сок рыбы- плотвички - жёлтые канарейки
Муми-тролль - странный смешной зверёк

Д. “Суд над Моррой”. Восстанови пропуски.

Снорк - судья.

____________________ - обвинитель Морры.

____________________ - защитник Морры.

Снифф - ______________________.

____________________ - защитник Тофслы и Вифслы.

____________________ - глас народа.

Семейство муми-троллей - ______________________.

Ответы:

Снорк - судья.

Выхухоль - обвинитель Морры.

(не было) - защитник Морры.

Снифф – обвинитель Тофслы и Вифслы.

Хемуль - защитник Тофслы и Вифслы.

Фрёкен Снорк – глас народа.

Семейство муми-троллей - свидетели.

Е. “Описание Королевского Рубина”

Восстанови пропуски.

Рубин был большой, словно _________________ пантеры, пылающий, как _______________ на закате, живой, как _______________ и блеск воды.

Рубин был изменчив, как _____________ . Иногда он светлел, потом его цвет сгущался до розового, и тогда казалось, будто на заснеженной вершине восходит _______________ . То из бездонной глубины камень вдруг начинал метать тёмно- красные языки пламени. А иногда он становился похож на чёрный _____________________ с тычинками из мелких искр.

Ответы:

Рубин был большой, словно голова пантеры, пылающий, как солнце на закате, живой, как огонь и блеск воды.

Рубин был изменчив, как море. Иногда он светлел, потом его цвет сгущался до розового, и тогда казалось, будто на заснеженной вершине восходит солнце. То из бездонной глубины камень вдруг начинал метать тёмно- красные языки пламени. А иногда он становился похож на чёрный тюльпан с тычинками из мелких искр.

Ж. “Чудеса Волшебника”

Вспомни, какие желания обитателей Муми- дола выполнил Волшебник.

Соедини стрелочкой.

Фрёкен Снорк

Муми- мама

Муми- тролль

Выхухоль

Муми-папа

Снифф

Хемуль

Снорк

Тофсла и Вифсла

чтобы вернулась книга

иметь собственную лодку

чтобы Муми- тролль не скучал по Снусмумрику

красивые глазки, как у деревянной королевы

стол со всем яствами перелетел ко Снусмумрику

вернуть фрёкен Снорк прежние глазки

переплёты для мемуаров

чтобы у Королевского рубина появился рубин- близнец

лопатку, чтобы выкапывать растения

Ответы:

Фрёкен Снорк - красивые глазки, как у деревянной королевы

Муми- мама - чтобы Муми- тролль не скучал по Снусмумрику

Муми- тролль - стол со всем яствами перелетел ко Снусмумрику

Выхухоль - чтобы вернулась книга

Муми-папа - переплёты для мемуаров

Снифф - иметь собственную лодку

Хемуль - лопатку, чтобы выкапывать растения

Снорк - вернуть фрёкен Снорк прежние глазки

Тофсла и Вифсла - чтобы у Королевского рубина появился рубин- близнец

З. Кто говорил такие слова?” Вспомни имена героев.

  1. “Клянусь своим хвостом!” (Муми-папа)
  2. “Мы решилисла показатьсла тебесла Содержимоесла” (Тофсла и Вифсла)
  3. “Я пожелала себе глазки, как у деревянной королевы” (фрёкен Снорк)
  4. “Я не могу отобрать у вас Королевский рубин, потому что один раз купленное должно быть куплено заново или подарено” (Волшебник)
  5. “Моя сумка исчезла. А мне без неё не обойтись!” (Муми-мама)
  6. “У меня тяжело на сердце, потому что Снусмумрик ушёл!” (Муми-тролль)
  7. “Но я терпеть не могу попадать в сложное положение. Это недостойно меня!” (Выхухоль)
  8. “У меня есть план. Но он касается только меня одного!” (Снусмумрик)
  9. “Я буду заниматься ботаникой!.. Соберу самый лучший на свете гербарий!” (Хемуль)
  10. “Я хочу собственную лодку!” (Снифф)
  11. “Это исключительный случай. Необходимо устроить собрание!” (Снорк)
  12. “Я - король Калифорнии!” (Муми-тролль)

И. “Кроссворд”

По горизонтали:

  1. Какую одежду всегда носил Хемуль?
  2. Кто был переводчиком Тофслы и Вифслы?
  3. Подружка Тофслы.
  4. Название рыбы, которую поймали друзья Муми- тролля.
  5. Волшебный предмет, который нашли герои сказки на вершине горы.
  6. Какое блюдо к августовскому пиру готовила Муми- мама?
  7. Герой сказки, который дольше всех находится в зимней спячке, и очень боится грозы.
  8. Во что превращалась в Шляпе волшебника вода из реки?
  9. Что искали хатифнатты ночью в палатке?
  10. Как Муми-мама назвала лодку?

По вертикали:

11. Имя, фамилия писательницы, автора сказки “Шляпа Волшебника”

Кроссворд (ответы):

1. платье
2. Хемуль
3. Вифсла
4. Мамелюк
5. шляпа
6. блины
7. Снифф
8. сок
9. барометр
10. “Приключение”
11. Туве Янссон

К. Итоговые вопросы.

  1. Какой сказочный герой вам понравился больше всего? Чем?
  2. С какого бы героя взяли бы пример?
  3. На какого сказочного героя вы похожи (привычки, черты характера)? Чем?
  4. Почему эта книга нашла признание во всём мире (её перевели на 25 языков)?
  5. Чему учит сказка?