В программе по литературному чтению 2-й класс Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой “Маленькая дверь в большой мир” (образовательная система “Школа-2100”) изучается много интересных произведений известных зарубежных писателей (Дж.Р.Р. Толкин “Хоббит”, Туве Янссон “Шляпа Волшебника”, Дж.Харрис “Сказки дядюшки Римуса” и другие). В рамках школьного учебника невозможно разместить все произведения целиком, дети знакомятся с их отрывками. Авторы учебника “Маленькая дверь в большой мир” Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева рекомендуют школьникам прочитать сказки в полном объёме. Но материалов для проведения таких уроков в методической литературе для учителя недостаточно.
Мои ученики полюбили сказку Туве Янссон “Шляпа Волшебника”, с удовольствием прочитали книгу целиком, а некоторые дети взяли в библиотеке и другие произведения писательницы Туве Янссон. Я составила викторину, придумала разнообразные задания и провела урок внеклассного чтения по данной книге.
В помощь учителям, работающим по данным учебникам, и детям, увлечённым чтением, предлагаю следующие творческие задания по сказке Туве Янссон “Шляпа Волшебника”:
А. Викторина по сказке.
- Что в ноябре случается со всеми муми- троллями? (погружаются в зимнюю спячку)
- Что кушали муми- тролли перед тем, как погрузиться в зимнюю спячку? (еловые иголки)
- Когда дом муми- троллей превращался в Дом-Вверх-Дном? (когда муми- тролли возвращались из путешествий с новыми друзьями, разрешали им гостить у них дома и делать то, что им взбредёт в голову)
- Какие необычные лестницы были в домах у муми-троллей? (верёвочные)
- Весенняя примета муми-дола? (если первая бабочка, которую ты увидишь весной жёлтого цвета, то лето будет радостным и весёлым; если белого цвета- лето будет спокойным)
- Какую новую коллекцию стал собирать Хемуль? (коллекцию растений, гербарии).
- Где спрятался при игре в прятки Муми-тролль? (в шляпе Волшебника)
- Почему жители муми- дола не узнали Муми-тролля, когда он вылез из-под шляпы? (он превратился в странного смешного человечка, так как в шляпе Волшебника что было толстым, круглым, становится тощим и узким, что было маленьким, становится большим)
- Как Муми- тролль снова стал Муми-троллем? (его узнала мама, и колдовство кончилось)
- Что случается со снорками при душевных волнениях и переживаниях? (меняют цвет)
- Где Муми- тролль прятал шляпу волшебника? (в пещере Сниффа)
- Почему Выхухоль ушёл из дома? (оборвалась верёвка гамака, он упал с гамака на землю, устал терпеть шутки, надоело попадать в смешное положение)
- Куда ушёл жить Выхухоль? (в пещеру Сниффа)
- Кого так испугался в пещере Выхухоль? (оживших вставных зубов, которые попали в шляпу Волшебника)
- На какой остров путешествовали друзья Муми-тролля? (остров хатифнаттов).
- Что за беда приключилась с Хемулем на острове хатифнаттов? (взял барометр у хатифнаттов, они его окружили, Хемулю пришлось от них спасаться, взобравшись на столб)
- Как спасся Хемуль? (подал сигнал, Снусмумрик услышал, предложил раскачать столб, чтобы пошла вибрация по земле, хатифнатты это почувствовали, испугались и ушли)
- Какую пользу принёс друзьям добытый барометр? (предсказал бурю, друзья стали строить дом)
- Кого видел над морем в грозу на острове хатифнаттов Снусмумрик? (чёрного всадника на чёрном скакуне, это был Волшебник)
- Почему после грозы хатифнатты опасны? (хатифнатты от грозы заряжаются электричеством, светятся, могут ударить током)
- Что за беда случилась во время грозы у фрёкен Снорк? (заряженные электричеством хатифнатты искали барометр, один из них коснулся мордочки фрёкен Снорк, и у неё спалилась очаровательная чёлочка)
- Что за занятие нашли друзья Муми-тролля после грозы? (искать выброшенные после бури на берег предметы и вещи от кораблекрушений)
- Что нашёл на берегу после бури Снорк? (нашёл золото в ущелье на расколотом молнией утёсе)
- Что нашёл на берегу после бури фрёкен Снорк? (штевневое (носовое) украшение корабля в виде деревянного изображения какой-то очаровательной королевы)
- Что нашёл на берегу после бури Муми- тролль? (талисман из прозрачного стекла, внутри него кружился снег)
- Какую историю про волшебника рассказала Тафсла Снусмумрику? (на краю света есть огромная чёрная гора, на ней - Дом волшебника; в доме нет ни окон, ни дверей; Волшебник разъезжает по ночам на чёрной пантере, в темноте у него горят глаза, они становятся красными; Волшебник собирает в плащ рубины; рубинами набит весь дом; всю жизнь волшебник ищет Королевский рубин; волшебник может обернуться кем угодно; он носит чёрную шляпу-цилиндр)
- На какую наживку герои сказки поймали рыбу Мамелюк? (на блины)
- В какую игру играли мумии-тролли, когда их дом превратился в джунгли? (будто они находятся в первобытном лесу, Муми-тролль - это Тарзан, фрёкен Снорк- Джейн, Снифф - сын Тарзана, Снусмумрик - обезьянка Чита)
- Что произошло с джунглями в сумерки? (зелень увяла, цветы закрылись, листья свернулись, плоды сморщились, деревья превратились в хворост)
- Почему друзья не смогли взвесить и измерить рыбу Мамелюк? (Хемуль съел седьмую часть рыбы, когда был в карауле)
- Особенности языка Тофслы и Вифслы? (ко всем словам прибавляли -СЛА)
- Кого боялись Тофсла и Вифсла? (Морры)
- Кого из муми-троллей невзлюбили Тофсла и Вифсла? (Сниффа)
- Что предпринял Муми-папа, чтобы все могли быстро узнать о приходе Морры? (повесил в гостиной колокол)
- Что происходило в том месте, где появлялась Морра? (земля замерзала, на улице становилось холодно, солнце заходило за тучи, сад становился каким- то серым)
- Что предлагал Снорк Морре в обмен на чемодан? (золотую гору на острове хатифнаттов)
- Что взяла после суда Морра в обмен на чемодан? (шляпу волшебника)
- Почему в конце августа у Муми-тролля было тяжело на сердце, и он плакал? (Снусмумрик ушёл на юг, не взяв друзей)
- Как подняли настроение расстроенному Муми-троллю Тофсла и Вифсла? (показали ему Королевский рубин из чемодана)
- Что являлось Содержимым загадочного чемодана? (Королевский рубин)
- От чего Муми-мама была расстроена и ходила словно чужая? (пропала её сумка)
- Что пообещала Муми-мама в награду за найденную сумку? (закатить большой пир, на обед подать только сладкое, не заставлять умываться перед сном)
- Что придумал Снорк, чтобы поиски сумки были более эффективными? (отправил телеграммы)
- Куда пропала сумка Муми-мамы? (унесли Тофсла и Вифсла, им было удобно спать в её карманчиках)
- Как муми- тролли готовились к августовскому
пиру?
- Снорк - развесил на деревьях разноцветные фонарики
- Хемуль - готовил фейерверки
- Муми-папа - варил пунш (напиток)
- Муми-мама - жарила блины
- Как порадовали и удивили всех гостей на пиру Тофсла и Вифсла? (показали всем Королевский рубин из чемодана)
- Как волшебник узнал, где искать Королевский рубин? (когда Тофсла и Вифсла открыли чемодан, Королевский рубин сверкал, как красное око, на фоне тёмной как ночь земли, и наверху, на Луне, Волшебник его увидел)
- Что случилось с обитателями Муми-дола, когда они смотрели на Королевский рубин? (предавались воспоминаниям, видели всё самое прекрасное, самое дерзновенное и самое чудесное из когда-либо передуманного и пережитого ими)
- В кого превратился волшебник, чтобы овладеть Королевским рубином? (в белого мышонка, а чёрная пантера - в чёрную кошку)
- Чем угощали Муми-тролли Волшебника? (блинами с вареньем)
- Как Королевский рубин оказался у Волшебника? (Тофсла и Вифсла попросили волшебника выполнить их желание: чтобы у настоящего рубина появился близнец- такой же рубин)
- Что обещал всем в награду Волшебник, получив Королевский рубин? (до утра выполнять желания)
Б. “Узнай героя по описанию”
- Часто бродил один ночью, имел губную гармошку, носил старую зелёную шляпу и старый костюм, имел кошачьи глаза, которые видят в темноте (Снусмумрик)
- Главный герой книги, в которого влюблена фрёкен Снорк (Муми- тролль)
- Умный, осторожный, ворчливый, был переводчиком Тофслы и Вифслы, коллекционирует почтовые марки и растения, без волос, носит платье, которое досталось ему в наследство от тёти (Хемуль)
- Читает книгу “О ненужности всего Сущего”, любит качаться в гамаке, терпеть не может попадать в смешное положение (Выхухоль)
- Молчаливые, серьёзные, с маленькими, ничего не выражающими физиономиями, не могут говорить и слышать, останавливают свой взгляд только на цели, их чувства очень тонки, 1 раз в год в июне собираются на острове (Хатифнатты)
- Любит готовить блины, по утрам варит кофе, потеряла сумку (Муми-мама)
- Дольше всех на неделю находится в зимней спячке, страшно боится грозы, первый нашёл пещеру (Снифф)
- Умеет улаживать конфликты, был судьёй на суде Морры, брат фрёкен Снорк (Снорк)
- Ходят, держась за руки, говорят на иностранном языке, везде таскают с собой чемодан, одна из них носит на голове красную шапочку (Тофсла и Вифсла)
- Носит очаровательную чёлку, влюблена в Муми-тролля (Фрёкен Снорк)
- Любит читать газеты, пишет мемуары, в детстве был одарённым ребёнком, которого вечно не понимали, часто повторяет фразу “Клянусь своим хвостом!” (Муми- папа)
- Страшная, опасная; на том месте, где она сидит, замерзает земля; когда она появляется, становится холодно, заходит солнце за тучи (Морра)
В. “Тайная система сигналов муми-троллей”.
Соедини стрелочкой свистки и их значение.
3 длинных, долгих свистка слабый свист 3 коротких и 3 длинных свистка 1 длинный и 2 коротких свистка 3 обыкновенных свистка и 1 длинный свисток |
“Опасность- SOS” “А какие у тебя планы на сегодня?” “Случилось нечто неслыханное!” “Есть дело!” “Строжайшая тайна” |
Ответы:
3 длинных, долгих свистка - “Случилось нечто неслыханное!”
слабый свист - “Строжайшая тайна”
3 коротких и 3 длинных свистка - “Опасность- SOS”
1 длинный и 2 коротких свистка - “А какие у тебя планы на сегодня?”
3 обыкновенных свистка и 1 длинный свисток - “Есть дело!”
Г. “Превращения Шляпы Волшебника”
Соедини стрелочкой предметы с тем, во что они превратились, побывав в Шляпе Волшебника.
яичные скорлупки Муравьиный лев сухие овощи и папоротники вишнёвые косточки Муми-тролль вода из реки рыбы- плотвички |
жёлтые канарейки красные рубины странный смешной зверёк фруктовый сок маленький ёжик пушистые тучки джунгли |
Ответы:
яичные скорлупки - пушистые тучки | Муравьиный лев- маленький ёжик |
сухие овощи и папоротники- джунгли | вишнёвые косточки- красные рубины |
вода из реки - фруктовый сок | рыбы- плотвички - жёлтые канарейки |
Муми-тролль - странный смешной зверёк |
Д. “Суд над Моррой”. Восстанови пропуски.
Снорк - судья.
____________________ - обвинитель Морры.
____________________ - защитник Морры.
Снифф - ______________________.
____________________ - защитник Тофслы и Вифслы.
____________________ - глас народа.
Семейство муми-троллей - ______________________.
Ответы:
Снорк - судья.
Выхухоль - обвинитель Морры.
(не было) - защитник Морры.
Снифф – обвинитель Тофслы и Вифслы.
Хемуль - защитник Тофслы и Вифслы.
Фрёкен Снорк – глас народа.
Семейство муми-троллей - свидетели.
Е. “Описание Королевского Рубина”
Восстанови пропуски.
Рубин был большой, словно _________________ пантеры, пылающий, как _______________ на закате, живой, как _______________ и блеск воды.
Рубин был изменчив, как _____________ . Иногда он светлел, потом его цвет сгущался до розового, и тогда казалось, будто на заснеженной вершине восходит _______________ . То из бездонной глубины камень вдруг начинал метать тёмно- красные языки пламени. А иногда он становился похож на чёрный _____________________ с тычинками из мелких искр.
Ответы:
Рубин был большой, словно голова пантеры, пылающий, как солнце на закате, живой, как огонь и блеск воды.
Рубин был изменчив, как море. Иногда он светлел, потом его цвет сгущался до розового, и тогда казалось, будто на заснеженной вершине восходит солнце. То из бездонной глубины камень вдруг начинал метать тёмно- красные языки пламени. А иногда он становился похож на чёрный тюльпан с тычинками из мелких искр.
Ж. “Чудеса Волшебника”
Вспомни, какие желания обитателей Муми- дола выполнил Волшебник.
Соедини стрелочкой.
Фрёкен Снорк Муми- мама Муми- тролль Выхухоль Муми-папа Снифф Хемуль Снорк Тофсла и Вифсла |
чтобы вернулась книга иметь собственную лодку чтобы Муми- тролль не скучал по Снусмумрику красивые глазки, как у деревянной королевы стол со всем яствами перелетел ко Снусмумрику вернуть фрёкен Снорк прежние глазки переплёты для мемуаров чтобы у Королевского рубина появился рубин- близнец лопатку, чтобы выкапывать растения |
Ответы:
Фрёкен Снорк - красивые глазки, как у деревянной королевы
Муми- мама - чтобы Муми- тролль не скучал по Снусмумрику
Муми- тролль - стол со всем яствами перелетел ко Снусмумрику
Выхухоль - чтобы вернулась книга
Муми-папа - переплёты для мемуаров
Снифф - иметь собственную лодку
Хемуль - лопатку, чтобы выкапывать растения
Снорк - вернуть фрёкен Снорк прежние глазки
Тофсла и Вифсла - чтобы у Королевского рубина появился рубин- близнец
З. “Кто говорил такие слова?” Вспомни имена героев.
- “Клянусь своим хвостом!” (Муми-папа)
- “Мы решилисла показатьсла тебесла Содержимоесла” (Тофсла и Вифсла)
- “Я пожелала себе глазки, как у деревянной королевы” (фрёкен Снорк)
- “Я не могу отобрать у вас Королевский рубин, потому что один раз купленное должно быть куплено заново или подарено” (Волшебник)
- “Моя сумка исчезла. А мне без неё не обойтись!” (Муми-мама)
- “У меня тяжело на сердце, потому что Снусмумрик ушёл!” (Муми-тролль)
- “Но я терпеть не могу попадать в сложное положение. Это недостойно меня!” (Выхухоль)
- “У меня есть план. Но он касается только меня одного!” (Снусмумрик)
- “Я буду заниматься ботаникой!.. Соберу самый лучший на свете гербарий!” (Хемуль)
- “Я хочу собственную лодку!” (Снифф)
- “Это исключительный случай. Необходимо устроить собрание!” (Снорк)
- “Я - король Калифорнии!” (Муми-тролль)
И. “Кроссворд”
По горизонтали:
- Какую одежду всегда носил Хемуль?
- Кто был переводчиком Тофслы и Вифслы?
- Подружка Тофслы.
- Название рыбы, которую поймали друзья Муми- тролля.
- Волшебный предмет, который нашли герои сказки на вершине горы.
- Какое блюдо к августовскому пиру готовила Муми- мама?
- Герой сказки, который дольше всех находится в зимней спячке, и очень боится грозы.
- Во что превращалась в Шляпе волшебника вода из реки?
- Что искали хатифнатты ночью в палатке?
- Как Муми-мама назвала лодку?
По вертикали:
11. Имя, фамилия писательницы, автора сказки “Шляпа Волшебника”
Кроссворд (ответы):
1. платье
2. Хемуль
3. Вифсла
4. Мамелюк
5. шляпа
6. блины
7. Снифф
8. сок
9. барометр
10. “Приключение”
11. Туве Янссон
К. Итоговые вопросы.
- Какой сказочный герой вам понравился больше всего? Чем?
- С какого бы героя взяли бы пример?
- На какого сказочного героя вы похожи (привычки, черты характера)? Чем?
- Почему эта книга нашла признание во всём мире (её перевели на 25 языков)?
- Чему учит сказка?