Пояснительная записка.
Задача социального становления личности ребенка является важной для любого государства. Особенно это значимо для нашего общества в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта детей и подростков.
В начале 90-х годов город мгновенно и навсегда распрощался с октябрятской, пионерской и комсомольской организациями. Как будто не было в этих организациях ничего хорошего, как будто не было миллионов людей выросших в этих организациях.
Да, деятельность этих организаций зачастую страдала теми же недостатками, что и коммунистическая организация взрослых: моноидеологической направленностью, нивелировкой личности, массовостью проводимых мероприятий, фискальным характером отношений.
Однако совершенно очевидно, что детские организации выполняли функцию взаимодействия детей, решая одновременно и задачу преемственности, передачи навыков, умений, лидерских качеств, приемов организаторской работы. Изучение истории детского движения дает возможность увидеть положительное и прогрессивное для использования в наши дни и извлечь уроки из ошибок.
10 лет, это достаточно большой срок для того, чтобы понять: дети не могут существовать индивидуально, без коллектива, без группы единомышленников. И если мы сегодня им не предложим детские общественные объединения и организации, предоставляющие каждому ее члену возможности для самореализации, это сделают другие – и у нас в городе уже есть такой опыт – это и скиндхэды, и металлисты, и фанаты всех мастей.
Мы для себя в школе решили – начинать надо с малышей, с детского соуправления, формируя культуру демократических отношений. Вот уже шестой год воспитательная работа с младшими школьниками выстроена в форме функционирования общественной организации “Следопыт”.
Созданная нами игровая программа социальной адаптации и творческого развития младшего школьника (6-10 лет) позволяет организовать в школе такую внеурочную учебно-воспитательную работу, которая, дополняя учебный процесс, создавала бы у ребенка целостную картину восприятия мира и оказывала влияние на его улучшение.
Цель программы “Следопыт”: воспитание в детях высоких гражданских качеств через различные формы досуговой деятельности и имитацию реальных социальных ролей и ситуаций.
Задачи:
- выявление досуговых потребностей и интересов детей;
- удовлетворение потребности детей в общении, познании и творческой деятельности\
- создание благоприятных условий для выработки и проявления детьми высокой гражданской и нравственной позиции;
- создание детского самоуправления;
- развитие индивидуальных способностей младших школьников через предоставление широкого выбора досуговых форм деятельности;
- пробуждение интереса к истории своей семьи, ее традициям, сближение интересов детей и родителей, воспитание уважения к старшему поколению.
Предполагаемый результат: в результате участия в данной программе у детей:
- будут сформированы знания, умения и навыки в области работы детского самоуправления;
- удовлетворены потребности в общении и творческой деятельности;
- выработаны навыки проявления детьми высокой гражданской и нравственной позиции;
- сформирован интерес к истории своей семьи, её традициям;
- развита творческая индивидуальность ребёнка.
Механизм реализации программы.
Этапы реализации программы:
Организационно – подготовительный – на этом этапе создается материальная, методическая база, планируется программа игр с определением цели, задач, сроков. Вырабатывается система оценок. Продумывается игровое оформление
Основной – реализация основных идей, создание сценариев, встречи различных школьных команд друг с другом.
Финальный – подведение итогов на праздниках, линейках, итоговых встречах.
Участники игры:
Учащиеся 1-4, объединенные в классы, творческие группы, звенья, компании и т.д. создают свои органы самоуправления, планируют свою работу, обсуждают дела, опираясь на правила жизни следопытов:
- Не будь ленивым, а будь трудолюбивым.
- Дружи и дружбой дорожи
- Взрослых уважай, малышей не обижай.
- Люби свой край, знай его историю и традиции.
- Умей трудиться – умей и веселиться.
- Закаляй себя, занимайся физкультурой и спортом.
- Твои друзья – озера, реки, поле, лес и их обитатели. Береги и люби их!
При этом за каждым отрядом, каждой творческой группой школы закреплено право самостоятельности в выборе дел, символов, традиций.
Самоуправление в классах осуществляется через поручения:
№ | поручение | функции | знаки отличия |
1 | командир | 1.Передача информации; 2.контроль над выполнением поручений в классе; 3. ведение бортового журнала. | Красный галстук |
2 | пресс – центр | 1.оформление классного уголка; 2. заполнение бортового журнала в рубрике “Праздники нашего класса”; 3.создание школьной газеты “Наши школьные праздники” | Желтый галстук |
3 | затейник | 1.подготовка заданий к школьным праздникам; 2. организация игр на переменах; 3. помощь во время проведения школьных мероприятий. | Голубой галстук |
Все вышеперечисленные поручения сменные, что позволяет в течение года активно участвовать в игре каждому ребенку внутри своей бортовой компании. Для всех участников актива проходит учёба, которая позволяет за время обучения в начальной школе научиться самостоятельно организовывать игры, выпускать стенные газеты, организовывать самоуправление в классе. Всё это становится возможным за счёт точно выверенной и тщательно построенной технологической модели педагогического взаимодействия педагога – организатора и ребёнка, занимающегося в школьном активе. Программа занятий актива предусматривает прохождение ее участниками трех этапов. Позиция ребенка на каждом этапе меняется в зависимости от поставленных задач.
1. этап – репродуктивный – здесь ученик занимает позицию пассивного наблюдателя, зрителя.
2. этап – позицию ребенка на этом этапе можно охарактеризовать как ученик – подмастерье, так как ребенок получает практической деятельности по образцу.
3. этап – творческий – позицию ребенка можно охарактеризовать как творец, генератор идей.
Таким образом, технологическая модель формирования младших школьников в рамках программы “Следопыт” выглядит следующим образом:
Организационно–прогностический этап. | |
Цель. | Выявить готовность учащихся к участию в деятельности актива детской общественной организации “Следопыт”. |
Задачи. | 1. Выявить общий интерес детей к занятиям в активе по выбранному профилю (командир, затейник, пресс-центр). 2.Создать мотивацию у детей к занятиям в активе |
Содержание педагогического процесса. | 1.Провести диагностику готовности детей к занятиям в группе. 2. Пропаганда достижений актива с целью привлечения новых членов |
Выбор форм, методов. |
|
Критерий достижения цели. | Заинтересовать детей занятиями в группе актива по выбранному профилю. |
Методы диагностики. | Изучение интересов, потребностей, мотивации через опрос. Выявление специальных способностей через тестирование. |
Прогнозируемый результат. | Включение детей в деятельность актива |
Качества педагога. | Доброжелательность, эмоциональная заинтересованность, профессиональная компетентность. |
Позиция ребенка. | Пассивный наблюдатель, созерцатель, желающий интересно провести время. |
Репродуктивный этап. (1-2 класс) | |
Цель. | Обучение специальным умениям и навыкам по профилю (командир, затейник, пресс-центр) |
Задачи |
|
Содержание педагогического процесса. | Обучение специальным умениям и навыкам по профилю, помощь ребёнку в адаптации к коллективу |
Выбор форм, методов. |
|
Критерии достижения цели. | Формирование первоначальных знаний по профилю группы |
Методы диагностики. | Включенное педагогическое наблюдение, стимулирование. |
Прогнозируемый результат. | Закрепление интереса к деятельности, формирование первоначальных знаний и умений по профилю. |
Качества педагога. | Педагог – наставник, профессиональная компетентность, терпение, психологический такт, доброжелательность. |
Позиция ребенка. | Ученик- зритель, слушатель, пассивное потребление культурных ценностей, знаний, опыта. |
Репродуктивно-созидательный этап. (2-3 класс) | |
Цель. | Формирование опыта деятельности по образцу. |
Задачи. |
|
Содержание педагогического процесса. | Проведение практических занятий, обучение специальным умениям и навыкам. |
Выбор форм, методов. |
|
Критерии достижения цели. | Выполнение специальных видов деятельности по образцу. |
Методы диагностики. | Включенное педагогическое наблюдение, конкурс. |
Прогнозируемый результат. | Приобретение опыта деятельности по образцу. |
Качества педагога. | Педагог-наставник-партнер, профессиональная компетентность, терпение, психологический такт, доброжелательность. |
Позиция ребенка. | Ученик-подмастерье, соучастник творческо-репродуктивного процесса. |
Творческий этап. (3-4 класс) | |
Цель. | Создание детьми общего творческого продукта на основе полученных знаний, умений и навыков. |
Задачи. |
|
Содержание педагогического процесса. |
|
Выбор форм, методов. |
|
Критерий достижения цели. | Формирование потребности в самостоятельном приобретении знаний; развитие творческих способностей. |
Методы диагностики. | Включенное педагогическое наблюдение, конкурс, анализ. |
Прогнозируемый результат. | Ребенок может применять ранее освоенные знания, приобретение опыта деятельности в нестандартных ситуациях. |
Качества педагога. | Педагог-партнер, профессиональная компетентность, терпение, психологический такт, доброжелательность, эмоциональная заинтересованность в результатах каждого ребенка. |
Позиция ребенка. | Ученик-творец, генератор идей, активное самостоятельное потребление культурных ценностей, потребность сделать свое, интерес к деятельности не угасает. |
Задания для школьных мероприятий продуманы так, что каждый ребенок имеет возможность активно принимать участие в соревнованиях: задания выполняются всем классом или же класс делится на микрогруппы по количеству заданий. Исключением из общего правила являются традиционный театральный праздник, торжественные линейки, посвященные праздничным датам и городские соревнования. В подготовке к ним принимает участие небольшая группа ребят, остальные являются зрителями.
Организаторы игры:
Непосредственное участие в деятельности организации осуществляют школьные педагоги – организаторы досуга (вожатые) и классные руководители. Функции этих участников детского движения “Следопыт” можно представить следующим образом:
Должность | Функции |
Педагог – организатор | Разработка мероприятий, подготовка заданий к играм, консультирование классных руководителей, проведение занятий актива. |
Классные руководители | Координация действий и контроль над подготовкой к школьным соревнованиям своего класса. |
Формы и методы реализации программы.
Как было отмечено выше, деятельность организации осуществляется в виде ролевой игры. Игровая форма для нашей организации выбрана не случайно, ведь для детей 6-10-ти лет игра продолжает быть ведущим видом деятельности, в основе которого лежит механизм подражания тому, с кем или с чем общается ребенок.
По мнению Д.Б. Эльконина, в ролевых играх, моделирующих человеческие взаимоотношения, могут складываться отношения сотрудничества, взаимной помощи, разделения труда, заботы и внимания людей друг к другу, а также иногда и отношения властвования, даже деспотизма, грубости и враждебности, т.е. как раз те взаимоотношения, в которых формируются и проявляются положительные и отрицательные качества личности ребенка.
Игра — это не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Фактически, становясь участником общественного объединения, ребенок пробует себя в различных социальных ролях. Участвуя в различных играх, он выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности. Наиболее ярко это проявляется в деятельности детской общественной организации.
Множественность функций игры определяется ее содержанием. Наиболее значимые для ребенка следующие — познавательная, развивающая, формирования нравственных оценок, социального закаливания, проектирования собственной деятельности.
Через игру взрослым легче корректировать отношения между детьми, прививать им навыки самоорганизации. То, что в обычной жизни является непривлекательным для ребенка, в игровой ситуации выполняется добровольно, даже с удовольствием. Игра помогает педагогам, родителям формировать у детей умения и навыки в той работе, которая является жизненно важной, но не всегда интересной. Введение ритуалов, элементов романтики в обычную, повседневную школьную жизнь с помощью игры позволяет активизировать детей, заинтересовать их самым порой непривлекательным делом.
Для успешной реализации программы наряду с методом “игры” применяются следующие методы:
Метод воспитания | Форма реализации метода |
Метод художественного иллюстрирования |
|
Метод театрализации |
|
Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок): |
|
Методы организации деятельности, опыта поведения |
|
Метод стимулирования деятельности и поведения |
|
Условия реализации программы.
Для успешного функционирования программы на
наш взгляд необходимо обеспечить следующие
условия:
Заключение.
Как уже говорилось выше, деятельность организации “Следопыт” осуществляется в виде большой ролевой игры – путешествия, в которой каждый год меняются виды транспорта и маршруты путешествия.
№ | Учебный год | Форма путешествия, транспорт | Тема путешествия |
1 | 2000-2001 уч.год | Космический полёт (ракета) | 40-летие 1-го полёта человека в космос |
2 | 2001-2002 уч.год | Железнодорожное путешествие (паровоз) | 10-летие Российской Федерации |
3 | 2002-2003 уч.год | Морской круиз (корабль) | 300-летие С-Петербурга |
4 | 2003-2004 уч.год | Автоэкскурсия (автобус) | 40-летний юбилей Конвенции о правах ребенка |
5 | 2004-2005 уч.год | Тур по местам боевой славы (танк) | 60-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. |
Нужно отметить, что работа по программе “Следопыт” давно перестала быть явлением и достоянием только МОУ СОШ № 32. За время существования игры к нам присоединились почти все школы города (приложения №1,2,3,4,5).