Программа социальной адаптации и творческого развития младшего школьника "Следопыт"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Задача социального становления личности ребенка является важной для любого государства. Особенно это значимо для нашего общества в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта детей и подростков.

В начале 90-х годов город мгновенно и навсегда распрощался с октябрятской, пионерской и комсомольской организациями. Как будто не было в этих организациях ничего хорошего, как будто не было миллионов людей выросших в этих организациях.

Да, деятельность этих организаций зачастую страдала теми же недостатками, что и коммунистическая организация взрослых: моноидеологической направленностью, нивелировкой личности, массовостью проводимых мероприятий, фискальным характером отношений.

Однако совершенно очевидно, что детские организации выполняли функцию взаимодействия детей, решая одновременно и задачу преемственности, передачи навыков, умений, лидерских качеств, приемов организаторской работы. Изучение истории детского движения дает возможность увидеть положительное и прогрессивное для использования в наши дни и извлечь уроки из ошибок.

10 лет, это достаточно большой срок для того, чтобы понять: дети не могут существовать индивидуально, без коллектива, без группы единомышленников. И если мы сегодня им не предложим детские общественные объединения и организации, предоставляющие каждому ее члену возможности для самореализации, это сделают другие – и у нас в городе уже есть такой опыт – это и скиндхэды, и металлисты, и фанаты всех мастей.

Мы для себя в школе решили – начинать надо с малышей, с детского соуправления, формируя культуру демократических отношений. Вот уже шестой год воспитательная работа с младшими школьниками выстроена в форме функционирования общественной организации “Следопыт”.

Созданная нами игровая программа социальной адаптации и творческого развития младшего школьника (6-10 лет) позволяет организовать в школе такую внеурочную учебно-воспитательную работу, которая, дополняя учебный процесс, создавала бы у ребенка целостную картину восприятия мира и оказывала влияние на его улучшение.

Цель программы “Следопыт”: воспитание в детях высоких гражданских качеств через различные формы досуговой деятельности и имитацию реальных социальных ролей и ситуаций.

Задачи:

  • выявление досуговых потребностей и интересов детей;
  • удовлетворение потребности детей в общении, познании и творческой деятельности\
  • создание благоприятных условий для выработки и проявления детьми высокой гражданской и нравственной позиции;
  • создание детского самоуправления;
  • развитие индивидуальных способностей младших школьников через предоставление широкого выбора досуговых форм деятельности;
  • пробуждение интереса к истории своей семьи, ее традициям, сближение интересов детей и родителей, воспитание уважения к старшему поколению.

Предполагаемый результат: в результате участия в данной программе у детей:

  • будут сформированы знания, умения и навыки в области работы детского самоуправления;
  • удовлетворены потребности в общении и творческой деятельности;
  • выработаны навыки проявления детьми высокой гражданской и нравственной позиции;
  • сформирован интерес к истории своей семьи, её традициям;
  • развита творческая индивидуальность ребёнка.

Механизм реализации программы.

Этапы реализации программы:

Организационно – подготовительный – на этом этапе создается материальная, методическая база, планируется программа игр с определением цели, задач, сроков. Вырабатывается система оценок. Продумывается игровое оформление

Основной – реализация основных идей, создание сценариев, встречи различных школьных команд друг с другом.

Финальный – подведение итогов на праздниках, линейках, итоговых встречах.

Участники игры:

Учащиеся 1-4, объединенные в классы, творческие группы, звенья, компании и т.д. создают свои органы самоуправления, планируют свою работу, обсуждают дела, опираясь на правила жизни следопытов:

  1. Не будь ленивым, а будь трудолюбивым.
  2. Дружи и дружбой дорожи
  3. Взрослых уважай, малышей не обижай.
  4. Люби свой край, знай его историю и традиции.
  5. Умей трудиться – умей и веселиться.
  6. Закаляй себя, занимайся физкультурой и спортом.
  7. Твои друзья – озера, реки, поле, лес и их обитатели. Береги и люби их!

При этом за каждым отрядом, каждой творческой группой школы закреплено право самостоятельности в выборе дел, символов, традиций.

Самоуправление в классах осуществляется через поручения:

поручение функции знаки отличия
1 командир 1.Передача информации; 2.контроль над выполнением поручений в классе; 3. ведение бортового журнала. Красный галстук
2 пресс – центр 1.оформление классного уголка; 2. заполнение бортового журнала в рубрике “Праздники нашего класса”; 3.создание школьной газеты “Наши школьные праздники” Желтый галстук
3 затейник 1.подготовка заданий к школьным праздникам; 2. организация игр на переменах; 3. помощь во время проведения школьных мероприятий. Голубой галстук

Все вышеперечисленные поручения сменные, что позволяет в течение года активно участвовать в игре каждому ребенку внутри своей бортовой компании. Для всех участников актива проходит учёба, которая позволяет за время обучения в начальной школе научиться самостоятельно организовывать игры, выпускать стенные газеты, организовывать самоуправление в классе. Всё это становится возможным за счёт точно выверенной и тщательно построенной технологической модели педагогического взаимодействия педагога – организатора и ребёнка, занимающегося в школьном активе. Программа занятий актива предусматривает прохождение ее участниками трех этапов. Позиция ребенка на каждом этапе меняется в зависимости от поставленных задач.

1. этап – репродуктивный – здесь ученик занимает позицию пассивного наблюдателя, зрителя.

2. этап – позицию ребенка на этом этапе можно охарактеризовать как ученик – подмастерье, так как ребенок получает практической деятельности по образцу.

3. этап – творческий – позицию ребенка можно охарактеризовать как творец, генератор идей.

Таким образом, технологическая модель формирования младших школьников в рамках программы “Следопыт” выглядит следующим образом:

Организационно–прогностический этап.
Цель. Выявить готовность учащихся к участию в деятельности актива детской общественной организации “Следопыт”.
Задачи. 1. Выявить общий интерес детей к занятиям в активе по выбранному профилю (командир, затейник, пресс-центр). 2.Создать мотивацию у детей к занятиям в активе
Содержание педагогического процесса. 1.Провести диагностику готовности детей к занятиям в группе. 2. Пропаганда достижений актива с целью привлечения новых членов
Выбор форм, методов.
  1. Опрос.
  2. Разовые поручения.
Критерий достижения цели. Заинтересовать детей занятиями в группе актива по выбранному профилю.
Методы диагностики. Изучение интересов, потребностей, мотивации через опрос. Выявление специальных способностей через тестирование.
Прогнозируемый результат. Включение детей в деятельность актива
Качества педагога. Доброжелательность, эмоциональная заинтересованность, профессиональная компетентность.
Позиция ребенка. Пассивный наблюдатель, созерцатель, желающий интересно провести время.
Репродуктивный этап. (1-2 класс)
Цель. Обучение специальным умениям и навыкам по профилю (командир, затейник, пресс-центр)
Задачи
  1. Закрепление интереса к деятельности.
  2. Создание условий для активной репродуктивной деятельности.
Содержание педагогического процесса. Обучение специальным умениям и навыкам по профилю, помощь ребёнку в адаптации к коллективу
Выбор форм, методов.
  1. Беседа-лекция.
  2. Игра.
  3. Экскурсии.
  4. Практикум
  5. Совместные занятия со старшими группами
Критерии достижения цели. Формирование первоначальных знаний по профилю группы
Методы диагностики. Включенное педагогическое наблюдение, стимулирование.
Прогнозируемый результат. Закрепление интереса к деятельности, формирование первоначальных знаний и умений по профилю.
Качества педагога. Педагог – наставник, профессиональная компетентность, терпение, психологический такт, доброжелательность.
Позиция ребенка. Ученик- зритель, слушатель, пассивное потребление культурных ценностей, знаний, опыта.
Репродуктивно-созидательный этап. (2-3 класс)
Цель. Формирование опыта деятельности по образцу.
Задачи.
  1. Формирование способностей действовать по известному алгоритму.
  2. Овладение умениями и навыками по профилю.
  3. Закрепление и развитие интереса к деятельности у детей.
Содержание педагогического процесса. Проведение практических занятий, обучение специальным умениям и навыкам.
Выбор форм, методов.
  1. Практикум.
  2. Игра.
  3. Конкурс.
  4. Совместные занятия со старшими группами
Критерии достижения цели. Выполнение специальных видов деятельности по образцу.
Методы диагностики. Включенное педагогическое наблюдение, конкурс.
Прогнозируемый результат. Приобретение опыта деятельности по образцу.
Качества педагога. Педагог-наставник-партнер, профессиональная компетентность, терпение, психологический такт, доброжелательность.
Позиция ребенка. Ученик-подмастерье, соучастник творческо-репродуктивного процесса.
Творческий этап. (3-4 класс)
Цель. Создание детьми общего творческого продукта на основе полученных знаний, умений и навыков.
Задачи.
  1. Формирование умений в самостоятельном приобретении знаний.
  2. Развитие творческих способностей.
  3. Создание условий для реализации творческого потенциала личности.
Содержание педагогического процесса.
  1. Создание атмосферы творчества.
  2. Участие в КТД, поиск средств для выполнения дел, поручений
Выбор форм, методов.
  1. Брейнсторминг.
  2. Творческая лаборатория.
  3. Конкурс.
  4. Игра
  5. Самостоятельная практическая работа.
Критерий достижения цели. Формирование потребности в самостоятельном приобретении знаний; развитие творческих способностей.
Методы диагностики. Включенное педагогическое наблюдение, конкурс, анализ.
Прогнозируемый результат. Ребенок может применять ранее освоенные знания, приобретение опыта деятельности в нестандартных ситуациях.
Качества педагога. Педагог-партнер, профессиональная компетентность, терпение, психологический такт, доброжелательность, эмоциональная заинтересованность в результатах каждого ребенка.
Позиция ребенка. Ученик-творец, генератор идей, активное самостоятельное потребление культурных ценностей, потребность сделать свое, интерес к деятельности не угасает.

Задания для школьных мероприятий продуманы так, что каждый ребенок имеет возможность активно принимать участие в соревнованиях: задания выполняются всем классом или же класс делится на микрогруппы по количеству заданий. Исключением из общего правила являются традиционный театральный праздник, торжественные линейки, посвященные праздничным датам и городские соревнования. В подготовке к ним принимает участие небольшая группа ребят, остальные являются зрителями.

Организаторы игры:

Непосредственное участие в деятельности организации осуществляют школьные педагоги – организаторы досуга (вожатые) и классные руководители. Функции этих участников детского движения “Следопыт” можно представить следующим образом:

Должность Функции
Педагог – организатор Разработка мероприятий, подготовка заданий к играм, консультирование классных руководителей, проведение занятий актива.
Классные руководители Координация действий и контроль над подготовкой к школьным соревнованиям своего класса.

Формы и методы реализации программы.

Как было отмечено выше, деятельность организации осуществляется в виде ролевой игры. Игровая форма для нашей организации выбрана не случайно, ведь для детей 6-10-ти лет игра продолжает быть ведущим видом деятельности, в основе которого лежит механизм подражания тому, с кем или с чем общается ребенок.

По мнению Д.Б. Эльконина, в ролевых играх, моделирующих человеческие взаимоотношения, могут складываться отношения сотрудничества, взаимной помощи, разделения труда, заботы и внимания людей друг к другу, а также иногда и отношения властвования, даже деспотизма, грубости и враждебности, т.е. как раз те взаимоотношения, в которых формируются и проявляются положительные и отрицательные качества личности ребенка.

Игра — это не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Фактически, становясь участником общественного объединения, ребенок пробует себя в различных социальных ролях. Участвуя в различных играх, он выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности. Наиболее ярко это проявляется в деятельности детской общественной организации.

Множественность функций игры определяется ее содержанием. Наиболее значимые для ребенка следующие — познавательная, развивающая, формирования нравственных оценок, социального закаливания, проектирования собственной деятельности.

Через игру взрослым легче корректировать отношения между детьми, прививать им навыки самоорганизации. То, что в обычной жизни является непривлекательным для ребенка, в игровой ситуации выполняется добровольно, даже с удовольствием. Игра помогает педагогам, родителям формировать у детей умения и навыки в той работе, которая является жизненно важной, но не всегда интересной. Введение ритуалов, элементов романтики в обычную, повседневную школьную жизнь с помощью игры позволяет активизировать детей, заинтересовать их самым порой непривлекательным делом.

Для успешной реализации программы наряду с методом “игры” применяются следующие методы:

Метод воспитания Форма реализации метода
Метод художественного иллюстрирования
  • агитбригада, “живая” газета, книжкин бал, вечер поэзии, видеоэкскурсия, драматизация песен и др.
Метод театрализации
  • праздник инсценировок, театрализованный концерт, бал Терпсихоры, экспедиция за сказками и др.
Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок):
  • встречи поколений, с людьми труда, беседы с интересными людьми и др.
Методы организации деятельности, опыта поведения
  • операции “Забота”, “Радость людям”, экологические экспедиции, день этикета, рейд дружбы и др.
Метод стимулирования деятельности и поведения
  • линейка – награждение, конкурсы и выставки детского рисунка, мастерства, “фабрика” игрушек, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина, выставка лесных диковин, спортивные праздники и др.

Условия реализации программы.

Для успешного функционирования программы на наш взгляд необходимо обеспечить следующие условия:

  • наличие квалифицированных педагогических кадров;
  • пространство для организации детского сообщества: школа, УДО;
  • возможность координации совместных действий со стороны Управления образования;
  • привлечение внимание общественности и администрации города к проблемам данной организации;
  • проведение агитационной и просветительской работы среди родителей;
  • поддержание и развитие интереса к участию в общественной организации “Следопыт” у детей.

Заключение.

Как уже говорилось выше, деятельность организации “Следопыт” осуществляется в виде большой ролевой игры – путешествия, в которой каждый год меняются виды транспорта и маршруты путешествия.

Учебный год Форма путешествия, транспорт Тема путешествия
1 2000-2001 уч.год Космический полёт (ракета) 40-летие 1-го полёта человека в космос
2 2001-2002 уч.год Железнодорожное путешествие (паровоз) 10-летие Российской Федерации
3 2002-2003 уч.год Морской круиз (корабль) 300-летие С-Петербурга
4 2003-2004 уч.год Автоэкскурсия (автобус) 40-летний юбилей Конвенции о правах ребенка
5 2004-2005 уч.год Тур по местам боевой славы (танк) 60-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Нужно отметить, что работа по программе “Следопыт” давно перестала быть явлением и достоянием только МОУ СОШ № 32. За время существования игры к нам присоединились почти все школы города (приложения №1,2,3,4,5).

Презентация