Основы проектной деятельности. Тема "Характеристика опросных методов"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели урока:

1. Обучающая: создание условий для получения представления о таком методе сбора эмпирических данных, как опрос; о возможности применения этих методов в рамках работы над проектами.

2. Развивающая: освоение метода сбора и обработки эмпирической информации.

3 Мотивационная: получение опыта создания положительной мотивации к участию в опросе, проведению анкетирования.

Задачи:

1. Воспитательная – формировать познавательный интерес к опросным методам исследовательской проектной деятельности.

2. Учебная - освоить алгоритм проведения опросов. Совершенствовать действия, формирующие у респондента положительную мотивацию к участию в опросе.

Формы: фронтальная; индивидуальная.

Методы: метод Колба: личный опыт (Конкретный опыт) —> наблюдение и анализ (Рефлективное наблюдение) —> теория и знания (Абстрактная концептуализация) —> упражнения и эксперименты (Активное экспериментирование).

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: технология коллективного способа обучения; диалоговая технология; технология взаимодействия и сотрудничества.

Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно – гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.

Оборудование:

  • мешок Деда Мороза внутри, которого лежат ключи от замка.
  • снежинки для деления учащихся на группы (общее количество по количеству учащихся; по форме – два вида; три различных цвета.)
  • отпечатанные анкеты (по количеству учащихся в классе) – Приложение № 3.

ПЛАН УРОКА

Этап урока

Цель этапа

Время

I

Организационный момент

Сообщение темы урока; постановка цели урока.

2 мин.

II

Изучение нового материала

   

1

Игра “Что в мешке?”

Получение личного опыта проведения опроса

7 мин.

2

Работа в парах интервьюирование друг друга

Получение личного опыта составления опросника.

5 мин.

3

Работа с предложенными вопросниками

Анализ опросников

5 мин.

4

Введение понятия “опрос”

Получение теории и знаний

5 мин.

5

Упражнения по составлению опроса на тему “Подготовка к новогоднему карнавалу”

Отработка сбора информации методом опроса.

6 мин.

III

Закрепление нового материала

Фронтальная беседа, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы: 1) Что такое, на ваш взгляд, опрос? Где этот метод применяется? 2) С какой целью проводится опрос? 3) Чем опрос отличается от других способов сбора информации?

7 мин.

IV

Итог урока

Учитель подводит итоги о таком методе сбора эмпирических данных, как опрос; о возможности применения этих методов в рамках работы над проектами.

 

V

Домашнее задание

Отработка полученных знаний

2 мин.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

1. Сообщение темы урока.

2. Постановка цели урока.

II. Изучение нового материала.

  1. Игра “Что в мешке”.
  2. Из учащихся выбирается ученик, которому одевается шапка и борода Деда Мороза и даётся мешок, в котором лежит какой – то предмет (в данном случае это ключи от кабинета). Его задача - отвечать на вопросы одноклассников односложными словами “Да”, “Нет”.
    Другая часть учащихся делится на две группы (по форме снежинок). Каждая группа по очереди задают по одному вопросу о форме, цвете, размере, способе применения и т.д., остальные следят за логикой вопросов и ответов. Побеждает самая внимательная и собранная группа, которая раньше других угадает предмет.
    Учитель организует обсуждение по задаваемым вопросам. (Понятные и непонятные вопросы.)

  3. Работа в парах интервьюирование друг друга.
  4. Учащиеся работают в парах, составляют по три любых вопроса соседу по парте с целью получения информации от него.
    Учитель проводит опрос каждой пары, учащиеся после выступления каждой пары обсуждают: какая информация была получена в ходе опроса?

  5. Работа с предложенными вопросниками.
  6. Учащиеся делятся на три группы по цвету снежинок индивидуально читают текст (Приложение № 1), обсуждают в группе ответы на предложенные вопросы.
    Учитель организует обсуждение вопросов предложенных в тексте.
    Учащиеся индивидуально читают текст (Приложение № 2), обсуждают в группе ответы на предложенные вопросы.
    Учитель организует обсуждение вопросов предложенных в тексте. Внимание учеников обращается на то, что не всякие вопросы предназначены для сбора информации, необходимо различать анкету и тест.

  7. Введение понятия “опрос”.
  8. Учитель объясняет понятие “Опрос”, “Респондент”, “Разновидность опроса”, “Интервьюирование”. Учащиеся в энциклопедиях (Толковый словарь русского языка” Ожегов М.2001г., “Большая Российская энциклопедия” М. 2006г.) находят данные определения и записывают их в тетрадях. Обсуждение предыдущей работы в парах: почему некоторым учащимся не удалось получить более полную информацию от Респондента.

  9. Упражнения по составлению опроса на определённую тему.

Упражнение выполняется в паре с соседом по парте. В каждой паре - один ученик – интервьюер, второй – Респондент. Задача Интервьюера узнать мнение Респондента по теме “Где и как провести новогоднюю ёлку для старшеклассников”.

Опрос учителем двух пар (по желанию учащихся). Обсуждение вопросов.

III. Закрепление нового материала.

Фронтальная беседа, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы: 1) Что такое, на ваш взгляд, опрос? Где этот метод применяется? 2) С какой целью проводится опрос? 3) Чем опрос отличается от других способов сбора информации? Результатом работы должно стать представление о том, кто такой Респондент, что такое опрос, для чего и где он применяется.

IV. Итог урока.

Учитель: Вы получили представление о таком методе сбора эмпирических данных, как опрос; о возможности применения этих методов в рамках работы над проектами. Запишите домашнее задание:

V. Домашнее задание.

Провести опрос любого Респондента (по желанию учащегося). В тетрадях записать, как удалось убедить Респондента принять участие в опросе.