Цель:
- закрепить знания, умения и навыки детей по пройденному материалу;
- учить различать признаки времен года;
- с помощью поэтического слова показать красоту различных времен года;
- уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны;
- научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда;
- закрепить знания о растительном и животном мире в период наступления весны;
- воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе;
- обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, развивать речевую деятельность.
Оборудование: картины знаменитых художников; настенное панно «Волшебное дерево»; настенное панно «Домик»; предметные картинки (хлеб, молоко, картофель, яйца, грибы, сахар, крупа, мясо, овощи, фрукты, творог, сливочное масло, растительное масло; корова, коза, свинья, кролик, домашняя птица, лошадь); картинки «Основные законы природы»; шапочки профессоров; орден «Умника».
Ход занятия
1. Вступительная беседа.
- Сегодня, мы продолжаем работу нашего профессорского клуба «Любознай».
- Небольшая разминка:
- Уважаемые профессора, сколько времен года Вы знаете? Назовите их (зима, весна, лето, осень).
- А чем они отличаются друг от друга? (изменением погоды)
- Почему же за зимой идет весна, а за весной – лето, а за летом – осень, а за осенью – зима? (объяснение детьми сезонных изменений в природе)
Обобщение воспитателем:
Это происходит потому, что наша планета вращается вокруг солнца – пройдет круг – окончится год. Но Земля в своем ежегодном полете по – разному подставляет солнечным лучам свои круглые бока. Зимой солнце скользит лучами по Земле, не согревая ее. А летом солнечные лучи попадают прямо на поверхность Земли, поэтому в летние месяцы много тепла и света.
Дидактическая игра «Угадай».
- Работа предстоит нелегкая, поэтому предлагаю еще одну разминку. Я вам буду читать стихотворения, а вы будете подходить к картинке с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит,
А под елкой снег лежит. (весна)И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться,
С рыбками плескаться. (лето)Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит. (осень)Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (зима)
2. Закрепление пройденного материала – изменения в неживой природе.
- Итак, начинаем наше заседание.
Для отчета по погодным условиям приглашается первая профессорская группа «Погодай».
Вопросы:
Что вы можете рассказать о солнце:
- Как оно светит?
- Какими стали дни и ночи весной?
- Что произошло с температурой?
- Что произошло со снегом, льдом?
- Где тает снег быстрее: в тени или на солнце?
- Какой тает снег быстрее: черный или белый?
- Как изменилось небо?
- Какой можно сделать вывод?
(Солнце стало выше подниматься над землей, стало больше припекать. Дни стали длиннее, а ночи короче. Температура воздуха стала выше. Снег начал таять, появились проталины, ручьи и лужи, стала оттаивать почва. Небо стало светлее и голубее).
- Итак, мы прослушали отчет профессоров группы «Погодай».
- Вопросы еще есть?
- Предлагаю сделать перерыв.
3. Физкультминутка. (любая на тему «Природа и мы»)
4. Закрепление пройденного материала – весенние изменения в растительном мире.
- Продолжаем наше заседание.
Для следующего отчета приглашаю профессорскую группу «Древолюбы»
Вопросы:
- Какие изменения произошли весной с растениями?
- Почему весной начала расти трава?
- Какие цветы расцветают первыми?
(Деревья проснулись от зимнего сна, по стволам побежал сок, начали набухать почки. Верхний слой почвы оттаял, поэтому стала появляться трава. Первыми вестниками весны считаются – подснежники.)
- Уважаемые профессора, вы очень умны, и я думаю, что легко справитесь с этим заданием.
- Предлагаю дидактическую игру «Оживи дерево».
/На стене прикрепляется веточка сделанная из бумаги или настоящая от дерева. К ней прикреплены листочки, сложенные пополам, желтого цвет, а другая внутренняя сторона листа зеленого цвета. Если дети дают правильный ответ – лист меняет окраску./
Вопросы:
- На какие группы делятся деревья? /хвойные и лиственные/
- Назовите хвойные деревья? /ель, сосна, пихта, кедр, лиственница, стланик/
- Назовите лиственные деревья? /дуб, ива, береза, липа, осина, ольха, липа, рябина, ясень, клен, черемуха, тополь/
- Как называется лес, где растут ель, сосна, кедр, пихта? /хвойный/
- Как называется лес, где встречаются береза, ольха, осина, рябина? /лиственный/
- Как называют труднопроходимые хвойные леса? /тайга/
- Скажите, как растут в лесу растения? /верхний этаж занимают деревья; второй – кустарники: шиповник, орешник, калина, малина, можжевельник, смородина; нижний – травы, грибы, мхи/
- Ну, что же, я думаю, что наши профессора рассказали нам все о растительном мире. Посмотрите, как нарядно выглядит теперь наше дерево!
5. Физкультминутка. (любая на тему «Природа и мы»)
6. Закрепление пройденного материала – животный мир весной.
- Теперь самое время заслушать отчет профессорской группы «Лесовички»
Вопросы:
- Почему начали появляться насекомые? /Стало тепло/
- Каких насекомых увидели первыми? /Мух/
- Каких насекомых вы знаете?
- Какие птицы перелетные? /стрижи, зяблики, кукушка, утки, гуси/
- Почему они вернулись к нам? /Они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло/
- Какая первая забота у птиц весной? /Поправить старые гнезда и построить новые, отложить яйца, вывести птенцов - воробьи/
- Уважаемые профессора, я приглашаю Вас и всех присутствующих к нашему дереву. Обратите внимание, под ним огромная куча веток и листьев. Чтобы это могло быть? Давайте попробуем узнать.
Дидактическая игра «Кто там?»
/Под деревом «насыпана» куча листьев, под которыми спрятан ежик. Дети читают на листике вопрос, отвечают на него и лист снимается. И так далее до последнего листа – вопроса./
Вопросы:
- Какие две группы животных вы знаете? /Дикие и домашние/
- Почему диких животных так назвали? / Потому что они живут в лесу и за ними никто не ухаживает/
- Почему домашних животных называют домашними? /Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает: кормит, поит, убирает за ними/
- Как изменилась жизнь животных с наступлением весны? /Некоторые животные проснулись от зимней спячки; все звери сменили теплую, пушистую шерсть на более редкую, а некоторые изменили ее окраску. У некоторых животных появились детеныши – у белки, зайца, лисы./
- Зачем заяц меняет окраску своей шерсти? /Чтобы он был менее заметен на земле и в кустах/
- Угадай по описанию: большое животное с копытами, легко передвигается по снегу; питается – травой, листьями, ягодами, а зимой – разгребая копытами снег питаются прошлогодней травой и ягелем /олень/
- Человек использует растительную и животную пищу: хлеб, молоко, картофель, яйца, грибы, сахар, крупу, мясо, овощи, фрукты, творог, сливочное масло, растительное масло.
- Назовите продукты животной пищи? /молоко, яйца, мясо, творог, сливочное масло/
- От каких животных получают эти продукты? /корова, коза, лошадь, овца, свинья, кролик, птица домашняя/
- Какой чудесный ежик. А почему же он спрятался под листьями и веточками? /Ежи на зиму ложатся в спячку и в это время они ничего не едят и не двигаются. А сейчас наступила весна, и еж проснулся. /
- Молодцы! Вы все замечательно потрудились! Нам было очень интересно!
7. Закрепление пройденного материала – труд людей весной.
- Для отчета приглашается еще одна группа профессоров «Работяги».
Вопросы:
- Что делают люди с приходом весны в садах и на огородах? /подрезают и пересаживают кустарники, рыхлят и удобряют землю; белят плодовые деревья и др./
- Как люди готовятся к весенним работам в парниках? /сеют семена, ухаживают за рассадой, затем высаживают ее в грунт и др./
- В чем заключается работа людей весной в городе? /чистят сточные канавы, собирают и вывозят мусор, подбеливают деревья и др./
- Молодцы, и вы справились со своей работой!
8. Подведение итога.
- А теперь самое главное – вспомните основные законы природы:
- Не ломайте деревья, не вырывайте и не вытаптывайте цветы!
- Не берите домой животных и птиц!
- Не убивайте животных и не разоряйте гнезд!
- Не оставляйте мусор в лесу!
- Не разжигайте в лесу огонь!
- О чем же мы сегодня с вами говорили на занятии?
- Что вспомнили? О чем новом узнали?
-Теперь я действительно убеждена, что Вы самые умные профессора! И поэтому награждаю Вас орденом «УМНИК».