Цель:
- обобщить знания детей, полученные в течение учебного года;
- развить умение применять полученные знания на практике;
- воспитать устойчивый интерес к своему здоровью.
Оборудование: портрет мальчика, модель фигуры мальчика (разборная), три ленты, камень с надписью, таблицы «Строение человека», таблицы «Осанка», карточки по теме «Уши» - Д/игра «Полезно – вредно», макет грядки с продуктами, карточки по теме «Глаза» - Д/игра «Полезно – вредно», деревья с «плодами», кусочки продуктов для игры «Определи по вкусу», таблица «Зоны языка», Зубные щетки – картинки, набор трав.
Ход занятия
1. Организационный момент.
В далекой солнечной стране в одном сказочном городке жил мальчик Кузьма. Он был хорошим, вот только у Кузьмы был один недостаток – он все терял. Так все его и звали – Кузька – потеряшка. Про него даже стихотворение сочинили:
Кузька, Кузька – потеряшка
В поле потерял рубашку.
А пока ее искал –
Два ботинка потерял.
Ног, не чуя под собой
Наш Кузьма бежал домой.
Но как в комнату вошел…
И штанов он не нашел.
2. Основная часть занятия.
А) Части тела.
Однажды мама отправила своего рассеянного сыночка в Волшебный лес, где растут все растения, чтобы собрать лекарственные травы для бабушки (она простудилась). Побежал Кузьма по дороге. Видит, малыши своими делами занимаются – кто строит замок из песка, кто рисует на асфальте. У Кузьмы прямо ладони зачесались, так захотелось поиграть.
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы встали дружно в ряд: (ладони с выпрямленными пальцами)
Десять крепеньких ребят. (сжать пальцы в кулаки)
Эти два – всему указки. (показать два пальца)
Все подскажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка, (коснуться пальцами друг друга)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти – безымянны, (показать пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца – коротышки, (показать пальцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них, - (показать пальцы)
Два больших и удалых.
Заигрались ладошки Кузьмы и потерялись. Так мальчишка по улице бежал и потихоньку все терял. Потянулся за апельсинами, росшими на дереве, - потерял руку. С друзьями поиграл в футбол – оставил ногу догонять мячик. И до того он вертел головой во все стороны, что даже потерял голову. Но без головы дальше идти нельзя – как же растения собирать. Даже загадка есть про голову:
Горшочек умен,
Семь дырочек в нем.
Ребята, что же это за семь дырочек, без которых человеку никак нельзя? (глаза, нос, рот, уши)
А для чего они предназначены? (ответы детей)
Давайте поможем Кузьме найти потерявшиеся части тела. Но для этого надо вспомнить их.
Игра «Покажи части тела».
(Ладошки последовательно указывают на те части тела, о которых говорится в игре. Постепенно, при повторении игры, темп убыстряется).
Плечи, голова, ладошки, пальцы.
Глаза, уши, рот, нос.
(После игры дети собирают мальчика, называя выкладываемые части тела).
Б) Скелет человека.
И пошел наш Кузьма дальше. Вдруг видит – три дороги, куда идти не знает. А у дороги камень стоит, а на нем написано:
- прямо пойдешь – через лес пройдешь.
- налево пойдешь – голову потеряешь.
- направо пойдешь – сутулым будешь.
И решил Кузьма, что уж лучше он пойдет направо – лучше сутулым быть, подумаешь позвоночник искривится! Ведь если пойдешь налево – голову потеряешь, а без нее травы лекарственной не найти. Прямо – тоже идти не хочется, так как в лесу можно заблудиться, и кто тогда бабушке траву соберет?
Только он ступил на дорогу, что ведет направо – стал сутулым (горбатым). Идти стало совсем невозможно – и живот заболел, и голова, а язык так и хочет поворчать на кого – нибудь.
Ребята, почему в Кузьме произошли такие перемены? (позвоночник деформировался, изогнулся, нервы защемились)
Как же нам помочь Кузьме? (научить его делать зарядку)
Физкультминутка «Я позвоночник берегу».
Я позвоночник берегу (наклоны вправо – влево,
И сам себе я помогу. Руки скользят вдоль тела)
Все выполняю по порядку: (руки на поясе, поднимание и опускание плеч)
Сначала сделаю зарядку,
Нагнусь, (наклониться вперед)
Прогнусь, (слегка прогнуться назад)
И выпрямлюсь, (встать прямо)
И вправо, влево наклонюсь. (наклоны корпуса)
С друзьями поиграю в мяч, (бег на месте)
Он весело помчится вскачь. (прыжки на обеих ногах)
И за столом я посижу, («полуприсед», сложив руки)
И телевизор погляжу. (встать, руки в стороны)
Но буду помнить я всегда (сцепить за спиной обе руки поменять положение рук)
Должна прямою быть спина!
Ребята, правильно ли выбрал дорогу Кузьма? Почему? (Потому что надо беречь свое здоровье, делать утреннюю зарядку, закаляться, и тогда тебе нечего бояться!)
А для чего человеку нужен позвоночник? (Он служит опорой человека; к нему крепятся ребра, которые защищают наши внутренние органы – сердце, легкие и др., череп, который защищает наш мозг)
Что надо делать, чтобы позвоночник наш не искривлялся? (Следить за своей осанкой.)
В) Орган слуха – уши.
Решил Кузьма свернуть на дорогу, которая ведет через лес, потому что мы научили его делать зарядку и теперь он уже ничего не боится!
Не успел он войти в Волшебный лес (а в этой стране все было волшебным), как услышал какие – то звуки. Давайте поможем их разгадать.
Эксперимент «Угадай, что звучит?».
(включить запись пения птиц, журчание воды, завывание ветра, раскаты грома, звуки, издаваемые животными и т. д.)
Цель: определить, что звучит.
При помощи чего мы услышали и распознали эти звуки? (При помощи ушей.)
А надо ли беречь свои уши? Как надо за ними ухаживать?
Дидактическая игра «Полезно – вредно».
(карточки по теме «Уход за ушами»)
Цель: закрепить знания правил по уходу за ушами и охране слуха.
Г) Орган зрения - глаза.
Наш Кузьма отправился дальше… Лес стал сгущаться, и мальчику становилось все труднее различать тропинку. Вдруг он увидел необычную грядку, на которой росли вместе – морковь, черника, лук, петрушка, помидоры, красный перец, шиповник. У всех были огромные глаза. На грядке была табличка «Съешь меня!» Кузьма долго не решался попробовать даже ягодку. Но все так усердно моргали, что он не удержался и откусил кончик морковки. И, о чудо! Глаза стали лучше видеть!
Ребята, что случилось с глазами Кузьмы? (Он съел продукт, который полезен для глаз.)
Что же растет на нашей грядке? (Дети перечисляют продукты.)
Назовите, какого цвета и формы они? (Дети уточняют цвет и форму, размер.)
При помощи чего увидел Кузьма грядку с продуктами? (При помощи глаз.)
А надо ли беречь свои глаза? Как надо за ними ухаживать? (Дети закрепляют свои знания по уходу за глазами.)
Дидактическая игра «Полезно – вредно».
(карточки по теме «Уход за глазами»)
Цель: закрепить знания правил по уходу за глазами и охране зрения.
Д) Вкус и обоняние.
Подлечив немного глаза Кузьма пошел дальше. А вот и волшебный лес. На сказочных деревьях росло множество «плодов».
Назовите эти «плоды» (Бананы, апельсины, яблоки, мандарины, конфеты, лимоны и другие.)
На каждом «плоде» была табличка «Узнай меня!». Пройти через этот лес, не выполнив задания, было никак нельзя.
Давайте поможем Кузьме определить, как называется «плод».
Дидактическая игра «Определи по вкусу».
Цель: закрепить знания детей о вкусовых качествах.
При помощи чего мы почувствовали вкус? (При помощи языка и носа.)
Как надо ухаживать за носом (языком)? (Дети отвечают.)
Как надо правильно дышать и почему?
Хотел Кузьма пойти дальше, но ему преградили дорогу две огромные Зубные щетки. Почему они его не пропускали, Кузьма никак не мог понять.
Ребята, почему, как вы думаете? (Потому что после еды надо прополоскать рот, почистить зубы.)
А, когда принято чистить зубы, и как это надо делать? (Зубы чистят утром и вечером. Дети показывают, как надо правильно чистить зубы.)
3. Закрепление пройденного материала.
Вот и Волшебное поле, на котором росло множество растений. Но как же определить, какие именно растения нужны бабушке?
Ребята, надо помочь нашему Кузьме.
У бабушки болит ухо. Какое растение ей может помочь? (Герань)
Какое растение помогает при насморке? (Алоэ, каланхоэ, сок свеклы, лук и чеснок)
Какое растение помогает при болях в горле и при кашле? (Ромашка, алоэ, каланхоэ, эвкалипт, шалфей, подорожник, мята, липа, ольха, чеснок и лимон)
Собрав лекарственные растения наш герой отправился в обратный путь. Теперь он точно знал, что бабушка будет здорова!
4. Подведение итога.
Ребята, кому сегодня мы помогали справиться с заданиями?
Как Кузьму называли и почему?
Чему мы научили Кузьму во время путешествия?