Мероприятие "Байт-шоу"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Цели:

Дидактическая: повторить и систематизировать пройденный материал по дисциплине.

Развивающая: способствовать развитию интереса к информатике, расширению кругозора, развитию логического мышления, развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.

Воспитательная: стремиться к воспитанию коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости, чувства ответственности, исполнительности, аккуратности.

Необходимое оборудование:

Компьютер, проектор, экран, флажки.
Карточки с написанными словами.
Секундомер (можно также использовать компьютер)
Экспертная группа (русский язык, информатика, математика).

Литература:

Основная:

  1. А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер. Информатика. –М.: ACADEMIA, 2001
  2. Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А.. Специальная информатика. Учебное пособие.- М.: АСТпресс, 1999.
  3. Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А.. Общая информатика. Учебное пособие.- М.: АСТпресс, 1999.
  4. Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А.. Практическая информатика. Учебное пособие.- М.: АСТпресс, 1999.

Дополнительная:

  1. Журналы “Компьютер Пресс”, “Up Grade”, “Мир ПК”, “Подводная лодка”, “Хакер”.

Содержание мероприятия

В игре участвуют две команды из параллельных групп по 5-6 человек, у которых есть свое название, эмблема, капитан. Команды должны заранее подготовиться к конкурсам: “Пользователь-Программист” и “Ассоциации”, используя предлагаемую литературу.

План и правила игры

В игре всего 8 бит, каждый продолжительностью от 1мин. до 15 мин.

Бит 1 “Простая игра” - для отбора кто первый будет отвечать, проводим конкурс “Кто быстрее ответит на вопрос” (поднимет флажок):
Вопрос 1: Без чего не может работать компьютер?
Вопрос 2: С помощью чего мы записываем диски?

При ответе, если есть такой вариант, то загорается табло (см. количество баллов) затем отвечает второй (см. количество баллов). Право следующего хода переходит той команде, которая заработала больше баллов.
Участники одной команды дают ответы, но засчитывается последний – ответ капитана, который может использовать ответы участников. Если ответ верный (на табло загорается ответ), то получает право повторного хода. Далее право хода переходит другой команде, которая действует по той же схеме.
Очки присуждаются соответственно ответам.
Продолжительность конкурса – 15 мин.

Переходим к следующим конкурсам, которые проводятся одновременно: “Конкурс капитанов”, “Ребусы”, “Игра болельщиков”:

Бит 2 “Конкурс капитанов” - капитаны команд выходят и пишут выбранную формулу в виде, в котором она используется в электронной таблице.
Работы сдаются экспертам.
За правильный ответ 10 очков, за каждую ошибку снимается 1 очко.
Продолжительность конкурса – 2 мин.

Бит 3 “Ребусы” - каждой команде дается по 10 ребусов, которые они должны отгадать за 2 мин.
Работы сдаются экспертам.
За один правильно отгаданный ребус 1 очко.
Продолжительность конкурса – 2 мин.

“Игра болельщиков” - ведущий задает вопрос, а болельщики зарабатывают очки для своей команды.
За правильный ответ – 2 очка.
Продолжительность конкурса 2 мин.

Бит 4 “Бит молчаливый” – из каждой команды участвуют по двое, один из которых молча показывает или объясняет слово, написанное на карточке, (если он проговаривается, данное слово не засчитывается), а второй отгадывает это слово, затем участники меняются. Каждому участнику по 3 слова.
За одно отгаданное слово 2 очка.
Продолжительность конкурса – 12-15 мин.

Бит 5 “Пользователи и программисты” - домашнее задание – один игрок из каждой команды называет имена 5 людей, которые внесли свой вклад в развитие ЭВМ.

Обязательное условие: Не повторяться!!!
Начинает команда, у которой меньше баллов.
За хороший ответ 5 очков.
Продолжительность конкурса – 10 мин.

Бит 6 “Истина – Ложь” - в каждой команде выбирается один участник, которому зачитываются утверждения (количество 5 шт.), на которые он должен отвечать: “Истина” или “Ложь”.
Одно правильное утверждение 5 очков.
Продолжительность конкурса – 10 мин.

Бит 7 “Ассоциации” - домашнее задание – команды должны заранее приготовить несколько описаний какого-либо процесса, не используя терминологии информатики. Игроки отгадывают процесс, опираясь на ассоциации, предложенные противоположной команды.
Работы сдаются экспертам.
Всего 5 очков.
Продолжительность конкурса – 5 мин.

Бит 8 “Гонка за лидером” - задаются вопросы (5 шт.), команды отвечают (кто первый поднимет флажок).
За правильный ответ – 3 очка.
Продолжительность конкурса – 5 мин.

Ход мероприятия

Содержание и последовательность мероприятия Продол-жительность Действия экспертов Действия участников
  Организационный момент:

Приветствие команд.

1 мин.    
  Постановка целей. 1 мин.    
  Планируемые результаты:

Из двух команд выиграет только одна, но ведь главное – это участие и хорошее настроение.

1 мин.    
  Знакомство команд 3 мин. Ведут запись команд Представляют свою команду
  “Простая игра” - должны угадать самый популярный ответ. См. Приложение 1

Вопрос 1: Без чего не может работать компьютер?
Варианты ответов:

  1. Системный блок - 42
  2. Процессор - 25
  3. Электрический ток - 15
  4. Блок питания - 8
  5. Материнская плата – 6
  6. Винчестер – 4

Вопрос 2: С помощью чего мы записываем диски?
Варианты ответов:

  1. Программа 40
  2. Привод – 27
  3. Компьютер – 14
  4. Nero – 9
  5. Клавиатуры – 7
  6. Мышь - 3
10 мин Оценивают

Соответственно ответам

По одному с каждой команды
  Итоги конкурса 1 мин. Данные на экран  
  “Конкурс капитанов” - капитаны команд выходят и пишут выбранную формулу в электронном виде.

2 мин.   Капитаны команд пишут формулы
Работы сдаются экспертам   Оценивают, за правильный ответ 10 очков, за ошибку снимается 1 очко
“Ребусы” - каждой команде дается по 10 ребусов (одинаковой сложности), которые они должны отгадать за 2 мин. 1 мин.   Команда отгадывают ребусы
Работы сдаются экспертам.   За один правильно отгаданный ребус 1 очко.
  “Игра болельщиков”

ведущий задает вопрос, а болельщики зарабатывают очки для своей команды.

  • Как поставить и убрать нумерацию страниц в текстовом редакторе?
  • Как форматируется список?
  • Можно ли в текст вставить файл и как?
  • Какие ссылки есть в MS Word?
  • Можно ли разбить ячейки в MS Excel?
  • Можно ли вставить рисунок в электронную таблицу?
  • Можно ли вставить мультимедийный файл в базу данных?
  • Можно ли таблицу Базы данных перенести в текстовый документ?
  • Что такое Запрос? Зачем он нужен в базе данных?
  • Какие символы не используются в программировании?
2 мин. За правильный ответ 2 очка.  
  “Бит молчаливый” – из каждой команды участвуют по двое, один из которых молча показывает или объясняет слово, написанное на карточке, (если он проговаривается, данное слово не засчитывается), а второй отгадывает это слово, затем участники меняются.

Каждому участнику по 3 слова: Дискета Принтер Интернет Ноутбук Мышь Сканер Программа Монитор Клавиатура Фотоаппарат CD/DVD диск Наушники

12-15 мин. Оценивают

За одно отгаданное слово 2 очка.

Двое участников выполняют задание
  Просмотр результатов игры 1 мин    
  “Пользователи и программисты” - домашнее задание – один игрок из каждой команды называет имена 5 великих людей, которые внесли свой вклад в развитие ЭВМ. Не повторяться!!!

Начинает команда, у которой меньше баллов.

Ведущий рассказывает про первого программиста – женщину Аду Лавлейс.
См. Приложение 2

Все в этом мире с чего-нибудь начиналось. В том числе и история компьютеров. Что же было первым шагом? Меняются технологии, однако идеи, зачастую придуманные давным-давно, остаются прежними. Как ни удивительно, первая компьютерная программа написана полтора века назад, когда не существовало даже слова “компьютер”. Еще удивительнее, а быть может, символичнее, что первым программистом стала женщина. Женщина, для которой ряды чисел оказались поэтическими строфами, а сухие математические формулы — мистическим явлением.

СЛАЙД 1

Ада Августа Байрон-Кинг, графиня Лавлейс, родилась 10 декабря 1815 г. в Англии.

Ада появилась на свет в нерядовой для консервативной чопорной страны семье.

Ее отец, поэт Джордж Ноэль Гордон, лорд Байрон, оставил супругу, отправившись в революционную гарибальдийскую Италию, и в семейном кругу больше не появлялся.

Так что воспитание первого в мире программиста целиком легло на хрупкие плечи матери — прелестной Анны Изабель Милбэнк, леди Байрон.

Двенадцатилетняя девушка, отчаянно краснея от смущения, показала леди Байрон… профессионально выполненные чертежи летательного аппарата собственной конструкции. Ада сочиняла крылья!

СЛАЙД 2

Чарлз Бэббидж — человек, судьба которого неразрывно переплелась с судьбой нашей героини. Он организовал проект, который стартовал в 1822 г., назывался он Difference Engine и должен был являть собой (в современной нам терминологии) громадный, чрезвычайно сложный арифмометр. Однако, несмотря на неплохое по тем временам правительственное финансирование, он благополучно заглох в 1834 г., его документация осела на складах и полках научных кабинетов.

СЛАЙД 3

Ада с головой погрузилась в проект Бэббиджа. Математика расправила крылья и воспарила. Диалог Бэббиджа и Ады Августы, в личных встречах и в оживленной переписке, продолжался долгие годы.

В 1842 г. выдающийся итальянский математик Луис Менебреа, преподаватель баллистики Туринской артиллеристской академии, опубликовал фундаментальный труд о вычислительной машине Бэббиджа.

В течение девяти месяцев графиня работала над текстом книги, попутно дополнив ее собственными комментариями и замечаниями. Произошло чудо — эти комментарии и замечания сделали ее известной в мире высокой науки, а заодно и ввели в историю.

СЛАЙД 4

Она разглядела в машине то, о чем боялся думать сам изобретатель.

В середине 1843 г. произошло эпохальное событие. Математик получил по почте первую в истории человечества компьютерную программу — алгоритм, представляющий собой список операций для вычисления тех самых чисел Бернулли.

Примечания графини Лавлейс к книге Луиса Менебреа занимают всего 52 страницы. По большому счету, это все, что оставила Ада Лавлейс для истории. Но это — автограф гения. Зачастую 52 страницы могут перевернуть окружающий мир до неузнаваемости.

Задумайтесь над этими словами, когда будете работать с вашим компьютером, общаться по Сети или просто перекладывать “косынку”.

10 мин. Оценивают

За хороший ответ 5 очков.

Один участник перечисляет программистов и какой вклад внесли в развитие ЭВМ
  “Истина – ложь” - в каждой команде выбирается один участник, которому зачитываются утверждения (количество 5 шт.), на которые он должен отвечать: “Истина” или “Ложь”.

В программе MS Word можно рисовать диаграммы. – И.
В электронной таблице можно писать верхний и нижний индекс. – Л.
В текстовом редакторе можно вставлять формулы. – И.
Мышь – это устройство ввода информации. – Л.
В графическом редакторе Paint можно писать текст. – И.

Сервер необходим только для выхода в Интернет. – Л.
Принтер и сканер – это устройства ввода информации. – Л.
В тестовый редактор можно вставить объект другого приложения. – И.
Для ввода формулы в ячейку электронной таблицы достаточно ее выделить и поставить пробел. – Л.
В электронной таблице текст в ячейке можно писать по диагонали. – И.

10 мин. Оценивают

Одно правильное утверждение 5 очков.

Один участник отвечает.
  “Ассоциации” - домашнее задание.

Игроки отгадывают процесс, опираясь на ассоциации, предложенные противоположной команды.

Примерные темы процессов:

Загрузка файла.

Запуск программы.

Копирование фрагмента.

Создание папки.

5 мин. Оценивают

Всего 5 очков.

Один участник зачитывает.
  Работы сдаются экспертам.    
  “Гонка за лидером” - задаются вопросы (5 шт.), команды отвечают (кто первый поднимет флажок).

Как объединить ячейки в таблице текстового редактора?

Можно ли преобразовать таблицу в текст и наоборот? Если да, то как.

Назовите типы данных используемые базами данных.

Может ли функция использоваться в формуле.

Если после ввода формулы в ячейке отображаются решетки, что это означает?

5 мин. Оценивают

За правильный ответ – 3 очка.

Вся команда участвует.

Отвечают после указания ведущего

  Просмотр результатов игры

Итоги игры

Награждение и благодарности

3 мин