Открытый урок музыки "Зерно интонации"

Разделы: Музыка


РЕПЕРТУАР: “Болтунья” С.Прокофьева – слуш., “Кто дежурные?” Д. Кабалевский – исп., Экспозиция 3-й части V симфонии Л.Бетховена – слуш., “Кузнец” И. Арсеева – исп. в ансамбле с учителем (Д.М.И.)

ЦЕЛИ:

  1. Развивать творческие способности и способности сравнивать, и делать выводы.
  2. Воспитать любовь к классической музыке.
  3. Научить понятию зерно интонации.

ЗАДАЧА: Усвоить и закрепить знания об интонации, её характерных особенностях и основных признаках.

НАГЛЯДНОСТЬ:

  • Портреты: С.Прокофьева и Л.Бетховена.
  • Карточки “Зёрна интонации”.
  • Карточки с различными ритмическими рисунками.
  • Карточки для детей “Составь ритм”.
  • Детские музыкальные инструменты.

БЕСЕДА:

  1. Музыкальное приветствие
  2. Об интонации разговорной и музыкальной (напоминание, постановка проблемы).
  3. О зерне интонации (из чего она появляется и куда приводит)
  4. Игра: “Зерно интонации”
  5. Игра: “Угадай интонацию” (узнавание интонаций, закрепление знаний прошлого урока)
  6. О С.Прокофьеве (кратко), о произведении “Болтунья” (об особенностях интонации в этом музыкальном произведении)
  7. О зерне интонации в “Болтунье”, составление ритмического рисунка
  8. Напоминание интонации в песне “Кто дежурные?” (составление ритмического рисунка, исполнение песни с использованием ритмических движений)
  9. Игра: “Капитаны” (разминка)
  10. Напоминание о “Симфонии № 5” (знания 2-го класса) и о Л.Бетховене (слушание музыки и составление ритмического рисунка)
  11. Об особенностях интонации в песне “Кузнец”, составление ритмического рисунка и исполнение его на музыкальных инструментах.
  12. Игра: “Узнай ритм” (закрепление знаний, карточки с готовым ритмическим рисунком, по которым нужно узнать музыкальное произведение и карточки для составления ритма)
  13. Выводы. Подведение итогов. Выставление оценок.
  14. Музыкальное прощание.
  15. Выход из класса.

ВЫВОД: Сегодня вы познакомились с понятием “Зерно интонации” и узнали, что большинство музыкальных произведений можно узнать по ритму или начальным фразам мелодии, которые легко запоминаются, т.е. по интонации можно вспомнить огромное музыкальное произведение.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ОЦЕНИВАНИЕ..

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОЩАНИЕ..

ХОД УРОКА

  1. Музыкальное приветствие.
  2. Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием “Зерно интонации” и вспомните, что же такое интонация. А также поиграете на музыкальных инструментах и составите ритмические рисунки с помощью специальных полосочек. Итак, давайте вспомним, что же такое интонация? (Это мотив или ритмический рисунок, который помогает узнать песню или музыкальное произведение) А какие вы знаете интонации? (Разговорные и музыкальные)
  3. Теперь посмотрите внимательно на доску. Что здесь изображено? (Зерно) Что происходит с зерном, если его посадить в землю? (Оно начинает расти) Так и в музыке, если есть интонация, то из неё может вырасти огромное музыкальное произведение.
  4. Попробуйте угадать какие интонации бывают. (Ответы детей) Давайте проверим, какие бывают зёрна интонации. (Изобразительные, Выразительные, Ритмические и т.д.) Как много разных интонаций встречаются в музыке. А теперь давайте поиграем в игру “Угадай интонацию”
  5. Сейчас вы послушаете музыкальное произведение, скажете мне, какая интонация встречается в нём. Возможно, она будет там не одна. (“Болтунья” - ритмическая, выразительная, резкая, яркая)
  6. В этом музыкальном произведении много интонаций, но есть одна главная по которой мы можем узнать музыкальное произведение – Ритмическая.
  7. Давайте составим ритмический рисунок этой музыки и узнаем, каких звуков больше, коротких или длинных. (- - - - - - - -) А кто же написал эту музыку? (С.Прокофьев) Да, Сергей Прокофьев написал большое количество музыкальных произведений, в том числе и знаменитую симфоническую сказку “Петя и волк”.
  8. В этой сказке Петя был пионером. А пионеры помогают маленьким, если у них что-то не получается. А что ещё в школе делают ученики (Учатся, играют на переменах, делают уроки, дежурят по классу) Вот и мы с вами вспомним, кто у нас дежурные. (“Кто дежурные” - работа над песней) Песню мы вспомнили, а какие же в ней главные зёрна интонации по которым можно узнать песню? (Вопросительная и утвердительная интонации) А теперь давайте составим ритмический рисунок этой песни, чтобы было легче покажите ритм движением руки (? ? ? - -) А теперь исполним эту песню по ролям и те, кто поют, поднимаются с места.
  9. Дежурными мы были, а теперь давайте станем капитанами. (Игра “Капитаны”)
  10. Вот мы с вами отдохнули, а теперь продолжим урок. Я вам наиграю мелодию из трёх нот с характерным ритмом, а вы мне скажите, что это за музыка. (“Симфония № 5”) А кто написал это музыкальное произведение? (Л.Бетховен) Да, это немецкий композитор современник Моцарта, который был и остаётся великим композитором. Сейчас мы послушаем это великое произведение, а вы попробуйте сами определить главное зерно интонации и ритмический рисунок начальной фразы. (Сильная, ритмическая интонация. - - - -)
  11. молодцы вы справились с этим сложным заданием. Эту интонацию Бетховен называл “Так судьба стучится в двери”. А какую вы знаете старую профессию в которой необходимо целый день стучать молотом? (Кузнец) Сейчас я исполню песню про кузнеца, вы определите главное зерно интонации и составите ритмический рисунок, а потом мы вместе постучим ритм этой песни на музыкальных инструментах. (Ритмическая, чёткая интонация. - - -) Игра на музыкальных ударных инструментах.
  12. А теперь с играем в игру “Узнай ритм”. У меня на доске находятся карточки с различными ритмическими рисунками. Ваша задача определить где, какая песня зашифрована. Подсказки у вас на столах. Мы составляли ритм каждой песни и музыкальных произведений все вместе с помощью ритмических полосок, а теперь вы сами попробуйте определить песню по ритму.
  13. Что нового на уроке вы узнали? Что мы делали с ритмическими полосками? Что является главным при узнавании песни или музыкального произведения?
  14. Сегодня вы познакомились с понятием “Зерно интонации” и узнали, что большинство музыкальных произведений можно узнать по ритму или начальным фразам мелодии, которые легко запоминаются, т.е. по интонации можно вспомнить огромное музыкальное произведение.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ОЦЕНИВАНИЕ.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОЩАНИЕ.