ЦЕЛИ:
- Продолжать работу по знакомству детей с жанром фольклора, одновременно решая задачу формирования исторического сознания, а также, лежащего в основе загадки и сказки.
- Учить детей входить в Cказку, почувствовать себя ее героем.
- Развивать мышление, речь, воспитывать культуру общения.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: “Сегодня урок литературы необычный. Кроме учебников – наших помощников у вас на парте лежат творческие работы. Вы впервые сочиняли загадки. Что из этого получилось, мы сейчас узнаем. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями”.
2. Проверка домашнего задания.
Ученики:
Без спичек и огня ночью зажигается она.
(луна)
Зимой он за нос нас кусает,
Летом в лесу отдыхает. (мороз)
Красивое коромысло
Через мост повисло. (радуга)
Белые лошадки по небу бегут
Прыгают и скачут, солнышко прячут. (облака)
Учитель: Каким художественным приемом пользуются при составлении современных загадок?
Ученик: Сравнением.
Учитель: А раньше люди каким приемом пользовались?
Ученик: Олицетворением.
3. Новая тема.
Учитель: А теперь послушайте загадки, которые я подобрала.
Старик у ворот
Тепло уволок
Сам не бежит
И стоять не велит. (мороз)
Бывает он в холод
Бывает он в зной
Бывает он добрый
Бывает он злой.
То по лесу кружит,
То в поле свистит,
Но мы не видали
Каков он на вид. (ветер)
Дети отгадывают загадки, поочередно открываются иллюстрации отгадок.
Учитель: “Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, которая так и называется “Мороз, Солнце и Ветер” - русская народная сказка” - открывается запись на доске.
4. Словарная работа.
На доске:
- Поклон отвесил- (устарел) – поклонился.
- Уважить – (просторечие) – оказать уважение.
- Почитает – относится с глубоким уважением.
- Чуб – спускающаяся на лоб прядь волос.
- Скажи на милость – (устарел) – пожалуйста.
- Лютый – злой, свирепый.
- Заткнуть за пояс – превзойти кого-нибудь в чем-нибудь.
- В особицу – в отдельности.
- Голубчик – ласковое обращение.
- Невдомёк – не может догадаться сообразить.
(Читает сначала учитель, затем дети, некоторые слова пытаются объяснить сами, после прочтения открывается пояснение).
5. Чтение сказки учителем (для более тонкого восприятия).
6. Учитель: Понравилась сказка? Понравился вам выбор старика?
Ответы детей: Старик оказался мудрым, он выбрал самую могущественную силу.
7. Чтение по частям хорошо читающими детьми, остальные следят.
Нацеливание: постарайтесь прочитать так, чтобы был понятен характер героев.
8. Работа по тексту.
Учитель: Какими изображаются в сказке Мороз? Солнце? Ветер?
Ученик. А. Они спорят, даже до драки дошло.
Ученик Б. Они выясняют, кто из них важнее и страшнее.
Учитель: Подтвердите свои ответы чтением из текста.
Дети зачитывают отрывки.
Учитель: Правильно. Каждая из природных стихий чувствует свою силу и власть над человеком, поэтому они изображаются спорщиками. Какие художественные приемы используются в сказке?
В классе тишина. После некоторого молчания дети начинают отвечать.
Ученик А. Олицетворение. Все силы природы представлены в виде живых существ.
Ученик В. Слова Солнце, Мороз и Ветер написаны с большой буквы, это их имена.
9. Мифы.
Рассказывает учитель.
В древние времена люди считали мороз, солнце и ветер живыми существами.
Мороз – повелитель зимних холодов. Его представляли в образе низенького старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям, улицам и стучит. От этого стука сковываются льды, начинаются трескучие морозы. Очень он не любит тех, кто дрожит и ругает мороз. Люди всегда пытались его задобрить. Существовал даже специальный обряд. Накануне Рождества старший член семьи должен был выйти на улицу с ложкой киселя и предложить Морозу со словами: “Мороз, приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес” и далее перечислялись все растения, которые мороз должен был побить.
Боялись и Солнца. Думали, что оно могущественное существо. Чтобы оно беспощадно не палило, не сжигало урожай на полях, в дар Солнцу люди строили пирамиды. Чтобы задобрить Солнце люди часто собирались вместе и на коленях молили Солнце пощадить их.
И последняя сила – самая могущественная – Ветер.
Фантазия древнего человека представляла его дующим, выпускающим из своего рта вихри, метели, ураганы.
Воздух – дух божий нисходит на человека через дуновение, сообщая ему необычные свойства от сверхъестественной физической силы.
Учитель: Страшно было жить древнему человеку?
Ученики хором “Да”.
Учитель: А в нашей сказке мы можем сказать, что человек боится этих стихий?
Учащиеся: Нет, он не боится их.
Учитель: Найдите в тексте слова, доказывающиеся независимость человека. Подберите точную манеру исполнения.
Ученик: Ветру, кому же еще как не ему!
10. Работа по ленте времени.
Учитель: Как вы думаете, эта сказка древняя или современная?
Ученик А. Я думаю, что древняя, потому что в сказке встречаются слова, которые сейчас не произносим. И еще, старик на рисунке в лаптях, а сейчас такую обувь не носят.
Ученик Б. А я не совсем согласна, я думаю, сказка не очень древняя потому, что старик уже не боится природных сил.
Учитель: Вы оба рассуждаете правильно. С одной стороны старик относится с уважением к природным силам, отвесил поклон – все это признаки того, что сказка довольно старая. С другой стороны, в сказке уже не чувствуется полной зависимости человека от природы. Старик разговаривает со стихиями достаточно спокойно и свободно. То есть, сказка родилась не в самые древние времена полной зависимости человека от природы, намного позже, хотя и современной ее назвать нельзя.
11. Физкультурная минутка “Очищающее дыхание”.
Цель: важная техника на “Осознанное дыхание”.
Если дети смогут научиться сосредотачиваться таким способом, то им будет легче настроиться на учителя, на других детей и на то многое, что от них требуется в школе.
Учитель: Встаньте выпрямившись, держите спину прямо. Подложите руки на стол вверх ладошками. Мысленным взором посмотрите в центр груди. Будем выдыхать серый воздух: беспокойство, страх, напряжение, а вдыхать голубой: спокойствие, уверенность, легкость.
Время: 2-3 минуты.
12. Работа по группам. Чтение по ролям.
Дети делятся на три группы. Каждая группа получает отрывок из сказки.
Дается 5-7 минут на подготовку. Проверка.
13. Работа с иллюстрациями – выборочное чтение.
Учитель: К какому отрывку из текста сделаны иллюстрации? Докажите, читая текст.
14. Итог.
Учитель: В чем сходство загадок и сказок, которые были написаны в старину?
Ученик: В загадках и сказках используется прием олицетворения.
Учитель: Кем вы были сегодня на уроке?
Ученики:
- слушателями
- читателями
- актерами
Детям раздаются карточки с изображением аплодисментов.
15. Домашнее чтение.
Вариант 1. Перечитать сказку еще раз. Подготовить пересказ.
Вариант 2. Перечитать сказку. Подумать вот над чем:
а) Как изменился бы ход событий в сказке, если бы она была написана в древности?
б) сочините свою сказку (устно).
16. Оценивание.
Учитель: Спасибо за урок.