Тип урока: получение новых знаний.
Форма: урок-размышление.
Техническое обеспечение урока: магнитофон; компьютер; записи фрагментов музыки Римского-Корсакова; слайды.
Ученикам заранее раздаются распечатанные цитаты из “Летописи”.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с личностью и творческой судьбой Н.А. Римского-Корсакова. Показать сложность и многогранность его пути, умение работать упорно, самозабвенно.
- Пробудить интерес к музыкальному творчеству композитора.
- Побудить стремление к чтению мемуарной литературы, воспитывать желание понять внутренний мир великого человека.
ПЛАН УРОКА
1. Экспозиция. Завязка и постановка проблемы.
Художественно-педагогический замысел: раскрывая факты биографии композитора акцентировать внимание класса на ученических качествах Римского-Корсакова.
Ход урока. Зачитываются эпиграфы, выражающие проблему урока и тема урока. Раскрывается первый период творческого пути Римского-Корсакова: жизнь в доме родителей, учёба в Морском корпусе, кругосветное путешествие.
По ходу знакомства зачитываются и анализируются цитаты из “Летописи”, характеризующие композитора как ученика.
2. Разработка.
Следующий этап в творчестве Римского-Корсакова: знакомство с Балакиревым, работа над Первой симфонией.
Художественно-педагогический замысел: размышления о Балакиреве - учителе, его педагогическом методе и том, что смог сделать в такой ситуации Римский-Корсаков - ученик.
Ход урока. Первая симфония. Разговор о Балакиреве с одной стороны – блестящем “техническом критике”, с другой – отрицателе профессиональной композиторской подготовки; о его педагогическом методе – “переделывании по многу раз” и о том, что сделал в такой ситуации Римский-Корсаков (слушал музыку великих мастеров и подражал им, читал “Трактат” Берлиоза).
3. Разработка.
Следующий жизненный этап Римского-Корсакова – первые удачные сочинения, изучение и обработка народных песен, педагогическая деятельность.
Художественно-педагогический замысел: рассказ о параллельном сосуществовании ученической и педагогической деятельности Римского-Корсакова.
Ход урока. Рассказать о преподавании в Петербургской консерватории, Бесплатной музыкальной школе, Придворной певческой капелле и освоении дирижёрской деятельности через практику с морскими и ученическими оркестрами, занятиях с партитурами Глинки (“благотворной школой”), изучении гармонии, контрапункта и даже философии.
Вопросы к классу: Почему так тесно переплелись обе роли Римского-Корсакова? Каким он оказался учителем? учеником?
4. Кульминация.
Рассказ о Римском-Корсакове – главе беляевского кружка, профессоре консерватории, поддержавшем бунтующих студентов.
Художественно-педагогический замысел: сообщение о последних педагогических достижениях Римского-Корсакова, его школе, сочувствии и поддержке студентов. Размышления учеников о педагогическом подвиге композитора.
Ход урока. Рассказать о беляевском кружке, обстановке в консерватории в 1905 году, создании последнего учебника “Основы оркестровки”.
5. Развязка. Возвращение к поставленной в начале урока проблеме и её разрешение.
Личностное понимание и отношение к Римскому-Корсакову.
Художественно-педагогический замысел: подвести к выводу урока.
Ход урока. Размышления учеников о Римском-Корсакове – ученике и учителе. Вывод: Николай Андреевич - лучший ученик консерватории и выдающийся педагог (более 200 учеников), создавший свою школу. Размышления учеников о роли ученичества и учительства в жизни людей.
Конспект урока по музыкальной литературе для 4 класса (пятилетнее обучение) музыкального отделения детской школы искусств.
Эпиграф 1: “Как я не посмотрю, вы никогда не перестаёте учиться, никогда не развлекаетесь ничем, поминутно возвращаетесь к своему прямому делу, то музыку учите, то оркестровку следите… Этакое постоянное настроение не остаётся без следов и результатов, да ещё глубоких”.
В.В. Стасов – Н.А. Римскому-Корсакову.
Эпиграф 2: “…помимо чисто творческой деятельности, важную роль в жизни Римского-Корсакова играло учительство, ибо с 1871 года до самой смерти… он занимал пост профессора Петроградской консерватории, создав безусловно значительное и далеко не исчерпанное по влиянию особое направление или течение, которое может быть объединено в понятие: школа Римского-Корсакова”.
Асафьев Б. – Т3. – с.235-237.
Учитель: Сегодня на уроке музыкальной литературы мы познакомимся с биографией композитора, дирижёра, педагога, музыкально-общественного деятеля Николая Андреевича Римского-Корсакова. Но не только с этим. Среди литературного наследия Римского-Корсакова есть автобиографическая повесть “Летопись моей музыкальной жизни”, цитаты из которой прозвучат на уроке. В этих цитатах – размышления Николая Андреевича о себе как педагоге и ученике. В процессе знакомства с жизнью и творчеством композитора мы должны будем осуществить поиск ответа на вопрос, поставленный в названии урока: “Римский-Корсаков: ученик или учитель?”, проанализировать отрывки из книги “Летопись” и сформулировать результат наших совместных размышлений.
Прочитываются и анализируются эпиграфы, смысл которых отражается в названии темы урока.
Учитель: Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в старинном городе Тихвине Новгородской губернии. Природа этого северного края, сама атмосфера города способствовали становлению этой редкостно цельной натуры. В Тихвине были живы старинные обряды. Особую роль в этом играл знаменитый Тихвинский монастырь с древними росписями, колокольным звоном, чудотворной иконой Тихвинской Богоматери, к которой народ стекался со всей России. Семья Римских-Корсаковых была музыкальной. У Ники, как ласково называли его родители, музыкальные способности проявились очень рано. С 6 лет его начали учить музыке, и к 11 годам он добился больших успехов. Обязательными упражнениями Ника занимался с ленцой, зато любил менять в исполняемой пьесе конец. На возражения отвечал: “Так красивее”. Часто близкие замечали, что он записывал что-то в свою тетрадь, которую никогда никому не показывал. Первым значительным сочинением был дуэт в подражание песне Вани из оперы “Иван Сусанин”. Но не только музыка интересовала тогда Нику. Гораздо больше влекла его романтика моря – страсть, развившаяся под влиянием старшего брата, Воина Андреевича, офицера-моряка, участника длительных экспедиций, имевшего звание контр-адмирала. Нику пленяла мысль стать моряком. Наконец его мечта осуществилась. В 12 лет он поступил в Морской корпус в Петербурге. Кадетский корпус резко изменил уклад его жизни. Всё в нём было подчинено военным порядкам. Но юный кадет быстро освоился там, сдружился со старшеклассниками, среди которых был будущий писатель, автор “Морских рассказов” К.Станюкович и художник В.Верещагин.
Цитата: Это был кадетский дух, унаследованный от николаевских времён. Не всегда красивые шалости, грубые протесты против начальства, грубые отношения друг с другом, прозаическое сквернословие в беседах, циничное отношение к женскому полу, отсутствие охоты к чтению, презрение к общеобразовательным научным предметам и иностранным языкам. А летом в практических плаваниях и пьянство – вот характеристика училищного духа того времени. Как мало соответствовала эта среда художественным стремлениям.… И я произрастал в этой сфере чахло и вяло в смысле общего художественно-поэтического и умственного развития.
Учитель: Учился Николай прекрасно. Шесть лет он всегда входил в “первый десяток” кадетов. Поэтому ему давали еженедельный отпуск. Он стал посещать концерты, оперу. Неизгладимое впечатление на него произвели оперы Глинки. Преклонение перед творчеством великого русского композитора он пронёс через всю жизнь.
Цитата: Страсть к музыке развивалась. В сезон 59\60 я бывал в симфонических концертах… В Глинку я был влюблён… В опере слышал “Моисея” Россини”, “Жизнь за царя”, “Руслана” Глинки… На имевшиеся карманные деньги я скупил нумера из “Руслана”, полную оперу “Жизнь за царя”… как музыкант я был тогда мальчик-дилетант в полном смысле слова. С Улихом занимался несколько лениво, пианизма приобретал мало; в 4 руки играть ужасно любил. Пения, квартетной игры, хорошего исполнения на фортепиано я не слыхал. О теории музыки понятия не имел, не слыхивал ни одного названия аккордов, не знал названия интервалов; гамм и их устройства твёрдо не знал, но сообразить мог. Тем не менее я пробовал оркестровать антракты “Жизни за царя” по имевшимся в фортепианном переложении надписям инструментов… Никто меня ничему тогда не выучил, никто не направил; а было бы так просто это сделать, если б был такой человек.
Учитель: Итак, Николаю 15-16 лет, а музыкальное образование оставляет желать лучшего. Поэтому с 1859 года он стал заниматься с Фёдором Ивановичем Канилле. Это был образованный музыкант, пианист, ценитель русской музыки. Учитель поддержал его стремление к серьёзным занятиям.
Цитата: Канилле открыл мне глаза на многое.… Узнав о моей страсти к музыке, он навёл меня на мысль заняться сочинением.… Задавал писать вариации, имея для образца Глинкинские вариации “Среди долины ровныя”… У него я познакомился немного с оркестровыми партитурами…. Он же познакомил меня с увертюрой к “Королю Лиру” Балакирева, и я возымел величайшее уважение и благоговение к имени Балакирева, которое услыхал впервые.
Учитель: Через Канилле молодой музыкант познакомился с Балакиревым, потом сблизился с Кюи, Мусоргским, Стасовым. Именно это определило его дальнейший путь.
Цитата: Балакирев произвёл на меня громадное впечатление…. В первое же свидание было ему показано моё скерцо…, ноктюрн и другие вещи…Он требовал, чтобы я принялся за сочинение симфонии.
Балакирев, дирижировавший в то время концертами Бесплатной музыкальной школы решил её исполнить и переписать её партии. Но что за ужасная это была партитура! Впрочем, об этом после; скажу одно: нахватавшись всяких верхов, я в то время не знал азбуки. …С каким восхищением я присутствовал при настоящих, деловых разговорах об инструментовке, голосоведении и т.п. Играли в 4 руки.… Сверх того, сколько разговоров о текущих музыкальных делах! Я сразу погрузился в какой-то новый, неведомый мне мир, очутившись среди настоящих, талантливых музыкантов, о которых я прежде только слышал, вращаясь между дилетантами товарищами.
Учитель: Со слов Римского-Корсакова мы узнаём, что он не знает музыкальной азбуки, но берётся за сочинение симфонии. Возможно ли такое? Правильно ли это? (Ответы учеников).
Учитель: Таким образом, композитор начинает работу над первым своим серьёзным трудом – Первой симфонией. Но параллельно он сдаёт экзамены в Морском корпусе, а потом как гардемарин уходит в кругосветное плавание на военном учебном клипере “Алмаз”.
Цитата: Выпуск мой в гардемарины состоялся в 1862 году. Гардемарин назначался в двухлетнее плавание для практики. Мне предстояло двух-трёхлетнее путешествие, разлука с Балакиревым и другими музыкальными друзьями и полное отлучение от музыки. Не хотелось мне за границу. Сойдясь с балакиревским кружком, я стал мечтать о музыкальной дороге; я был ободрен и направлен кружком на эту дорогу. В то время я уже действительно страстно любил музыку.
Учитель: Кругосветное плавание длилось три года. Клипер побывал в Англии, Америке, Бразилии, Испании, Италии, Франции, Норвегии. Поначалу музыкальные интересы были живы, и Римский-Корсаков переписывался с Балакиревым. Но потом яркие впечатления оттеснили творчество.Глубоко волновала художника величественная красота моря, образ которого затем часто будет возникать в его произведениях. (Музыкальный фрагмент. “Шехеразада”).
Учитель: Возвращение к музыке произошло очень быстро. Дебютом композитора стала Первая симфония, которая сочинялась под руководством Балакирева. Вот что говорит ученик о своём учителе в “Летописи”.
Цитата: Молодой, с чудесными, подвижными, огненными глазами, с кривой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо, каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой. Влияние его на окружающих было безгранично. И похоже на какую-то магнетическую силу. Если Балакирев любил меня как сына и ученика, то я был просто влюблён в него. Талант его в моих глазах превосходил всякую границу возможного, а каждое слово и суждение были для меня безусловной истиной.
…Музыкальная практика и жизнь дали возможность яркому таланту Балакирева развиться быстро. Развитие других началось позднее, шло медленнее и требовало руководителя. Этим руководителем и был Балакирев, добившийся всего своим изумительным разносторонне-музыкальным талантом и практикою, без труда и без системы, и потому не имевший понятия ни о каких системах. Скажу более: Балакирев, сам не прошедший какой-либо подготовительной школы, не признавал надобности в таковой и для других. Не надо подготовки; надо прямо сочинять, творить и учиться на собственном творчестве. Всё, что будет недоделанного и неумелого в этом первоначальном творчестве у его друзей-учеников, доделает он сам; всё выправит, в случае надобности и дополнит, и сочинение окажется готовым для выпуска в свет…
Учитель: Правильны ли были отношения Балакирева к его друзьям-ученикам? (Ответы учеников). Вот что думал по этому поводу сам Римский-Корсаков.
Цитата: Из всех друзей-учеников я был самый младший, мне было всего 17 лет. Что нужно было мне? Пианизм, гармоническая и контрапунктическая техника и понятие о формах. Балакиреву следовало засадить меня за фортепиано и заставить выучиться хорошо играть. Ему это было так легко – я ведь перед ним благоговел и слушался во всём его советов. Но он не сделал этого…. С первого знакомства, посадив меня за сочинение симфонии, он отрезал мне дорогу к подготовительной работе и выработке техники.
Учитель: Что может предпринять ученик в такой ситуации? (Ответы учеников). А вот, что сделал юный композитор.
Цитата: Увертюра “Манфред”, 3-я симфония Шумана, “Князь Холмский” и “Арагонская хота” Глинки и балакиревский “Король Лир” - вот те образцы, которым я подражал, сочиняя симфонию, подражал благодаря своей наблюдательности и переимчивости. Что же касается до оркестровки, то чтение “Трактата” Берлиоза и некоторых глинкинских партитур дало мне небольшие, отрывочные сведения. Я чувствовал, что многого не знаю, но был уверен, что Балакирев знает всё на свете, а он ловко скрывал от меня и других недостаточность своих сведений.
Учитель: Как Балакирев работал с учениками?
Цитата: Ученик, подобный мне, должен был показывать Балакиреву задуманное сочинение в самом зачатке, хотя бы в виде первых 4-х или 8-ми тактов. Балакирев немедленно вносил поправки, указывая, как следует переделать подобный зачаток; критиковал его, хвалил и превозносил первые два такта, а следующие 2 хулил, осмеивал и старался сделать противным для автора. Живость письма и плодовитость отнюдь не одобрялись, требовалось переделывание по многу раз, а сочинение растягивалось на продолжительное время под холодным контролем самокритики. Балакирев, композиторский талант которого ослепительно блестел для всякого, входившего с ним в соприкосновение, - этот Балакирев сочинял чрезвычайно медленно и обдуманно. Плодовитость его уменьшалась с годами.
Учитель: Почему? Каким учителем оказался Балакирев? (Ответы учеников).
Учитель: После Первой симфонии появились Симфоническая картина “Садко”, симфоническая сюита “Антар” по арабской сказке писателя О. Сенковского, в музыке которых воплотились впечатления от кругосветного плавания, а также обозначились любимые темы композитора – образы русского народного искусства, романтическая фантастика, изысканный мир Востока. Но самой большой работой первого периода творчества стала опера “Псковитянка”. Сюжет ему подсказали Балакирев, Мусоргский и Стасов, они же помогли составить план и либретто оперы. Премьера оперы состоялась в 1873 году в Мариинском театре и прошла с большим успехом. Написана она на сюжет исторической драмы Л. Мея из времён борьбы Ивана Грозного за подчинение “вольного города” Пскова Москве.
Завершение оперы совпало со счастливым событием в жизни композитора – он женился на Н.Н. Пургольд талантливой пианистке, участнице музыкальных вечеров балакиревского кружка, постоянной исполнительнице произведений друзей-композиторов. Надежда Николаевна стала преданным другом и помощником талантливого художника. Именно она сделала четырёхручное переложение “Садко”, “Антара”, увертюры к “Псковитянке”.
В 1871 году Римский-Корсаков становится профессором Петербургской консерватории.
Цитата: Директор Петербургской консерватории М.П. Азанчевский “к удивлению моему пригласил меня вступить в консерваторию профессором практического сочинения и инструментовки, а также профессором, то есть руководителем, оркестрового класса…. Сознавая свою полную неподготовленность к предлагаемому занятию, я не дал положительного ответа и обещал подумать…. Настояния друзей и собственное заблуждение восторжествовали, и я согласился на сделанное мне предложение”.
Если бы я хоть капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо и недобросовестно. Но я – автор “Садко”, “Антара”, и “Псковитянки” - я был дилетант, я ничего не знал…. В этом я сознаюсь и откровенно свидетельствую об этом перед всеми…. Во всяком случае, со сведениями, имевшимися у меня, нельзя было браться за профессорскую деятельность…
Учитель: Правильно ли рассуждает Римский-Корсаков? (Ответы учеников). Вот какой выход нашёл молодой преподаватель.
Цитата: Но шаг был сделан. Взявшись руководить консерваторскими учениками, пришлось притворяться, что всё, мол, что следует, знаешь, что понимаешь толк в задачах. Приходилось отделываться общими замечаниями, в чём помогал личный вкус, способность к форме, понимание оркестрового колорита и некоторая опытность в общей композиторской практике, а самому хватать на лету сведения от учеников.
…к тому времени, когда они могли начать меня раскусывать, я уже кое-чему понаучился. Что дальше произошло из всего этого? А то, что первые ученики, кончавшие при мне консерваторию… от меня не научились ничему.
Учитель: Вскоре после этого его приглашают занять место инспектора духовых оркестров Морского ведомства (наблюдение за капельмейстерами, за репертуаром, за качеством инструментов и т.д.)
Для соответствия последней должности он научился играть на духовых инструментах. Руководство оркестровым классом и инспектирование корабельных духовых оркестров требовали от Николая Андреевича дирижёрского мастерства.
Цитата: Моё назначение на должность инспектора музыкантских хоров расшевелило уже давно возникавшее во мне желание ознакомиться подробно с устройством и техникою оркестровых инструментов. Я достал себе некоторые из них: тромбон, кларнет, флейту и т.д. и принялся разыскивать их аппликатуру с помощью существующих для этого таблиц. Живя на даче, в Парголове, я разыгрывал на этих инструментах….Если я и достиг впоследствии известного успеха в дирижёрстве и мог благополучно вести концерты Бесплатной Музыкальной школы, Русские симфонические концерты и даже оперные представления, то это благодаря моей последующей практике с морскими военными оркестрами и с ученическим оркестром Придворной капеллы, а также благодаря моему постоянному изучению приёмов Направника при постановке моих опер в Мариинском театре.
Учитель: В какой роли (ученика или учителя) выступил Римский-Корсаков, исполняя обязанности инспектора духовых оркестров? (Ответы учеников).
Учитель: В 70-80 годы наступает новый этап – высокий расцвет его таланта. Оперы: “Майская ночь”, “Снегурочка”, сюита “Шехеразада”, “Симфониетта на русские темы”. Много времени отдаёт завершению и редактированию сочинений своих скончавшихся друзей – Мусоргского и Бородина. Николай Андреевич поистине самоотверженно относился к произведениям своих покойных друзей. Несколько лет своей жизни он отдал завершению и подготовке к публикации “Каменного гостя” Даргомыжского, “Бориса Годунова” и “Хованщины” Мусоргского, оперных партитур Глинки. Кроме того, в эти годы он совершенствовал свою композиторскую технику. Усиленно занимался гармонией, контрапунктом и даже философией.
Цитата: мысль заняться своим философским образованием неотступно преследовала меня… я стал много читать. Взявшись, начиная с 1874 года за занятие гармонией и контрапунктом, познакомившись довольно хорошо с оркестровыми инструментами, я приобрёл себе, с одной стороны, порядочную технику, развязал себе руки в собственном сочинении, а с другой – уже начал становиться полезен и своим ученикам как учитель-практик. Итак, незаслуженно поступив в консерваторию профессором, я вскоре стал одним из лучших её учеников, а может быть, и самым лучшим, по тому количеству и ценности сведений, которые она мне дала.
Учитель: Можно ли стать учителем не пройдя стадии ученичества? Если можно, то что необходимо для этого сделать? (Ответы учеников).
Учитель: Одновременно композитор изучал народные обряды и поэзию, составлял песенные сборники. Итогом этой работы было создание двух сборников обработок: “40 народных песен”, записанных от певца-любителя Т. Филиппова, и “100 русских народных песен”, которые разыскал сам композитор. (Музыкальный фрагмент. Опера “Снегурочка”. Хор “Прощай, Масленица”). В это время Л.И. Шестакова стала инициатором нового издания произведений своего брата М.И. Глинки. Римский-Корсаков вместе с Балакиревым и Лядовым редактировали его партитуры.
Учитель: Учеником или учителем проявил себя Римский-Корсаков в этой работе? (Ответы учеников). Вот, что он говорит сам.
Цитата: Занятия партитурами Глинки были для меня неожиданною школою. И до этих пор я знал и боготворил его оперы, но, редактируя печатавшиеся партитуры, мне пришлось пройти фактуру и инструментовку Глинки до последней ничтожной мелкой нотки… Я с жадностью вбирал в себя все его приёмы…. И это было для меня благотворной школой, выводившей на путь современной музыки после перипетий контрапунктики и строгого стиля.
Учитель: Параллельно с работой в консерватории Римский-Корсаков преподаёт в Бесплатной музыкальной школе, затем в Придворной певческой капелле. Вот, что он рассказывает о себе в “Летописи”.
Цитата: В феврале 1883 года состоялось моё назначение помощником управляющего Придворной капеллой… Я занимался с малолетними певчими чем только мог: первоначальной игрой на фортепиано, элементарной теорией, прослушиванием их скрипичных и виолончельных уроков. Лишь бы приучить их к сколько-нибудь правильным занятиям, к серьёзному взгляду на их музыкальную будущность и возбудить в них охоту и любовь к искусству.
Учитель: Таково педагогическое кредо Римского-Корсакова. Одним из творческих результатов преподавания в капелле – учебник гармонии. Одновременно продолжалась дирижёрская деятельность Римского-Корсакова: он всё чаще выступает с концертами в России и за границей. В 1882 году произошло знакомство с известным меценатом М.П. Беляевым . В его доме по пятницам устраивались квартетные вечера. Эти беляевские “пятницы” стали посещать “кучкисты” Бородин, Стасов, Римский-Корсаков и его ученики Лядов и Глазунов. Беляевский кружок во многом продолжал традиции балакиревского кружка. По просьбе Беляева музыкальное руководство концертным и издательским делом взял на себя Римский-Корсаков, ставший “музыкальным главою беляевского кружка”.
Цитата: Кружок Беляева заметно возрастал. Его увеличили окончившие консерваторию мои ученики – Золотарёв, Акименко, Амани, Крыжановский и Черепнин.
Учитель: И здесь себя Николай Андреевич проявил себя кем? (Ответы учеников). Да, учителем, а точнее, главою целого направления в русской музыке.
Учитель: В 90-е годы большой популярностью в Петербурге пользовался частный театр Саввы Ивановича Мамонтова. Его хозяин был не только крупнейшим меценатом, но и глубоким ценителем искусства, к тому же обладал природным даром театрального руководителя. Он собрал в свою труппу выдающихся певцов и художников-декораторов. В течение 5 лет здесь проходили премьеры опер Римского-Корсакова “Садко”, “Моцарт и Сальери”, “Боярыня Вера Шелога”, “Царская невеста”, “Сказка о царе Салтане”.
И вот наступили грозные 1900-е годы. Страшные события, просто перевернувшие сознание художника. 1905 год начался с расстрела мирной демонстрации. Студенты петербургской консерватории откликнулись на забастовки, прокатившиеся по всей стране. Римский-Корсаков поддержал бунтующих студентов. Когда дирекция консерватории потребовала от профессоров составить списки студентов-зачинщиков забастовок, Римский-Корсаков опубликовал в газетах ряд открытых писем, в которых требовал отставки директора. В ответ на это дирекция РМО уволила его. А вслед за ним ушли возмущённые произволом начальства другие передовые профессора, среди которых были известные композиторы Глазунов и Лядов.
Цитата: …наступило 9 января и политическое брожение охватило весь Петербург. Отозвалась и консерватория, заволновались учащиеся. Начались сходки. …Я выбран был в число членов комитета для улажения отношений с волновавшимися учащимися. Предлагались всякие меры: изгнать зачинщиков, ввести в консерваторию полицию, закрыть консерваторию. Пришлось отстаивать права учеников…. В глазах консервативной части профессоров и дирекции петербургского отделения я оказывался чуть ли не главою революционного движения среди учащихся…. В результате всего оказалось: закрытие консерватории, удаление из неё более сотни учеников и увольнение меня дирекцией из числа профессоров консерватории.
Учитель: Как вы расцениваете поступок преподавателя консерватории? (ответы учеников)
Учитель: Николай Андреевич получил поддержку музыкантов Московской консерватории. Под давлением этих событий консерватория перестала зависеть от РМО. Вернулись к занятиям профессора и освобождённые студенты-забастовщики.В это время появляются ярко новаторские шедевры Римского-Корсакова: “Кащей бессмертный”, “Сказание о невидимом граде Китеже”, “Сказка о золотом петушке”. Весной 1908 года его начала беспокоить сердечная болезнь, но он продолжал работу над учебником “Основы оркестровки”. Последние записи сделаны им 7 июня, а в ночь на 8 июня композитора не стало. На этом наш урок не кончается. Мы должны ответить на вопрос, заявленный в теме: “Римский-Корсаков – ученик или учитель?” и подвести итоги. В процессе урока были продемонстрированы факты, как ученичества, так и учительства. Каким учеником оказался Римский-Корсаков? Каким он был учителем?
Кем был в большей степени? (ответы учеников)
Домашнее задание: составить хронологическую таблицу жизни и творчества композитора и пересказать биографию.