Цели:
- Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
- Совершенствовать технику чтения учащихся;
- Развивать словарный запас учащихся (при знакомстве с историей возникновения Москвы);
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Метод обучения: эвристическая беседа.
Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.
Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.
Методы воспитания: выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.
Оборудование:
- рисунок с изображением мягкого знака, буквосочетания с мягким знаком;
- индивидуальные зеркальца;
- Толковый словарь;
- рисунки с изображением оленя, лося, лани;
- рисунки с изображением Кремля, Собора, Царь-пушки, Царь-колокола;
- аудиозапись песни О. Газманова “Москва”;
- атрибуты для сценки “Старая Москва” (костюмы коробейников, костюм Юрия Долгорукого);
- открытки с изображением Спасской башни, колокольни Ивана Великого, Успенского собора и т.д.
Ключевые слова:
- Кремль
- Красная площадь
- Колокольня
- Собор
- Церковь
План урока
1. Организационный момент.
2. Знакомство с новой буквой.
2.1 Работа в Азбуке
а) чтение буквосочетаний – согласных букв с мягким знаком в столбиках
б) наблюдение за произношением этих буквосочетаний
в) чтение 1-го столбика
г) беседа о лексическом значении слов каждой пары
2.2 Работа в прописи
а) письмо буквы Ь
б) сравнение буквы Ь с буквой Ы
в) показ письма буквы на доске
г) письмо буквы Ь учащимися
д) физкультминутка для пальчиков
е) работа над соединениями с буквами
2.3 Работа в Азбуке
а) чтение 2-го столбика
б) звукобуквенный анализ слова “лось”
в) чтение 3-го столбика
г) сценка “Картинки старой Москвы”
д) физкультминутка под аудиозапись песни О. Газманова “Москва”
е) работа с текстом “Московский Кремль”
3. Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Улыбнитесь.
Пожелайте друг другу хорошего настроения, уверенности при встрече с новой буквой, чтении и письме слов и текстов с этой буквой.
Разминка (с индивидуальными зеркальцами)
- Сделаем гимнастику для губ и язычка. Возьмите зеркальца, почистим язычком верхние зубки. Сначала снаружи, затем – внутри. На завтрак ели вкусное варенье, запачкались.
- Язычок, как индюк, пошел гулять по верхней губе, звук [а]. Цокает лошадка по мостовой, кончик языка стучит по нёбу, а сейчас стучит по зубам, звонко и твердо [д], звонко и мягко [д?], глухо и твердо [т], глухо и мягко [т?]. Что мы сейчас произнесли? (Звуки). Какие бывают звуки? (Гласные и согласные). Какие звуки называют гласными? Какие звуки называют согласными? Дайте характеристику звуку [д?]. Подумайте, как мягкость звуков обозначается на письме.
2. Знакомство с новой буквой.
2.1 Работа с Азбукой:
Сегодня мы познакомимся с очень интересной буквой.
- Живет в любимой Азбуке известный фокусник. Как его зовут?
Догадайтесь!
Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква … мягкий знак (показ Ь)
- Хотите знать, почему он себя называет фокусником?
а) Чтение буквосочетаний – согласных с Ь в столбиках
Откройте Азбуку (по закладке) на странице 154.
Прочитайте самостоятельно, про себя, буквосочетания согласных букв с Ь в столбиках.
б) Наблюдение за произношением
- Чтение этих буквосочетаний с доски (хором, по цепочке)
ЛЬ БЬ ЗЬ
МЬ ВЬ СЬ
РЬ ДЬ ПЬ
НЬ ТЬ
- Что заметили?
Вывод: Ь не обозначает звука, это особая буква, она обозначает мягкость согласных звуков на письме.
Мягкий знак - настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов.
в) Чтение 1-го столбика самостоятельно
- Прочтите 1-ый столбик самостоятельно
- Какие фокусы и превращения вы заметили?
(Заменили твердый согласный на конце слова на мягкий.)
- Изменился ли смысл и звучание слов?
г) Беседа о лексическом значении слов каждой пары:
Мол - Моль Угол - Уголь
Был - Быль Пыл - Пыль
Кон - Конь
Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки – вершины.
Уголь – в искусстве материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек.
2.2 Работа в прописи:
а) Письмо буквы Ь (мягкий знак)
- давайте научимся писать нашего фокусника в прописи (с.35)
б) Сравнение написания буквы Ь с буквой Ы, общие элементы и размеры
- на что похожа буква Ь?
в) Показ письма буквы на доске
- Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так …
г) Письмо буквы, учимся
Задание: обведите букву Ь в прописи; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз (проверить, как держат ручки, осанку)
д) Физкультминутка для пальчиков
е) Работа над соединениями с буквами:
- Как соединяется Ь с буквами?
(Внизу или петлей – поворотом в середине буквы).
- Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый у детей в прописях. Кто же поставит на место этого хвастунишку-фокусника? (Предположения детей).
- Некоторые жители нашей Азбуки стали смеяться: “Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри, был ЛУК, стал ЛЮК, был МАЛ, стал МЯЛ”. Так гласные поставили Хвастунишку на место.
- Кто поставил Хвастунишку на место? Вспомним, какие гласные обозначают мягкость согласных на письме (Я, Е, Ю, Е, И).
2.3. Работа в Азбуке:
а) Чтение 2-го столбика
- Самостоятельно прочитайте слова. Что заметили?
- Назовите согласные звуки, которые звучат мягко в словах:
ГУСЬ ЛЕНЬ ОЛЕНЬ ЛАНЬ ЛОСЬ
б) Звукобуквенный анализ слова “ЛОСЬ”
- Сколько слогов в слове ЛОСЬ?
- Сколько букв?
- Сколько звуков?
- Почему звуков меньше, чем букв?
(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).
- Объясните значение слова ЛАНЬ?
(Животное из семейства оленей).
в) Чтение 3-го столбика слов (3 + 2 слова). Самостоятельное чтение
- Прочитайте ключевые слова к тексту, найдите слово, обозначающее здание для богослужения. (Церковь, собор)
- Чем отличаются эти слова? (Собор главная и большая церковь в больших городах.)
- В нашем городе есть церковь? (Да) Где она находится?
- Кто чаще всего ходит в церковь? (Православные)
- В каком здании в нашем городе молятся мусульмане? (В мечети).
- Объясните значение слова КОЛОКОЛЬНЯ. (Башня с колоколами на здании церкви).
- Объясните значение слова КРЕМЛЬ. (Городская крепость в старых русских городах).
- Почему площадь называется Красной? (Это значит, красивая).
Где она находится? (Об этом узнаем в рассказе).
г) Вступительная беседа:
- Сделайте предположение – О чем будет текст?
- А кто из вас ребята был в Москве?
- Что вам понравилось?
- Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы перенесемся на много-много лет назад, в древнюю Москву … Хотите?
Сценка “Картинки старой Москвы”.
(Звучит музыка, появляются 2 мальчика в русских костюмах, с узелками на палочках).
Учитель: А это что за мальчики?
Мальчик 1: Я – Илюшка, а это мой брат Ванюшка. Мы идем в Москву ремеслу учиться. Какая она, Москва? Кто строил? Почему Москвой назвал?
Учитель: Нам с вами, ребята, по пути. Мы тоже отправимся в этот город и узнаем, кто его основал, строил и почему назвал Москвой?
Звучат фанфары или колокола. На сцену выходит князь Юрий Долгорукий.
Князь: Я великий князь Юрий Долгорукий. Прискакал я со своею дружиною из богатого да славного города Суздаля. Хочу выбрать место для заставы на одном из семи холмов, что у бора соснового. Здесь соединились две реки. Одна – Москва – полноводная, чистая. Другая – Неглинка – узкая лесная речка.
Учитель: Едут дружинники по дремучему лесу дальше, видят – между деревьями будто густой туман клубится. Стал он сгущаться и превратился в зверя огромного, невиданного: три головы у него, а шкура полнеба закрыла, разными цветами переливается. Не оробел великий князь – натянул поводья и поехал прямо на того зверя. Да не доехал – растаяло чудное видение, словно облако. Старый мудрый советник, что всегда при князе был, так объяснил знамение: “Быть на этом месте великому городу – будет он велик, ибо зверь огромен, будет треуголен, ибо зверь трехглав, и сойдутся туда люди разных народов, ибо шкура у него многоцветная”.
Князь: Ставьте, воины, мою крепость здесь! Обнесите ее валом и забором-тыном. Да выстройте дубовые княжеские палаты.
Учитель: Так и сделали дружинники. А князь Юрий Долгорукий повелел в 1147 г. написать письмо князю Святославу: “ Приди ко мне, брате, в Москов”. Этот год и поныне считается годом рождения Москвы. Стояла крепость Москва в годины мира и войны. Съезжались в нее купцы, торговцы, ремесленники и славные воины. Стала Москва крупным городом. Крупным, но умещалась вся за кремлевскими дубовыми стенами. А при князе Дмитрии Донском поднялись стены из белого камня, и стали звать Москву Белокаменной. Стали говорить о ней: “Москва – всем городам голова!”
Мальчик 2: Что там впереди за стены белые? Скоро ли в Москву приедем?
Учитель: Скоро, скоро мы в Москву приедем, но не увидим белокаменных стен!
Мальчик 1: Почему?
Учитель: Пятьсот лет тому назад правил Москвою князь Иван Ш, и издал государь указ.
Глашатай: Эй, слушайте, люди московские! Повелел государь наш, Великий князь Иван Ш, перестроить крепость белокаменную. Он решил возвести стены новые взамен старых, обветшалых, залатанных. Стены, словно каменные кружева, с двурогими зубцами да бойницами для стражи и стрельцов. А еще со всех сторон поднять башни краснокаменные, сторожевые. Да такие, чтоб не смел злой ворог на наш славный город напасть!
Учитель: Прошли годы и не узнать стало Московский Кремль. Стены крепкие, прочные, аж до 6 метров толщиной. В глубине их – склады с боеприпасами, ходы потайные. А украшены сверху зубцами краснокаменными, двухметровыми. А за стенами, на подворье, выросли палаты богатые, терема да соборы с золотыми куполами.
Мальчик 2:Знаем, знаем теперь, почему зовут Москву златоглавою.
Учитель: А вместе со стенами выросли башни сторожевые.
Звучит колокольный звон, затем лирическая народная песня.
Учитель: А с другой стороны под кремлевскими стенами раскинулась торговая площадь – торговый посад. Протянулись длинные ряды дощатых палаток, навесов, прилавков. Торговали с телег, а то и просто из корзин и мешков. И называли эту площадь кто Пожаром, а кто Великим торгом.
Под русскую мелодию выходят коробейники, зазывая покупателей.
Открывается ярмарка.
Коробейник 1:
Закружись, развеселый хоровод!
Подходи, подходи, честной народ!
Налетай, выбирай, покупай!
В гости ярмарка веселая идет …
Коробейник 2:
Вот мех пушистый, золотистый!
Вот нежный – белоснежный!
Вот темный – скромный!
К любому параду забирай все к ряду!
Коробейник 3:
А на нашей улочке
Делают шкатулочки!
И кружки, толкушки,
Веретена да игрушки.Весело, весело мастерит все село!
А потом везем на базар
Расписной свой деревянный товар”
Покупай дружно, кому чего нужно!
Звучит задорная народная мелодия.
Учитель: Здесь и гончары продают свой товар: миски, кувшины, горшки, глиняные свистульки и куклы на потеху ребятишкам. Медники-котельники посуду и украшения предлагают. Кузнецы-то, кузнецы! Поглядите, как, звеня, они выкладывают на прилавки свой товар!
Мальчики исполняют песню “Во кузнице”.
Мальчик 1: Ну и ярмарка! Никогда не видел такой!
Мальчик 2: Здесь торгуют и сукном и зерном, и мехами, и рыбой! И своим и иноземным товаром.
Учитель: И прозвали эту торговую площадь Красною. Ведь когда-то на Руси, ребята, “красным” называли не только цвет. “Красный” означало красивый, главный, почетный, самый дорогой!
д) Физкультминутка (под аудиозапись песни О. Газманова “Москва”)
е) Работа с текстом “Московский Кремль”
Самостоятельное чтение. Вопросы по ходу чтения.
1-ый абзац:
- Чем любуются взрослые и маленькие дети? (Соборами Кремля, т.е. главной, большой церковью в г. Москве, колокольней Ивана Великого).
2-ой абзац:
- Прочитайте 1-е предложение во 2-м абзаце.
- Кто запомнил слово Кремль? (Городская крепость в старинных русских городах).
- Сколько лет Москве? Из чего были сделаны стены Кремля?
- Как называли потом Москву? Почему? (Стены построили из белого камня и стали звать Москву Белокаменной.)
3-й абзац:
- Как выглядит современный Кремль? (Стены из красного кирпича, есть башни).
- Какая самая старая башня в Кремле? (Тайницкая башня). Интересное название: сравните со словом тайна. (Башня имела тайник- колодец. Этот тайник и дал название башне).
- Какая башня самая красивая? Что находится на ней? (Спасская башня. Бой башенных часов-курантов по радио слышат каждый день люди всего мира.)
- Зачем в Москве нужны были Царь-колокол и Царь-пушка?
Рассказ учителя о Царь-пушке.
Жили-были в Москве пушечных дел мастера. Пушкам давали имена по тому зверю, который украшал ее: “Лев”, “Орел” … Андрей Чохов отливал самые хорошие орудия. Вместе с другими мастерами отлил он пушку, какой свет не видывал. Она была очень тяжелой, стреляла каменной картечью. Поставили ее на возвышение для защиты Спасских ворот от крымского хана и его орды. Но хан не дошел до Москвы, чоховскую пушку за красоту, за величину прозвали Царь- пушкой. И стоит она в Кремле как памятник мастерству, а не войне. (Учитель может рассказать о Царь-колоколе).
4-ый абзац:
- Где находится Красная площадь: в Кремле или у стен Кремля?
- Почему Красная площадь получила такое название?
- Что видела Красная площадь?
5-ый абзац:
- Почему дороги каждому жителю России Кремль и Красная площадь? (Это наша история).
Задания и вопросы после чтения:
- Рассмотрите рисунки на стр. 154-155. Что это? Давайте совершим заочное путешествие по Кремлю. Я буду показывать открытки с изображением памятных исторических мест, а вы комментировать их содержание. (Учитель показывает открытки с изображением Спасской башни, колокольни Ивана Великого, Успенского собора и т. д.)
- Кремль – это еще не вся Москва. Многие площади, улицы хранят историю в своих названиях.
- Какие улицы Москвы вы знаете? А как появились улицы? Об этом вы узнаете, прочитав текст “Имена московских улиц”.
Работа с текстом “Имена московских улиц”.
Чтение текста сразу вслух с комментированием по ходу чтения:
Чтение 1-го абзаца.
- Интересно, как жили без улиц, переулков?
- Вот, оказывается, как появились первые улицы в Москве.
Чтение 2-го абзаца.
- Перечислите улицы, которые запомнили из текста. Почему они получили такие названия?
- Как называется главная улица Москвы?
- Какие красивые старые названия сохранили улицы Москвы?
Лексическое значение слов: ремесленники, гончар.
3. Итог урока.
Что интересного вы сегодня узнали о Москве?
Какое слово я задумала? В этом слове 1 слог, 6 букв, 5 звуков (Кремль).
Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)
Для чего нужен мягкий знак?
Какие слова с разделительным мягким знаком вы запомнили?
Мне понравилось, как вы работали. А что понравилось на уроке вам? Что хотелось изменить? О чем хотелось бы услышать на следующем уроке?