Урок русского языка по теме "Слова, называющие действие предмета" (УМК "Школа России"). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели.

  1. Актуализировать знания о словах, называющих действия предметов.
  2. Формировать умение устанавливать связь между словами, называющими действия предметов и вопросами на которые они отвечают.
  3. Привлечь внимание уч-ся к тому, что слова, называющие действия предметов могут называть действия одного или многих предметов.
  4. Развитие речи учащихся, творческого мышления.
  5. Обогащение словарного запаса уч-ся.
  6. Воспитание любви к природе, чувства товарищества.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начнем урок. Сядьте правильно, откройте тетради, не забывайте про наклон, расстояние от глаз до тетради. Постарайтесь быть активными и внимательными.

2. Подготовка руки к письму.

Чтобы писать красиво, подготовим руки к письму (гимнастика).

- Подпишите число, классная работа, положили ручки.

3. Работа над новой темой.

1.) Актуализация опорных знаний. Постановка учебных задач.

- Прочитайте слова на доске и подумайте, какое слово лишнее.

пишет

думает

отвечает

читает

ученик

- Почему? (Это слово называет предмет, а остальные слова называют действия предмета)

- Над какими словами будем работать на уроке? (Ответы детей)

- Прочитайте тему урока.

Тема. Слова, называющие действия предметов.

Сформулируйте учебную задачу урока, чему мы будем учиться? (Ответы детей)

Учебная задача. Учиться распознавать, различать слова, называющие действия предметов, сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение.

Чтобы справиться, с этой задачей, нужно активно работать и помогать друг другу и мне на уроке.

Для того чтобы уметь распознавать слова называющие действия предметов, вспомним, что вы знаете о словах называющих предмет.

Закончите предложение.

Слова, называющие предмет- это… (имена существительные).

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- На какой вопрос отвечают имена существительные, которые называют людей и животных?

- На какой вопрос отвечают все остальные имена существительные?

- Как вы думаете, а слова, называющие действия предметов, отвечают на один или несколько разных вопросов? (Ответы детей)

В ходе урока мы попытаемся ответить и на этот вопрос.

2.) Упражнение в распознавании слов, называющих действия предметов.

Главный помощник ученика в узнавании нового это книга - наш учебник.

Учебник стр.26 упр.40.

- Какое задание приготовили для вас авторы учебника? Что надо сделать? (Отгадать загадки)

Прочитайте первую загадку.

- Кто догадался, о чем речь в загадке? (Гусь.) Показать рисунок.

- Читаем вторую загадку.

- Кто догадался, о чём речь в этой загадке? (Сосулька) Показать рисунок.

- Прочитайте задание самостоятельно.

- Что надо сделать? (Найти слова, называющие действия предметов и выписать их с вопросами.)

Запись на доске и в тетради. Ученики называют по одному слову.

Что делает? – бродит, выходит, носит, дарит, уходит, льёт.

- Что называет эти слова? (Слова, называют действия предметов).

- На какой вопрос отвечают? (Что делает?)

Сделайте вывод.

Слова называющие действия предметов, отвечают на вопрос: “Что делает?”

Открываю вопрос на доске. (Что делает?)

Закройте учебник.

3.) Физкультминутка.

Игра “Летает, не летает”

4.) Подбор слов, называющих действия предметов.

Сейчас зима, а на дворе самый лютый месяц зимы – февраль. На доске записано стихотворение С. Маршака.

- Можно ли сразу прочитать стихотворение? (Нет)

- Почему? (Не хватает слов)

_______ ветры в феврале,
_______ в трубах громко.
Змейкой _________ по земле
Лёгкая позёмка.

(С.Маршак)

Слова для справок: мчится, воют, дуют.

Какое незнакомое слово встретилось? (Позёмка)

Значение этого слова можно узнать из словаря русского языка С.И. Ожегова.

Позёмка – метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.

(Значение слова зачитываю и показываю словарь).

- Вставьте подходящие по смыслу слова так, чтобы получилось стихотворение.

Обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, надо вставить.

- Кто готов отвечать? (Заслушиваю ответы)

- Все согласны?

Запись стихотворения с комментированием.

- Что называют слова, которые мы с вами вставили? (Действия предметов)

- Выпишем слова – названия действий предметов с вопросами.

На доске и в тетради.

Что делают? – дуют, воют.

Что делает? – мчится.

Чем отличаются слова, записанные в первой сточке, от слов, записанных во второй строчке? (Слова в первой строчке называют действия многих предметов, а слова во второй строчке называют действия одного предмета)

- На какой ещё вопрос могут отвечать слова, называющие действия предметов?

Сделайте вывод. (Что делают?)

Слова называющие действия предметов отвечают на вопрос: “Что делают?”

Открываю вопрос на доске

5.) Физкультминутка.

Мы с вами хорошо поработали, много нового узнали. Давайте немного отдохнём и отправимся на прогулку в лес. Встаньте.

Звучит фонограмма пения птиц. (Дети выполняют движения вместе с учителем.).

6.) Работа над предложением.

- Что услышали во время прогулки? (Пение птиц)

- Вам понравилось?

Ребята чтобы мы с вами весной смогли слушать пение птиц, надо сейчас зимой их подкармливать, потому что им очень холодно и нечего кушать птицам.

Чем можно подкармливать птиц?

Составьте предложения. Расскажите, что вы делали.

Мы слушали пение птиц.

Давайте подберём другие слова, которыми можно заменить слово мы. (Ученики, дети, ребята, школьники)

Запиши предложение с одним из этих слов. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях)

Грамматический разбор предложения.

- Найдите в предложении слово – название действия предмета.

- На какой вопрос оно отвечает? (Что делали?)

Слова называющие действия предметов отвечают на вопрос: “Что делали?”

Открываю вопрос на доске.

И так сделайте вывод, на какие вопросы отвечают слова называющие действие предмета?

- Как вы думаете, вы научились распознавать слова, называющие действия предметов и ставить вопросы к ним.

4. Закрепление.

1.) Самостоятельная работа.

Чтобы проверить, на сколько вы справились с учебной задачей урока, я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по карточкам.

Весна.

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке трещит лёд.

Работать будем по вариантам.

Задание. Выписать предложения, в которых слова- названия предметов отвечают на вопрос 1в. – Что делает?

2 в. – Что делают?

Можно советоваться с соседом по парте, кому нужна моя помощь, поднимите руку.

Взаимопроверка.

Поднимите руку, кто самостоятельно справился с этим заданием? Кому была нужна помощь?

2.) Работа в группах.

Ребята, к нам на урок прибежал Незнайка(рисунок). Он решил стать спортсменом и принёс вам интересное задание для работы в группах.

Задание. Вам надо в группе обсудить, какими действиями можно показать движения данных спортсменов, а мы потом попытаемся угадать, какой вид спорта вы представляли и какие действия выполняли.

Карточки.

1 группа. Пловцы. (рисунок)

2 группа. Боксёры. (рисунок)

3 группа. Штангисты. (рисунок)

После обсуждения дети угадывают вид спорта и говорят слова, называющие действия предметов.

3) Рассказ о спортивном празднике “Лыжня России”.

Ребята, в феврале 40 городах России проходит спортивном праздник “Лыжня России”, в том числе и в нашем городе. Вы с родителя можете принять участие и как настоящие спортсмены пройти дистанцию на лыжах

5. Итог.

- Какая тема изучалась на уроке?

- На какие вопросы они отвечают?

- Научились ли вы распознавать слова называющие действия предметов и ставить вопросы к ним?

- Какое задание было наиболее интересным?

- Как вы думаете, чем будем заниматься на следующем уроке?

Оцените свою активность на уроке.

Оценки учителя.

Спасибо! Молодцы!