Урок чтения в 1-м классе "Знакомство с буквой Т" по учебнику "Азбука" О.В. Джежелей (программа "Классическая начальная школа")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с новыми согласными звуками [т] и [т'] и буквами Т, т;
  • учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; проводить частичный звуковой и звукобуквенный анализ слов;
  • развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение;
  • формирование сознательности чтения: умение находить на картинке предмет, объект, о котором есть сведения в тексте;
  • совершенствование умения отвечать на вопросы КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?

Оборудование. Магнитная азбука, классная доска, фишки для составления звуковых схем слов, учебник “Азбука” О.В.Джежелей, карточки с гласными и согласными звуками, предметные картинки с изображением кота и тигра, кассета “Занимательная азбука” В.Волиной, магнитофон, словарь С.И.Ожегова, рисунки детей “На что похожа буква Т?”, карточки для работы в группах, поделки детей “Чем я люблю заниматься в свободное время”, сигнальные карточки “согласен” - “не согласен”, закладки для книг.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Сядьте, пожалуйста, девочки.
- Сядьте, мальчики.

II. Артикуляционная зарядка.

Чтение чистоговорок.

– Каждый урок чтения мы начинаем с артикуляционной зарядки (учитель читает чистоговорку, один из учеников повторяет за ним, затем чистоговорку повторяет весь класс):

  • Си-си-си – в водоёме караси.
  • Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.
  • Ли-ли-ли – тополя видны вдали.
  • Ры-ры-ры – покатаемся с горы.
  • Да-да-да – ой, холодная вода.
  • Жи-жи-жи – в нашем доме этажи.

Проговаривание скороговорок.

- Вспомним, какие скороговорки вы знаете?

(Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели.

Мама мыла мылом Милу, Мила мыло не любила.

У сома усы, а у осы усики и т.д.)

III. Повторение пройденного материала.

1) Дополни предложения.

- Дополните мои предложения:

  • Звуки бывают … (гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие).
  • Звуки слышим, буквы … (пишем).
  • В слове столько слогов, сколько … (гласных).
  • Гласные звуки … (учащиеся поют то тише, то громче [АААооо], [ыыыУУУ], [ЭЭЭууу], [оооИИИ], [ЭЭЭэээЭЭЭ] и т.д.).
  • Согласные звуки … (учащиеся называют звуки [н] [н'], [м] [м'], [к] [к'], [с] [с']).

2) Работа по учебнику.

- Узнав несколько гласных и согласных звуков и познакомившись с буквами, которые их обозначают, вы уже умеете читать. Откройте 56 страницу учебника и прочитайте по рядам столбики слов:

  • I ряд – сверху вниз;
  • II ряд – снизу вверх;
  • III ряд – через слово сверху вниз и снизу вверх.

Физминутка.

Потрудились – отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.

IV. Работа над новым материалом.

1) Знакомство с новыми звуками [т] [т'] и буквами Т, т.

- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается. (Рисунок кота.)

- Составьте звуковую схему этого слова. (Фишки.)

- Сколько в слове слогов?

- Будем ли ставить ударение? Почему?

- Какие звуки вы уже умеете обозначать буквами? (Карточки с буквами.)

- Узнайте, о ком идёт речь?

Это – самая крупная дикая кошка. Длина тела около 3 метров, масса до 250 кг. Рыжая окраска тела с тёмными полосами хорошо маскирует его в непроходимых чащах лесов. Это – красивый, грациозный и ловкий зверь, который умеет хорошо плавать и терпеливо подстерегать добычу. Он нападает из засады на диких кабанов, оленей и косуль, а также охотится на медведей. (Рисунок тигра.)

- Составьте звуковую схему этого слова. (Фишки.)

- Сколько в слове слогов?

- Будем ли ставить ударение? Почему?

- Какие звуки в этом слове вы уже умеете обозначать буквами? (Карточки с буквами.)

- Назовите последний звук в слове КОТ. Охарактеризуйте звук.

- Назовите первый звук в слове ТИГР. Охарактеризуйте звук.

- Кто знает, какой буквой мы будем обозначать эти звуки? (Карточка.)

- Назовите тему сегодняшнего урока чтения. (Познакомимся со звуками [т] [т’], с буквами Т, т и будем учиться читать слоги и слова с этими буквами).

2) Выделение слов начинающихся со звуков [т] и [т'] из текста “Троечка за тигра” Л.Каминского (кассета №4 сторона А “Занимательная азбука” В.Волиной).

- А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ и запомнить как можно больше слов, которые начинаются с данными звуками [т] [т’].

- Какие слова запомнили? (Телевизор, телефон, тумбочка, тахта, туфли, тапки, торт, тетрадь, тигр, троечка, Тамара Терентьевна, Тимофей, три.)

- Все ли слова понятны вам? (Тахта.)

- Где мы можем узнать, что такое тахта? (В словаре: тахта – широкий низкий диван без спинки.)

- Какой буквой вы будете обозначать эти звуки?

- Сделайте вывод: буква т выполняет две работы … (обозначает мягкий согласный звук [т’] и твёрдый согласный звук [т]).

Физминутка.

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.

(Наклоны влево – вправо.)

А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.

(Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,

(Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.

(Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.

(Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут,

(Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают.

(Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!

(Бег на месте.)

Если их не заведут,
То они совсем встают.

(Дети останавливаются.)

Вот и кончилась игра,
Нам за парты сесть пора.

(Дети садятся за парты.)

3) На что похожа буква Т?

- А на что похожа буква Т? (Рисунки детей.)

- Зачем нужны две буквы Т, т?

- Назовите слова из рассказа, которые будут писаться с заглавной буквы.

4) Чтение слогов (стр. 58 учебника).

- С буквой познакомились, теперь прочитаем слоги с новой буквой.

5) Чтение слов (стр. 58 учебника).

- Слоги прочитали, а теперь прочитаем слова:

  • I ряд – сверху вниз с постепенным уменьшением громкости;
  • II ряд – снизу вверх с постепенным увеличением громкости;
  • III ряд – через слово.

- Найдите и прочитайте слова, которые отвечают на вопрос КТО ЭТО? (Одушевлённые предметы.)

- Найдите и прочитайте слова, которые отвечают на вопрос ЧТО ЭТО? (Неодушевлённые предметы.)

- Найдите и прочитайте слова, которые отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

- Со словами КАТИТ, СТОИТ, НОСИТ составьте словосочетания.

- Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы. Почему?

6) Чтение текста (стр. 58-59 учебника).

а)

- Рассмотрите рисунок на странице 59.

- Как вы думаете, где здесь Тимка, Томка, Антон, Стасик? Трудно ответить на вопрос?

- Ответ можно найти на стр. 58. Надо читать текст и рассматривать иллюстрацию. Читать будем по предложениям (показывать).

б) - А сейчас этот текст вы будете читать парами (по половине текста).

в)

- Я буду показывать вам на тех, кто изображён на иллюстрации, а вы будете мне называть имя ребёнка или кличку животного, находить предложение в тексте и читать его.

- Назовите имена детей.

- Как пишутся имена?

- Назовите клички животных.

- Как пишутся клички животных?

г)

- У каждого человека должно быть любимое занятие или дело. Занятия помогают интересно жить, не скучать, узнавать новое.

- А чем вы любите заниматься в свободное время? (Поделки.)

7) Соотнесение схемы слова и рисунка (стр. 59).

- А сейчас задание для самых любознательных. Соотнесите схему и рисунок (работа в группах на карточках).

- Проверим работу с помощью сигнальных карточек “согласен” - “не согласен”.

V. Итог урока.

- С какой буквой вы сегодня познакомились?

- Что вы о ней узнали?

- Какую работу вам понравилось выполнять больше всего?

- Кому было трудно выполнять какое-либо из заданий?

- Буква Т очень рада тому, что вы о ней много узнали. Но одна, без друзей, она не смогла бы образовать ни одного слова. Живёт она со своими друзьями в необыкновенной семье. Как называется эта семья? (Алфавит)

- В подарок вам буква Т дарит закладки.