“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений”
Л.Н. Толстой
Дети – это чудо природы. Работа с ними для меня – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно в начальной школе заложить ростки будущих побед, успехов, открытий. Мои дети в классе очень активные и подвижные, поэтому движение имеет важное значение в жизни младших школьников. В этот период идёт бурный рост и становление организма ребёнка; двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие, уровень функциональных возможностей, физической подготовленности и работоспособности. Для нормального развития и положительного самочувствия ребёнок должен не только уметь учиться. Но и хотеть, желать этого. Уровень развития способностей есть как бы результат положительного переживания ребёнком себя в той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенности в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил. Основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующие значение и зависят от особенностей деятельности и её организации. Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителем и одноклассниками; отсутствие конфликтов, активным участием в жизни классного и школьного коллектива, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворения от справедливо выставленной отметки, эмоции от “столкновения” с новым учебным материалом – всё это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательные отношения к предмету, увлечённость им. Если учитель хочет достичь лучшей работы мысли нужно заботиться о том, чтобы деятельность стимулировалась эмоционально. Эмоциональная сторона не менее важна, чем мыслительная деятельность, а желание учиться, в конечном итоге, помогает формировать личность любознательную и творческую.
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо. Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно? Учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это “новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества” (Г.А. Цукерман). Психологи давно определили, что “инкубатором” самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Использование на уроках групповой работы убеждают в том, что: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; сплочённость класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растёт самокритичность, дети точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.
В целях формирования и развития учебной мотивации старалась создавать учащимся условия, при которых их учебная деятельность будет опираться на следующие потребности:
- быть признанным, принятым;
- принадлежать к общности, к коллективу;
- самостоятельно достигать успеха, признания;
- самореализацию своего “Я”;
- видеть в учителе друга, союзника и помощника.
Во внеклассной работе использую материал, повышающий интерес к предмету, а также дидактические игры, задания на сообразительность, головоломки, что создаёт условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов у учащихся. Стараюсь формировать их средствами занимательности, тесно связанными с изучаемым материалом и врождённой любознательностью младших школьников. Занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых “почему” там, где, казалось, всё ясно и понятно на первый взгляд. На мой взгляд, необходимо создавать для учащихся комфортную и, может быть, даже праздничную атмосферу, чётко организовать работу, проследить за тем, чтобы задания были сформулированы грамотно и понятно.
В нашем классе мы стали проводить интеллектуальные игры и расширили поле применения интеллектуальных способностей, знаний, умения работать в группе сменного состава, возможность блеснуть своей эрудицией, показать смекалку, умение соревноваться, возможность творчества. На уроках практиковали проведение минуток отдыха и минуток юмора, когда позволяла тема урока, использовали загадки, кроссворды. Детям на уроках не хватало этого пространства. УМК “Гармония” предусматривает творческие работы детей по окружающему миру. Я провела такие: “Нарисуй растение”, (аппликации)“ Грибы”, “Бабочки”. В классе прошло коллективное обсуждение, как выполнить работу, что можно нарисовать и интересное рассказать об этом растении. У детей было время для домашнего творчества, при необходимости дети консультировались с учителем, находили нужную литературу, выясняли, как лучше нарисовать, сделать аппликацию. Не все родители оказались в стороне от нашего творчества. Но вот работы готовы. Мы заранее обговорили, что размер рисунка (аппликации) – формат А-4. Все работы вложены в папку. Дети рассказали о своей работе, посмотрели рисунки своих одноклассников. Сколько было старания, желания поделиться интересным! При подведении итогов было предложено несколько номинаций: “Оригинальность”, “Техническая сложность”, “Творческий подход”, “Достоверность”, “Энциклопедические знания” и др. Предложено много номинаций для того, чтобы отметить работы как можно большего числа детей. Ведь многие выполняли работу самостоятельно, без помощи родителей, очень старались и хотели, чтобы их усилия были оценены. В подведении итогов принимали участие дети, родители, учителя, работающие в нашем классе. С детьми были обсуждены “сильные” стороны понравившихся работ, рассмотрены типичные ошибки. Всех интересовал вопрос: “Как можно было ещё сделать?”, “Какой материал лучше использовать при изготовлении аппликации?”. Победителям были вручены грамоты по разным номинациям. С родителями заранее обговорили возможную помощь, но самостоятельность ребёнка всё, же на первом месте. (Подробнее об этом можно прочитать в материалах фестиваля “Открытый урок” 2006-2007).
Мои первоклассники стремились к соревнованию, хотели показать свои умения, творческие способности. Первую викторину “Растения” проводили в классе после подведения итогов творческой работы. За правильные ответы дети получали жетоны-цветочки, чтобы легко было подводить итоги. После завершения викторины дети сделали аппликации из полученных цветочков. Каждый ребёнок свою работу вложили в портфель достижений, а победители получили грамоты.
Рисунок 1
В январе 2007 мы провели турнир “Знаете ли вы сказки?”. Соревновались уже две команды (деление на команды проводилось по жеребьёвке). Каждая команда выбрала капитана и название, получила домашнее задание и готовилась к турниру. Учитель консультировал детей, помогал распределить обязанности, объяснял, как лучше выполнить домашнее задание. Дети все хотят участвовать и сразу, поэтому важен был подготовительный этап. Учились мы не только выигрывать, но и проигрывать, а главное – не падать духом, своевременно собраться. За правильные ответы дети получали шарики-кружочки. Снова подвели итоги, разница была в 1 балл. Капитаны получили грамоты.
В феврале в нашей школьной жизни произошло важное событие – мы закончили изучать первую школьную книгу – АЗБУКУ. В этот день проводили в классе конкурс “Буквознайка”. Дети показали знание букв и звуков русского языка, умение читать, отгадывать загадки, знание детских произведений. В этот день проводились игры, мы рисовали забавные рисунки, пели и танцевали. За правильные ответы ученики снова получали “жетончики”. Победители были награждены грамотами и медалями. Родители подарили детям очень интересные книги А. А. Плешакова “Зелёные страницы” и “Атлас – определитель. От неба до земли”. Для многих детей эта книга стала настольной. Дети не только читали сами, но и рассказывали друг другу о прочитанном.
В марте 2007 года провели в классе математическую игру. Играли две команды: “Циркуль” и “Лучи”. Подготовительная работа включала: деление на команды, выборы капитана, распределение обязанностей по выполнению домашнего задания, название команды, подготовка к соревнованию. В упорной борьбе оказалась ничья: сколько переживаний, радости и огорчений пережили ученики. Каждая команда сделала аппликацию из полученных фигурок – жетонов. Снова капитаны получили грамоты.
Рисунок 2
Рисунок 3
Мои дети любят ходить в гости к доброй, весёлой, отзывчивой хозяйке лицейской библиотеки Елене Степановне Рязанцевой. В уютном читальном зале читали первоклассники детские журналы: “Мурзилка”, “Весёлые картинки”. Конечно, были и такие, которые только смотрели картинки, отгадывали загадки и разгадывали кроссворды. Елена Степановна обаятельный человек, умеет заинтересовать своих маленьких читателей, находит время, чтобы побеседовать о прочитанной книге. Дети с радостью приходят в библиотеку. В мае 2007 года провели очередной конкурс “Знаете ли вы сказки А.С. Пушкина?”. У нас соревновались две команды: “Белочка” и “Рыбка”. В этот раз команда “Рыбка” немного растерялась и стала проигрывать, а два игрока: Никита и Ярослав, заявив, что они будут играть до конца, смогли команду свою вывести вперёд. После игры мы, конечно, обсудили результаты и выяснили ошибки команд, предложили пути их устранения. В этот раз помимо награждения команд были отмечены и отличившиеся игроки медалями “За волю к победе”.
При проведении командных соревнований есть несколько советов:
- разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах;
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить продукт своего труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе не приходится ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. В результате работы приходишь к выводу, что
- организация групповой работы:
- создает комфортные условия для общения учащихся;
- способствует развитию способности в группе решать сложные задания, вплоть до построения новых заданий, повышению уровня самооценки, а значит, самореализации своего “Я”;
- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
- сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.
На команды мы пробовали делить по желанию, по жеребьёвке, по месту посадки. Лучший результат был, когда команды формировались по жребию. Трудности были с переживаниями победы и особенно проигрыша. Бурно ученики радовались победе, не всегда соблюдали уважение к сопернику, поэтому в классе обговорили и ввели правила честной игры и состязаний:
- Соблюдай правила игры и состязаний: не старайся выиграть и добиться победы нечестным путём. Только честная борьба, иначе и победа неинтересна.
- Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
- Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись, ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть произошло поражение.
Правила дружной работы в команде:
- Распределите работу между собой так, чтобы точно знать, кто, что будет делать. Учитывайте, кто что хочет и умеет делать.
- Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше. Нужно помнить не только о своей части работы, но и обо всей работе.
- Каждый выполняет работу на совесть.
- По ходу работы узнавай, как идут дела у других. Помоги, научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа; учись сам пользоваться советами других.
Правила вежливости:
- Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
- Будь всегда приветлив.
- Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.
Проводили разбор ошибок. Не всё получалось сразу, но мы упорно вели кропотливую работу. Почему мы работали только в этом направлении? Наши первоклассники уже с сентября занимались вне школы в секциях и кружках, посещали музыкальную школу, изостудию и т. д.
В конце учебного года мы подвели первые итоги нашей работы. Дети представили собственные достижения в папках достижений, рассказали о своих успехах на занятиях кружков и секций. В нашем классе есть свои художники, спортсмены, певцы. Мы пришли к выводу: все наши первоклассники стали учениками. Дети получили “Свидетельство об окончании 1 класса”, “медали” за особые успехи в разных видах деятельности.
Рисунок 4
Без помощи родительского комитета трудно было бы одному учителю вести такую работу. Родители поддержали наши с детьми начинания, многие стали активными помощниками в работе. В классе мы старались создать максимально благоприятные условия для раскрытия способностей и дарований учащихся. Смыслом нашей работы с родителями становилось развитие ученика.
Литература
- “Азбука нравственного воспитания”, под ред. Каирова И.А. и Богдановой О.С., Москва, 1979 г.
- Богоявленская Д.Б. “Интеллектуальная активность как проблема творчества”. Ростов-н/Д, 1993.– с. 225
- Безруких М., Ефимова С.”Почему учиться трудно?” М., 1995. – с. 202
- Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига, 1997.
- Букатов В.М., Ершова А. П. “Я иду на урок”. Хрестоматия игровых приёмов обучения, Москва, “Первое сентября”, 2002
- Тихомирова Л.Ф. “Математика в начальной школе”. Развивающие игры, задания, упражнения. Творческий Центр, Москва, 2001.