Всё другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познаёт, – он чувствует радость и обретает человеческую гордость.
В.А. Сухомлинский
В 2006-2007 учебном году у меня был второй набор детей, обучающихся по УМК “Гармония”. Очень мне нравится программа. В школе вопрос о мотивации учения можно назвать центральным, т. к. мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу УМЕНИЯ, ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ. Развитие школьника будет более интенсивным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим эмоции и эмпатии. Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Учитель должен нести в себе начало, радость и успех. Первокласснику необходимо протянуть руку помощи. Учителю нужно научить ребёнка учиться: открыть энергию познания; стремление к получению знаний; формировать уверенность в своих силах, волю; говорить себе Я МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ. Построение учебно-воспитательного процесса, направленного на облегчение прохождения периода адаптациии, снятие причин дезадаптации поведения – основная цель работы учителя в первом классе. Наш лицей работает по методической теме: “Создание условий в МОУ лицее №15 для саморазвития личности в учебно-воспитательном процессе”. В 2006-2007 учебном году мы начали экспериментальную работу по теме: “Развитие профессиональной и методической компетентности педагогов как средства повышения качества образования в лицее”. Были созданы творческие группы педагогов. Так я попала в группу единомышленников, которые занимались развитием мотивации учения.
Успешность любой деятельности первоклассника – условие “рождения” его как ученика. Проблемы касаются ученика, учителя, родителя. Что должен делать ученик? Как себя вести, чтобы принять школьную ситуацию как весьма важную для себя?
Учитель думает, как организовать процесс взаимодействия с ребёнком? (исходная готовность – дальнейшее развитие). Родитель думает о том, какие условия создать первокласснику, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь был менее болезненным и трудным. Отрицательное отношение к учению у детей возникает при отсутствии успехов. Успех – важный стимул к учению особенно в начальной школе. Во – первых, у ребёнка возникает прилив энергии, он стремится ещё и ещё раз отличиться. Активность переходит в неподдельный интерес к самой работе. Во – вторых, успех производит большое впечатление на одноклассников. Если научиться управлять такими ситуациями, то можно влиять не только на отдельных учащихся, но и на целый класс. Создание успеха – эффективное средство формирования положительного отношения к учению. Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать ученику почувствовать себя в ситуации успеха? Для возникновения у ребёнка стойкой мотивации – “хочу учиться, хочу учиться хорошо” – необходимо формировать в нём не только уверенность в своих силах, но и волю. Важно, чтобы растущий человечек поверил в то, что родители будут его любить независимо от всех сложностей и трудностей, что они рады самому его желанию что-то делать хотя бы на самых простых заданиях. Каждому ребёнку хочется хорошо учиться. Чтобы не допустить появления наиболее вероятных для первоклассников ошибок, учитель должен знать особенности своих учеников – уровень их готовности к овладению школьными знаниями, уровень их обучаемости. Работа со школьным психологом позволяет целенаправленно вести наблюдение за психическим здоровьем детей, гибко реагировать на различные его изменения. Индивидуальные занятия, тренинги, групповые упражнения проводили в классе по мере необходимости. В моём классе психолог провела диагностику готовности первоклассников к обучению. Оказалось, что высокую психологическую готовность имеет 7,1% детей, готовность выше среднего у 50% учащихся, хороший средний уровень у 35,8%, дезадаптация у 7,1%, высокая тревожность у 28% детей, завышенная самооценка у 64% детей. Мною получены рекомендации психолога по проведения коррекционной работы в классе. Группа детей занималась с психологом 1 раз в неделю.
Проведение коррекционно-развивающей работы в процессе обучения – это необходимая часть ежедневной работы каждого педагога. Каждый знает, что легче учить, чем переучивать. Сразу возникает вопрос: когда и где проводить коррекционные занятия? Они имеют цель – устранение пробелов готовности к обучению с первых уроков. Сразу же возникает противоречие: восполнение пробелов требует времени и дополнительных усилий. А дети чаще всего имеют ослабленное здоровье. Личностно-ориентированный подход – главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Умелое применение приемов и способов внутренней и внешней дифференциации делает педагогический процесс природосообразным – в максимальной степени адекватным своеобразию индивидуальной природы личности учащегося и в значительной мере содействующим формированию его неповторимых черт и качеств.
Придя в школу первого сентября, вчерашний дошкольник не становится автоматически настоящим учеником. На что же опереться учителю? Чего хотят наши дети? Как отличить истинные потребности от ничем не оправданных желаний, капризов? Как решить задачи обучения в начальной школе, не подавляя личностных проявлений детей, а опираясь на них? Природой в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться. И ещё два важных мотива – это радость, испытываемая учащимися в процессе учения и удовлетворение его результатами. Урок же – первый очаг, согревшись у которого человек стремится стать мыслителем. Уроки старалась строить так, чтобы было время для индивидуальной работы с этими детьми (при работе класса самостоятельно или в парах). Для этих детей чаще произносила: “Молодец! Умница! Прекрасно! Сегодня уже намного лучше, чем вчера. Ты меня очень порадовал своей работой…”. Работали с учётом движения от “успеха к успеху”, доброжелательной атмосферы, темпа продвижения согласно индивидуальным возможностям, я отказалась от принципа “перехода количества дополнительных занятий в качество обучения”, отслеживала продвижение каждого ученика. В целях формирования и развития учебной мотивации старалась создавать учащимся условия, при которых их учебная деятельность опиралась на следующие потребности:
- быть признанным, принятым;
- принадлежать к общности, к коллективу;
- самостоятельно достигать успеха, признания;
- самореализацию своего “Я”;
- видеть в учителе друга, союзника и помощника.
Как я обнаруживала отставания учащихся? При проведении самостоятельных работ, во время наблюдения получаю материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе её протекания. Самая большая трудность учителя – собрать внимание детей. Учёные выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Процесс обучения в школе ориентирован в основном на работу произвольного внимания, поэтому надо специально тренировать и воспитывать. Постпроизвольное внимание – к нему стремится каждый учитель. Механизм этого вида внимания – непроизвольный интерес ребёнка к тому, к чему произвольно пытается привлечь внимание учитель. Мотивацией является интерес ребёнка к содержанию предмета. Самое выгодное для детей, и для тех, кто их учит: дети не устают, очень хорошо воспринимают и запоминают информацию. Как выйти на этот уровень? Нужна тренировка внимания в самом раннем возрасте. Чаще обращать внимание на конкретные вещи: “Красиво сделано, да?”, “Посмотрите, какие облака! На что они похожи?”. На занятиях и после них проводились игровые минутки, на которых присутствовали все дети или группа детей. Эти игровые минутки очень нравились детям:
- Спрятать под салфеткой предметы (не больше 7), знакомые детям. Открыть их на (1 минуты, 30 секунд) и дети называют, что запомнили. Соревнование повышает их мотивацию к развитию наблюдательности.
- Закрыть глаза ребёнку. Попросите его описать, во что одет учитель, товарищ по парте, друг или подруга. Назовите цвет занавесок, сколько цветов стоит на 2 окне? Неожиданные вопросы на наблюдательность помогают организовать и дисциплинировать внимание ребёнка.
- Наблюдательность развивается в процессе целенаправленного рассматривания рисунков, обсуждения деталей. “Найди различия”, “Отыщи одинаковые”, “Нарисуй по образцу”.
Такие задания можно проводить на уроках, пользуясь учебниками, прописями, тетрадями на печатной основе. В них много материала для развития внимания, памяти. Воспитывая внимание, обеспечим лучшее восприятие, память, сформируем характер. Если заботимся о наблюдательности – даём пищу для мышления, понимания, собственного мнения. Умён тот, кто умеет мыслить. Мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности, но легче вырасти умными тому, кому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал своё мышление сам. Задача учителя – создать условия для возникновения проблемной ситуации, в которой сам ребёнок захотел бы мыслить. (В УМК “Гармония” об этом позаботились авторы комплекта). Преодолевая затруднения, возникающие в связи с проблемными ситуациями, учащиеся – овладевают навыками поисковой деятельности; разрешая эти ситуации, они овладевают новыми знаниями и способами их добывания. Задания поискового характера способствуют формированию умения применять знания и навыки в новой ситуации, что очень важно для полноценной подготовки выпускников школы к жизни. Наблюдая, воспринимая окружающий мир, ребёнок, находит что-то непонятное ему, не укладывающееся в его систему причинно-следственных отношений. Отсюда вопросы: почему? как? зачем? – носящие исследовательский характер.
Загадки – благодатный материал для развития мышления, причём они работают и при разгадывании, и при составлении их детьми. Ребёнку интересней мыслить, чем запоминать. Найденное в мышлении становится знанием. Кроссворды в системе дидактических игр занимают особое место. Это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст. Предупреждают перегрузку, формируют коммуникативные и интеллектуальные умения. Если человек активно и много читает, думает, творчески решает стоящие перед ним задачи, его память горит ярким огнем, освещая все закоулки мозга, куда поступает и закрепляется нужная ему информация. Активизация всех интеллектуальных процессов обеспечивает и высокое качество памяти. Различают обычно четыре типа памяти: зрительный, слуховой, моторный (двигательный) и смешанный. Как установить свой тип памяти? Человек, обладающий зрительной памятью, особенно хорошо запоминает то, что схватывает его взор (иллюстрации книги, чертежи, схемы, диаграммы, формулы, картины и т.п.), то, что сам читает и подчеркивает, особенно цветным карандашом. Если же вы легче запоминаете то, что слушаете (лекцию, доклад, объяснения), то, что читаете вслух, значит, у вас развита слуховая память. Если же ваша память лучше усваивает материал, когда вы совершаете те или иные движения: записываете, зарисовываете, читаете, – то у вас моторный тип памяти. Этот тип памяти довольно распространен. У большинства же людей развита смешанная память, т.е. у них в той или иной степени есть элементы всех трех типов памяти. По данным психологии восприятия, человек с любым типом памяти усваивает материал значительно лучше тогда, когда он гибко использует все три основных способа запоминания (и зрительный, и слуховой, и двигательный), чем при использовании только одного.
Учащиеся младшего школьного возраста очень эмоциональны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои чувства, если они противоречат интересам окружающих. Минута тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров. В конце рабочего дня или четверти у детей проявляются явные признаки усталости. В этот момент необходимо переключить внимание учащихся, дать 1-2 минуты отдыха, юмора, благотворно действующих на них, например, спросить: “Сколько шагов сделал воробей за 1 минуту?”, “Какие бывают камни в воде?”, “От чего утка плавает?”, “Если один петух закукарекает изо всех сил, то человек проснётся. Сколько петухов должно закукарекать, чтобы проснулись три человека?”.
Хоровое чтение – прекрасный отдых, оживляющий внимание. Важно приучать учащихся во время хорового чтения держать корпус выпрямленным, голову слегка приподнятой, что даст возможность соблюдать при чтении правильное дыхание, а учителю лучше видеть и слышать всех и каждого в отдельности.
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Самая болезненная тема – контролирующая и оценочная деятельность школьника. Организация деятельности контроля и оценки по принципу “не навреди” является важнейшей задачей учителя. Узкопрактическое значение оценки: установление соответствия достижений ребёнка требованиям, которые к нему предъявляет учитель. А ребёнок воспринимает оценку как сигнал его недостатков. Он боится оценки, ожидает, что что-то не получится, боится допустить ошибку. В классе оказалось 9 человек с завышенной самооценкой, поэтому особое внимание уделяла контролю и самооценке. С первых шагов обучения в школе формирую действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки у ученика, развиваю осознанное принятие этой деятельности как добровольной, желаемой и необходимой для себя самого. Учимся планировать свою деятельность, анализировать достигнутый результат, понимать особенности характеристик разных отметок, осознавать мотив деятельности (зачем мне нужно знать), проявлять умеренную озабоченность своими успехами, оценивать свои ощущения от успеха. Создаю условия для выбора работы по степени трудности, ощущения уверенности в своих силах и желания преодолевать трудности, раскрытия положительных результатов деятельности (что у тебя получилось), анализа выполненной работы после её завершения (участвуют в анализе и сами исправляют ошибки), освоения детьми алгоритма пошагового контроля, развития способности предвидеть трудности. Доверие ребёнка к учителю, деловые отношения, построенные на желании взрослого помочь, “не поймать” и “наказать – условие успешности всей жизни первоклассника в школе. В ходе безотметочного обучения, на мой взгляд, и происходит формирование оценочной самостоятельности у учащихся. В основе формирования оценочной деятельности лежат ответы на следующие вопросы: что оценивать? как оценивать? каким образом оценивать? На первых уроках уже ведём работу с эталоном (точный образец). Дети выполняют проверку своей работы, а учитель, проверяя тетради, ставит свой знак. На первых порах эти знаки не всегда совпадают, учитель объясняет детям критерии оценивания и со временем эти пометки совпадают. Детей учу ставить знаки уверенности !, знаки сомнения ?. Практикую предоценку (после выполнения самостоятельной работы) и оценку (после проверки работы в классе). Такая работа формирует навыки самоконтроля. Проверяя тетради, преследую 2 цели: проверяю сформированность учебных умений и навыков и навыка самоконтроля. Отсутствие отметок в первом классе даёт возможность ребёнку открыто сказать о своём незнании. Развиваю способности детей сравнивать свою работу с данным образцом, с работой других детей, находить наиболее верное решение учебной задачи. Пользуемся таким приёмом: школьники выбирают “сигнал” ответа (сомневаюсь, прошу помощи, могу ошибиться; могу доказать). Работа с сигналами развивает детскую инициативу, самостоятельность, снимает боязнь ошибиться. Помогаю им выстроить доказательства, подвожу их к пониманию “правильно – неправильно”, “точно – неточно”, учу сравнивать своё мнение с мнением других. Нравственная задача учителя – воспитывать у своих учеников веру в себя, в свои силы и возможности. Активность и самостоятельность первоклассников – важнейшая предпосылка формирования учебной деятельности, но эти качества личности сами собой не образуются. Задача учителя в том, чтобы сделать “ трудное – привычным, привычное – лёгким, лёгкое – приятным”, и тогда учёба в школе будет доставлять детям радость. При обучении вводим средства, позволяющие самому ребёнку и родителям прослеживать динамику успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки. С первого класса у нас есть папка продвижений. В ней мы отмечаем процесс формирования предметного знания (график развития техники чтения у каждого ребёнка; класса в целом). Это делает оценку содержательной и для учащихся и для родителей. Оптимистическая оценка даёт наглядный результат.
Дети оформляют папку достижений (Портфолио) к концу года для родителей. В неё помещают лучшие школьные работы (рисунки, образцы письма, успешные контрольные задания), достижения в спорте, рисовании, музыке, иногда пишут коротко о том, что дал первый школьный год.
Рисунок1
Рисунок 2
Рисунок 3
Стараемся расширять поле оценки. В классе мы проводим творческие работы, при подведении итогов награждаются лучшие работы и вручаются наши “фирменные” грамоты (с символикой лицея). В подведении итогов принимают участие и дети, и родители, и учителя, работающие в нашем классе. При подведении итогов вводим несколько номинаций. Эти грамоты дети помещают в свою папку достижений, а групповые – в папку достижений нашего класса. Ещё я использую защитный лист – до урока ребёнок может себя записать, если он не готов к уроку. Учитель держит ситуацию под контролем.
В нашем лицее безотметочная система только в 1 классе. Во 2 классе оценивание начинается с сентября. Райтинг – вводим на период согласования критериев оценки (май, сентябрь). Ученик сначала сам ставит отметку за работу, затем её оценивает учитель. Через некоторое время обе оценки совпадают. Приём полезен и для приучения ученика к регулярному оцениванию своего труда. Мы также применяем в классе отсроченную оценку. Неудовлетворительную оценку сразу не ставлю в журнал и дневник, а даю дополнительное время для подготовки и ответа. При выставлении спорной четвертной оценки применяю кредит доверия: “Давай попробуем поставить тебе высокую отметку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”. Дети ценят доверие.
Стараюсь включить каждого ученика в активную деятельность на уроке. Помогают это сделать так называемые опорные схемы. Опорные схемы, или просто опоры,— это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. (В УМК “Гармония” – это практикуется. Очень в работе нам помогли таблицы по обучению грамоте и русскому языку для 1 класса). Важное условие в работе со схемами — то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда опоры помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться. С каждым уроком растёт оперативность в работе со схемой. Дети ясно понимают, что спрашивает учитель. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Обычная наглядность ожила, заговорила. Если раньше ощущался недостаток обратной связи, когда на вопрос следовало молчание большинства класса, то теперь резко возрастает учебная активность ребят, интерес к уроку.
С первых уроков учимся работать в парах. Выполнение задания двумя учениками, которые общаясь и взаимодействуя, осуществляют процесс выполнения задания. Парная работа является наиболее комфортной формой организации совместной деятельности на уроке. Когда дети научатся работать в паре, предлагаю им групповую работу. Работа в группах – более сложная форма взаимодействия. Эта деятельность требует развитых умений: распределение обязанностей, находить место каждому, учитывать интересы нескольких человек, выслушивать точки зрения разных детей, умение подчиняться мнению большинства, принимать разные роли (подчинённого, лидера, контролёра, наблюдателя). В совместной деятельности формируются деловые отношения. Дети учатся принимать цель совместной деятельности, планировать действия, договариваться, соотносить свои действия с работой партнёра, принимать участие в сравнении цели и полученного результата. Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, мы имеем в виду дать каждому ребенку:
- эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;
- возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
- опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия.
Способность к общению включает: желание вступать в контакт с окружающими (я хочу), знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (я знаю), умение организовать общение (я умею). Задача педагога – научить общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения. От уровня сформированности взаимоотношений детей друг с другом зависит характер протекания адаптации. Новые социальные роли: ученик, член коллектива, партнёр по учению формируются в совместной деятельности. На уроках стараюсь создавать эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности: желание участвовать, позитивные переживания, желание предложить помощь товарищу, принять от другого помощь и др. Эти умения хорошо формируются в играх. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Собственные исследования дали такие результаты: школьники, которые активно участвуют в играх на перемене, меньше отвлекаются на уроках. Дети чувствуют себя увереннее. Они общаются друг с другом, учатся помогать и поддерживать друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры.
Упражнение “Снежный ком”. Для активизации учащихся и поддержания темпа можно использовать любую игрушку. Участники и ведущий тренинга садятся по кругу. Сидящий слева от ведущего называет свое имя и передает игрушку следующему. Тот повторяет, как зовут первого, и называет свое и т.д. Упражнение заканчивает ведущий.
“Клеевой дождик”. Дети становятся по одному в колонну, каждый держится за плечи впереди стоящего. В таком положении они должны преодолеть различные препятствия: подняться и отойти от стула, проползти под столами, обогнуть “широкое озеро”, пробраться через дремучий лес, спрятаться от диких животных и т. д.
“Знакомство”. Дети рассаживаются по кругу. Каждый ученик, передавая мяч по часовой стрелке, называют своё имя. Затем, передавая мяч против часовой стрелке, дети называют имя соседа.
“Назови другого”. Дети сидят по кругу. Выбирают ведущего, который называя имя участника игры, кидает ему мяч.
“Иголка и нитка”. Выбирают водящего – иголка. Дети встают друг за другом, кладут руки на пояс. Иголка бегает, огибая препятствия, а нитка – дети, – ухватившись за иголку и стараясь не отставать, бегают следом.
“Молчанка”. Перед началом игры все играющие произносят слова какой-нибудь песенки. Как только скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами или потешками. Кто засмеётся или скажет хотя бы одно слово, отдаёт ведущему фант. В конце игры дети выкупают свои фанты: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.
После игры стараемся побеседовать и подвести итог игры: что получилось и понравилось? что не получилось? почему? что можно изменить? Для успешного обучения в школе будущему первокласснику необходимо умение слушать. Этому во многом способствуют следующие игры.
“Догадайся, кто поёт”. Дети держатся за руки, идут по кругу и поют первый куплет песни. Затем кто-то из детей исполняет второй куплет водящему, стоящему в центре круга с закрытыми глазами. Водящий по голосу должен узнать, кто из детей пел, и назвать его имя.
“Найди свою группу”. Дети встают в круг. Ведущий по очереди каждому называет какое-либо животное по такому порядку: одному – кошка, другому – собака, третьему – свинья и т. д. После этого дети закрывают глаза и издают только звуки своего животного. По этим звукам они должны собраться в группы.
“Пчёлки”. Выбираем водящего. Он выходит из класса. Дети прячут какой-то предмет. Входит водящий. Задача класса (пчёлок) привести водящего к спрятанному предмету. Пчёлки своим жужжанием выводят водящего к цели. Мы немного видоизменили эту игру. Выбирали 3 водящих (по количеству рядов). Задача каждого ряда: привести к цели своего водящего раньше.
На каждом уроке проводим по две-три физкультурных паузы, хотя бы одну из них – под музыку. Обязательными на уроке являются упражнения для глаз, мелкой моторики рук. Для снятия эмоционального напряжения есть экспресс-приём. Сложите руки в “замок” за спиной (т. к. отрицательные эмоции “живут” на шее ниже затылка и на плечах), напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки, сбросьте напряжение с кистей. Во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин – гормон счастья.
Упражнения для коррекции и профилактики тревожности.
Большой и безымянный пальцы согните кольцом (улучшение психофизического состояния, снижения стресса, повышение самооценки)
- Напрягите и разожмите кулаки, пошевелите пальцами, встряхните руками, почувствуйте чувство расслабления (снятие напряжения через напряжение)
- Глубоко вдохните и выдохните (выдох через рот длиннее вдоха в 3 раза), посмотрите на ситуацию с высоты птичьего полёта и скажите себе: “Успокойся”. И успокойтесь.
Для снятия зрительного утомления.
- Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).
- Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).
- Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза)
- Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза)
- Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.
- Поморгать 10-15 секунд. Отдохнуть, закрыв глаза.
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке.
“Холодный ветер”. Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза).
“Тёплый ветер”. Вдох через нос, выдох через рот тёплым воздухом со звуком “ха-ю”, будто согревая руки (2 раза).
“Нюхаем цветы”. Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот (4 раза).
Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот (2 раза)
Приведённые ниже упражнения не только послужат активным отдыхом для утомлённых пальцев, но и увеличат их подвижность и силу.
- Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо.
- С силой сжимать и разжимать пальцы, пока не устанут.
- Выпрямить пальцы. Большой палец отвести в сторону и выполнить круговые движения сначала влево, потом вправо.
- Выпрямить пальцы, одновременно сжимать и разжимать первые две фаланги.
- Развести прямые пальцы. Начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) сжать все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение.
- Сжать пальцы в кулак. Разгибать и сгибать отдельно каждый палец.
- Упражнения выполнять сидя, поставив локти на парту, каждое упражнение повторить 10-15 раз.
Дети очень любили пальчиковую гимнастику и с удовольствием читали стихотворные строки. (См. книгу О. В. Узорова, Е.А. Нефёдова “Пальчиковая гимнастика”, Москва, АСТ-Астрель, 2002).
Чтобы увидеть результативность работы по адаптации и развитию мотивации проводила диагностику в ноябре 2006 и в январе 2007. Диагностика представляет собой форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации. Очень порадовали результаты, они подтвердили правильность нашей работы. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, присутствующие в начале первого класса у некоторых детей, постепенно уходят. У детей уменьшилась тревожность, меньше стало затруднений в учебной деятельности, улучшилось отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. По результатам диагностики была скорректирована работа на отдельных предметах (письмо, чтение, музыка). Так постепенно мои дети становились учениками. диаграмма.xls диаграммы 2.xls
Литература.
- Безруких М., Ефимова С.”Почему учиться трудно?” М., 1995. – с. 202
- Венгер Л.А., Венгер А. Л. “Готов ли ваш ребёнок к школе?” М., 1994. – с. 500
- “Жизнь ребёнка и его успехи в школе” //н/шк 1996.№ 4. – с.61
- Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига, 1997.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993
- Цукерман Г.А. “Школьные трудности благополучных детей”.М., 1994.-с.133
- О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова “Пальчиковая гимнастика”, Москва, АСТ-Астрель, 2002). a