Программа “Компьютер – инструмент совершенствования иностранного языка” предназначена для учащихся 9 классов физико-математического профиля. Рассчитана на 17 часов.
Данная программа направлена на расширение и углубление знаний, умений и навыков, которые приобретаются учащимися на уроках иностранного языка.
Содержательная модель программы – межпредметная, предполагающая поддержку таких учебных предметов, как “Английский язык”, “Алгебра”, “Геометрия”, “Физика” и “Информационные технологии”.
С конца XX века новые информационные технологии (ИТ) стали одним из важнейших элементов реформирования традиционной системы образования, средством формирования научного мировоззрения, современных представлений о природе, обществе, человеке, отношения к окружающей действительности.
Важнейшие направления, которые выделяются при взаимодействии информатики и образования, реализуются в данной программе:
- Расширение спектра активных форм и интенсивных методов в проектировании организационно-методической структуры учебного процесса;
- Возрастание роли интегративных процессов в профессионально-личностном развитии обучающихся;
- Расширение возможностей для реализации важнейших педагогических принципов: наглядность в обучении и обеспечение межпредметных связей.
Владение компьютерными технологиями является необходимым атрибутом профессиональной пригодности специалиста в современном обществе. Интенсивное развитие компьютерных технологий привело к тому, что процесс обучения вышел на новый уровень, что позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Обучение с использование мультимедийных ресурсов является одной из современных педагогических технологий, которая подчиняется основным законам педагогики, и соблюдает традиционные дидактические принципы образования, но дополняется новыми условиями и критериями учебной среды. Таким образом, данная программа имеет свою педагогическую целесообразность. Выше сказанная информация подтверждает актуальность данной программы.
Цели программы:
- Развитие и углубление языковых и социокультурных знаний и коммуникативных умений;
- Формирование интереса к получению знаний по предмету “Английский язык”, в частности в сфере физико-математического профиля;
- Создание возможностей для совершенствования учащимися умений практического использования английского языка в сфере информационных технологий;
- Приобретение общеучебных и общепрофессиональных умений по предмету “Информационные технологии”.
Для достижения поставленных целей в программе реализуется ряд задач:
Практическая (языковая и коммуникативная компетентность): изучив данный курс, девятиклассник сможет читать и понимать учебные и научные тексты, в том числе на слух, ориентированные на физико-математический профиль, применяя различные виды чтения в зависимости от цели; переводить их, передавать информацию в связанных аргументированных высказываниях; овладеть новыми языковыми средствами в соответствии со сферами общения, отобранными для выбранного профиля, различными способами конспектирования, поиска информации в Интернете, техникой презентации проекта с использованием компьютерной программы Power Point; опытом разработки и выполнения проектов и увеличить объем знаний за счет информации профильно-ориентированного характера.
Социокультурная (компетентность): учащиеся расширят объем знаний о социокультурной специфике страны, познакомятся с основами профессиональной этики.
Учебно-познавательная (компетентность): данная программа способствует расширению кругозора учащихся, углублению учебных знаний, умений и навыков, обогащению словарного запаса, развитию умений самоорганизации учебной деятельности, умению решать информационные проблемы (находить, систематизировать, обрабатывать необходимую информацию, владеть различными способами ее презентации), способствует использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования в рамках физико-математического профиля.
Данная программа также способствует развитию умений работать в сотрудничестве, приобретению опыта творческой деятельности, опыта проектной работы с использованием английского языка в русле физико-математического профиля.
Особенностями программы являются:
- Использование мультимедийного учебного пособия English Platinum 2000 (американский английский язык). Данный продукт был выбран в связи с интенсивным проникновением американской лексики в другие языки и незначительным объемом информации о различиях американского и британского английских языков в учебниках, используемых на уроках английского языка.
- Вся информация в компьютерной программе English Platinum 2000 озвучена дикторами-носителями языка.
- Уроки строятся таким образом, что во время занятия осуществляется многократное прослушивание изучаемого материала, что повышает уровень формирования навыков восприятия речи на слух.
- В компьютерную программу English Platinum 2000 включен большой объем информации по профилям “Алгебра”, “Геометрия”, “Физика”, поэтому на вводном занятии учащимся предоставляется возможность выбора изучаемого материала.
- Занятия проходят в компьютерном классе с использованием проектора и Интернета.
- Программа соответствует учебному профилю учащихся.
- Программа поддерживается учебными пособиями Н. Угринович “Информатика и информационные технологии”, Н. Угринович, Л. Босова, Н. Михайлова “Практикум по информатике и информационным технологиям”, допущенные Министерством образования РФ в качестве учебника по информатике.
В ходе реализации данной программы используются следующие формы занятий: лекция-диалог, круглый стол, общение через компьютер в локальной сети, урок-практикум, урок-дискуссия, а также с учащимися проводится фронтальная, парная, групповая и индивидуальная работа.
В результате ожидается достижение всех поставленных целей и решение задач. К способам поверки можно отнести устные опросы, диалоги и аргументированные высказывания учащихся, презентацию и защиту проекта, созданного в сотрудничестве всех учащихся группы.
Подведение итогов осуществляется на заключительном уроке в форме защиты проекта в виде компьютерной презентации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теоретические виды занятий | Практические виды занятий | ||
РАЗДЕЛ I (ТЕОРИЯ) |
||||||
1. | Введение | 1 | Лекция-диалог | |||
2. | Профиль “Физика” | 3 | Лекция-диалог; фронтальная, индивидуальная работа с учащимися. |
|||
3. | Обобщающий урок по профилю “Физика” | 0,5 | Круглый стол; групповая, парная, индивидуальная работа с учащимися. | |||
4. | Профиль “Алгебра” | 3 | Лекция-диалог; фронтальная, индивидуальная работа с учащимися. | |||
5. | Обобщающий урок по профилю “Алгебра” | 0,5 | Круглый стол; групповая, парная, индивидуальная работа с учащимися. | |||
6. | Профиль “Геометрия” | 3 | Лекция-диалог; фронтальная, индивидуальная работа с учащимися. | |||
7. | Обобщающий урок по профилю “Геометрия” | 0,5 | Круглый стол; групповая, парная, индивидуальная работа с учащимися. | |||
РАЗДЕЛ II (ПРАКТИКА) |
||||||
8. | Работа над проектом | 4 + резерв (0,5) | Коллективная, групповая, парная, индивидуальная работа с учащимися. | Урок-практикум; общение через компьютер в локальной сети; работа с программой Power Point, поиск необходимой информации в Интернете. | ||
9. | Защита проекта. Подведение итогов. | 1 | Коллективная, индивидуальная работа с учащимися. | Защита проекта с использованием компьютерной презентации. | ||
Всего: | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
РАЗДЕЛ I (ТЕОРИЯ)
Тема 1. Введение
Объявление целей и задач курса “Компьютер – инструмент совершенствования иностранного языка” и ожидаемых результатов. Знакомство с компьютерной обучающей программой “English Platinum 2000”. Выбор информации для изучения каждой темы.
Тема 2. Профиль “Физика”
Определение термина “физика”. Ученые, которые внесли вклад в развитие физики. Основные термины, явления, определения. Информация для рубрики “Интересно было узнать”.
Тема 3. Обобщающий урок по профилю “Физика”
Повторение и закрепление материала, изученного в теме 2 (круглый стол).
Тема 4. Профиль “Алгебра”
Определение термина “алгебра”. Ученые, которые внесли вклад в развитие алгебры. Основные термины, определения. Информация для рубрики “Интересно было узнать”.
Тема 5. Обобщающий урок по профилю “Алгебра”
Повторение и закрепление материала, изученного в теме 4 (круглый стол).
Тема 6. Профиль “Геометрия”
Определение термина “геометрия”. Ученые, которые внесли вклад в развитие геометрии. Основные термины, определения. Информация для рубрики “Интересно было узнать”.
Тема 7. Обобщающий урок по профилю “Геометрия”
Повторение и закрепление материала, изученного в теме 6 (круглый стол).
РАЗДЕЛ II (ПРАКТИКА)
Тема 8. Работа над проектом
Подготовка. Планирование. Исследование. Поиск необходимой информации в Интернете. Формулирование результатов и/или выводов. Оформление проекта (создание компьютерной презентации в Power Point). Подготовка к защите.
Тема 9. Защита проекта. Подведение итогов.
Презентация и защита проекта. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Рефлексия учащихся. Подведение итогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон Российской Федерации “Об образовании”. Редакция Федерального Закона от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Журнал “Профессиональное образование” № 5, 2002
- Приказ Минобразования России от 18.07. 2002 № 2783 “Об утверждении профильного обучения на старшей ступени общего образования”
- Бим И.Л., Вайсбург М.Л., Грачева Н.П., Лытаева М.А., Щепилова А.В. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на филологический профиль (иностранный язык). – АЯШ №3, 2003
- Соловова Е.Н. Создание авторских элективных программ и курсов: актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового образования. – АЯШ №1(5), 2004
- Предпрофильная подготовка и профильное обучение в основной и старшей школе: теоретические основы и опыт реализации в Московской области. Методическое пособие под редакцией Чечель И.Д. – Москва, 2004 г., стр. 92
- Элективные курсы образовательной области “Филология” - М.: НФПК, 2003
- Санитарные нормы для образов. учреждений. Справочник. 5-е изд., доп. – М.: ИФ “Образование в документах”, 2002
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. – Воронеж:Учитель, 2001
- Маркина Л., Скакун Л.В. Создание информационного пространства, основанного на применении проектного способа обучения с использованием информационных технологий // Антология развивающего управления. – 2003. – №35
- Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // ИЯШ. – 2000. – №4
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
- Подласый И.П, Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
- Рогозин Ю.И. Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования // Дополнительное образование. – 2003. – №6
- Телецина Т.Н., Сидоренко А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка // ИЯШ. – 2002. – №2
- Ягода Г. Программы, которые мы выбираем // Обучение в России. – 2003. – №10
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Формы занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение |
РАЗДЕЛ I (ТЕОРИЯ) |
|||||
1. | Введение | Лекция-диалог | групповая работа | раздаточный материал (список основных понятий, терминов, явлений, ученых, которые внесли вклад в развитие наук, по каждому профилю: физика, алгебра, геометрия) | компьютерная программа English Platinum 2000, электронный словарь Lingvo, Интернет, компьютер, проектор, экран |
2. | Профиль “Физика” | Лекция-диалог | фронтальная, индивидуальная работа с учащимися | раздаточный материал (распечатки с информацией, раскрывающей смысл и дающей определения основных явлений и понятий в физике; словарик по каждому тексту) | |
3. | Обобщающий урок по профилю “Физика” | Круглый стол | групповая, парная, индивидуальная работа с учащимися | ||
4. | Профиль “Алгебра” | Лекция-диалог | фронтальная, индивидуальная работа с учащимися | ||
5. | Обобщающий урок по профилю “Алгебра” | Круглый стол | групповая, парная, индивидуальная работа с учащимися | ||
6. | Профиль “Геометрия” | Лекция-диалог | фронтальная, индивидуальная работа с учащимися | ||
7. | Обобщающий урок по профилю “Геометрия” | Круглый стол | групповая, парная, индивидуальная работа с учащимися | ||
РАЗДЕЛ II (ПРАКТИКА) |
|||||
8. | Работа над проектом | Урок-практикум; общение через компьютер в локальной сети; работа с программой Power Point, поиск необходимой информации в Интернете. | коллективная, групповая, парная, индивидуальная работа с учащимися | примеры презентаций, созданных другими учащимися | компьютерная программа English Platinum 2000, электронный словарь Lingvo, Интернет, компьютер, проектор, экран, персональные компьютеры |
9. | Защита проекта. Подведение итогов. | Защита проекта с использованием компьютерной презентации. | коллективная, индивидуальная работа с учащимися | раздаточный материал (карточка “Оценка результатов и процесса проектной деятельности”, “Оценка личных достижений” | компьютерная программа English Platinum 2000, электронный словарь Lingvo, компьютер, проектор, экран |