Цель урока: создание эмоционального настроя в преддверии праздника, выставление оценок за четверть
Оформление класса: <Рисунок 2>< Рисунок 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12>
План урока:
- Вступительное слово учителя
- Что такое снег?
- Ледяные фигуры.
- Украшаем елочку
- Поговорим о фейерверках
- Помогаем Золушке
- “Смотреть и видеть”
- Физические термины
- Объявление оценок за 2 четверть
- Заключительное слово учителя
1. Вступительное слово учителя :
Новый год – самый любимый и желанный праздник для детей и взрослых. Новый год, как не странно, не всегда начинался с 1 января. Раньше начало года отмечали 21 марта, считалось, что в этот день природа пробуждалась от зимнего сна. В Древней Руси Новый год встречали 6 мая (23 апреля по новому стилю). После того как было принято христианство, Новый год стали отмечать 1 марта. Затем, в царствовании царя Ивана III, Новый год стали праздновать 1 сентября. В 1700 году в России водят новое летоисчисление (юлианский календарь). По указу Петра I следует 1 января 1700 “...в знак доброго начинания и нового столетнего века в веселили друг друга поздравлять с Новым годом...по знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколь у кого случиться, и зажигать огни”.
У каждого народа есть свои традиции встречи нового года. Вспомним некоторые из них:
2. Какой же Новый год в России без снега?
Под голубыми небесами,
Великолепными холмами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный снег один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А что такое снег?
В толковом словаре Ожигова:
Снег – атмосферные осадки – большие пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса всех осадков, покрывающих зимою землю.
Снег образуется в том случае, когда облако находится в воздухе с температурой ниже О° С. Снег – это вода, замерзшая в виде мельчайших, очень красивых кристаллов. Больше всего снега выпадает на склонах вулкана Рейнир (штат Вашингтон, США) – в среднем ежегодно 14,6 м. Этого достаточно, чтобы засыпать 6 – этажный дом.
При Петре I в Москве на Разгуляе на Неглинной на Москве-реке сооружались огромные горы. Высота таких гор достигала 12 м, а разгон санок по ровной дороге – более 10 м.
Вопрос: Рассчитайте, какой скорости достигали сани в момент спуска с горы (сопротивления льда пренебречь). Какой путь проходили сани до полной остановки?
3. Ледяные фигуры
Все вы наверно не раз любовались ледяными фигурами, которые украшают улицы нашего города в новогодние праздники. А знаете ли вы, что во времена царствования императрицы Анны Ивановны (1730- 1740 гг) по ее приказу на реке Неве был выстроен ледяной дом, в котором все- стены, двери, окна, мебель, посуда – было сделано изо льда. Этот дом был выстроен в честь свадьбы ее шутов: 50-летнего князя Голицина и простой калмычки Анны Бужениновой.
Что же такое лед ?
Снег и лед изучает одна и та же наука – гляциология.
Гляциология, наука о формах, составе, строении, свойствах льдов земной поверхности (льдинки, снежные покровы и другие) и подземных льдах, их распространениями и процессах в них происходящих. Как самостоятельная область знаний гляциология возникла в конце XVIII –начале XIX веков
Причиной перехода воды в лед является понижение температуры воздуха, а затем воды до 0° С. Лед – один из самых распространенных кристаллических минералов земного шара.
Никаких особых молекул льда нет. Молекулы воды соединяются друг с другом так, что каждая из них связана и окружена четырьмя другими молекулами. Это приводит к возникновению очень рыхлой структуры льда, в которой остается очень много свободного объема. Правильное кристаллическое строение льда выражается в изумительном изяществе снежинок (они имеют правильную шестигранную форму) и в красоте морозных узоров на замерзших окнах.
Как вы думаете из любого льда можно изготовить фигуры?
Цвет льда зависит от его возраста и может быть использован для оценки его прочности. Океанический лед в первый год своей жизни белый, потому что он насыщен пузырьками, от стенок которых свет отражается сразу же не успев, поглотится. Летом поверхность льда тает, теряет прочность, а под тяжестью лежащих сверху новых слоев пузырьки воздуха сжимаются и исчезают совсем. Свет внутри льда проходит больший путь, чем прежде, и выходит наружу, имел голубовато- зеленоватый оттенок. Голубой лед старше, плотнее, прочнее белого “пенистого”, насыщенного воздухом. Полярные исследователи выбирают для своих плавучих баз, научных станций и ледовых аэродромов надежных голубых и зеленых льдов
Лед неодинаково холодней. Температура льда антарктических ледников -60 С. Гренландских льдов -28 °С, на Альпах температура ледников составляет 0 С.
Если растопить весь лед уровень океана поднялся бы на 800 м.
4. На новый год принято украшать свои дома еловыми ветвями, яркими игрушками и гирляндами.
И мы с вами тоже сейчас нарядим нашу елку. <Рисунок 1>
Нам необходим макет елки на картоне и яркие кружки из картона или цветной бумаги с заданиями на обратной стороне.
Варианты вопросов:
- Почему ветки ивы под тяжестью снега не ломаются?
- Какой закон лежит в основе пословицы “Что потратишь, поднимешь в гору, вернешь на спуске?”
- Из чего “сделаны снежинки”?
- О каком природном явлении говорится в загадке: “Мостится мостик без досок, без топора, без клина”?
- Правда ли, что “подо льдом теплой воды не бывает”?
- Чему равна масса одной снежинки?
- Почему свежевыпавший снег белый?
- Почему снег со временем темнеет?
- Почему зимой холодно?
- Почему снег в мороз скрипит под ногами?
- Как образуются сосульки?
- Почему снег задерживается на ветках деревьев?
- Как слепить прочный снежок?
Варианты ответов:
- Суммарная площадь снежинок в одном грамме снега составляет 0,36- 0,37 м. кв (квадрат 6см x 6 см)
- Плотность воды при переходе из ее твердого состояния в жидкое не уменьшается, как почти у всех других веществ, а возрастает .При нагревании воды от 0 до 4 °С плотность ее также увеличивается. При 4 °С вода имеет максимальную плотность, лишь при дальнейшем ее нагревании плотность уменьшается. Благодаря этому свойству возможна существование многих форм жизни в водоемах. Так как наибольшую плотность вода достигает при 4 °С, то перемещение слоев, вызываемых охлаждением, заканчивается при достижении этой температуры. При дальнейшем понижении температуры охлажденный слой, обладающий меньшей плотностью, остается на поверхности, замерзает и тем самым защищает лежащие ниже слои от дальнейшего охлаждения и замерзания.
- Отдельная снежинка имеет массу порядка миллиграмма. Когда в Северном полушарии зима приходит к концу, масса снежного покрова равна 13500 млрд. тонн.
- Свежий снег отражает 90 % падающих на него солнечных лучей.
- Зимнее похолодание связано, прежде всего, с тем, что ось вращения земли наклонена к плоскости орбиты, а также и тот факт, что снежный покров сильно отражает солнечные лучи.
- Скрип снега – это звук от раздавленных снежинок. Чем сильнее мороз, тем более твердыми и хрупкими делаются снеговые льдинки и потому более высокие становится их тон.
- Снеговые наросты на деревьях образуются в плохую погоду, когда температура примерно равна 0°С. В этих условиях довольно интенсивно идут разнообразные процесс, идут внутри снега: подтаивание и замерзание, испарение и кристаллизация. Они приводят к образованию связей между упавшими снежинками и поверхностью ветвей.
- Для того чтобы слепить прочный снежок, снег должен быть мокрым, температура должна быть близка к 0°С . Когда мы сжимаем снег, образуется некоторое количество воды. Вода заполняет воздушные промежутки внутри снега, подмерзая, образует довольно прочные связи.
Учащиеся дают ответы, пояснения с точки зрения физики. В случае правильного ответа кружок с вопросом крепится на елку.
5. Поговорим о фейерверках
Согласно толковому словарю Ожигова:
Фейерверк – во время торжества, празднеств: высоко вылетающие из ракеты декоративные огни.
Китайцы более 800 лет назад использовали этот принцип в ракетах для фейерверков. Затем ракеты стали применять в военных целях. Известно ли вам, что ими стреляли в битве под Лейпцигом, когда Наполеон потерпел поражение? Ракеты применяют для борьбы с градом и для запусков космических спутников и людей в космос!
Какой принцип положен в основу движения ракет? Что вам известно об ученых внесших свой вклад в развитие ракетостроение и космонавтики?
6. Кто из вас не знает прекрасной сказки “Золушка”?
А помните, какое задание задала злая мачеха Золушке, перед тем как уехать на бал? (“Отделить чечевицу от золы”)
Вариант 1
Вы должны отделить физическую величину от физического явления, и физического объекта. Для этого задания потребуется комплекты карточек с написанными на них физическими величинами, физическими объектами и физическими явлениями. (например: скорость тела, материальная точка, эхо, математический маятник, резонанс, звук, масса тела, механические колебания и т.д.)
Вариант 2
Отделить верные физические формулы от ложных.
7. “Смотреть и видеть”
Учащимся предлагаются рассмотреть картинку и назвать физические явления, которые на ней изображены. Картинки могут быть индивидуальными или одна дана для всего класса .< Рисунок 3, 4, 5>
8. Всем хорошо известна игра в города и как в нее играют.
Сегодня мы поиграем в такую же игру, но с физическими терминами.
Например:
Физика – атом- маятник – колебания – ядро – опыт – траектория и т.д.
9. Ну и какой же новый год без Деда Мороза. Согласно сказкам, Дед Мороз (или Мороз Иванович) помогает трудолюбивым, а ленивым и жадным подарков не дает.
Из “волшебного” мешка Деда Мороза достаются записки с именами учащихся и оценкой за четверть.
10. Заключительное слово учителя:
Поздравляю всех с наступающим Новым годом! Желаю вам новых успехов в изучении физики!