Наиболее эффективной формой работы над словами с непроверяемыми написаниями в калссах КРО является блочная система. Для составления блоков я выписала из учебников (автор Т.Г. Рамзаева) все “словарные” слова в том порядке, в каком они появляются на страницах учебников и разделила их по 7-8 слов для 2 класса, по 8-10 слов для 3-4-ых классов.
2 класс
воробей | рабочий | тетрадь | дежурный | заяц | коньки | береза |
лисица | сорока | завод | собака | медведь | ветер | ворона |
вдруг | посуда | машина | быстро | медведица | субботник | пенал |
ягода | товарищ | фамилия | ребята | учиель | класс | город |
карандаш | девочка | петух | весело | учительница | хоккей | корова |
работа | капуста | ученик | скоро | сапог | русский | молоко |
Москва | хороший | одежда | пальто | мороз | язык | хорошо |
деревня | суббота | лопата |
3 класс
до свидания | январь | родина | запад | рисунок | животное |
горох | февраль | малина | герой | солома | осина |
земляника | сентябрь | урожай | сахар | север | потом |
Красная площадь | октябрь | жёлтый | молоток | восток | морковь |
чёрный | ноябрь | крестьяне | корабль | трактор | праздник |
огород | декабрь | помидор | обед | улица | чувство |
коллектив | месяц | дорога | пятница | завтрак | здравствуй |
компот | погода | четверг | картофель | лестница | |
понедельник | соловей | метро |
комната | болото | аптека | ракета | Кремль |
однажды | воскресенье | песок | пловец | пшеница |
памятник | вокруг | картина | вместе | огурец |
завтра | рассказ | орех | ужин | лагерь |
сегодня | кровать | овёс | библиотека | мебель |
яблоня | тарелка | космос | топор | трамвай |
спасибо | ботнки | валенки | совет | революция |
магазин | отец | платок | автобус | кастрюля |
яблоко | растение | квартира | солдат | стакан |
4 класс
впереди | коллектив | сеялка | горизонт |
столица | богатство | шоссе | около |
одиннадцать | пассажир | самолёт | берег |
аккуратно | хозяйство | жилище | честно |
аллея | багаж | овощи | издалека |
прекрасный | назад | агроном | шестнадцать |
зднсь | автомобиль | везде | сейчас |
интересный | вчера | семена | теперь |
костёр | железо | гореть | адрес |
газета | комбайн | телевизор | командир |
вокзал | салют | направо | сверху |
инженер | Россия | налево | снизу |
директор | вагон | экскурсия | сверкать |
комбайнер | правительство | беседа | победа |
килограмм | километр | желать | хлебороб |
восемь | электровоз | земледелие | свобода |
электричество | расстояние | путешествие | тепловоз |
электростанция | металл | космонавт | оборона |
медленно | двенадцать | слева | председатель |
овца | шофёр | справа | билет |
Систематическую работу над словами с непроверяемыми написаниями начинаю со 2 класса. Изучение одного блока ведётся в течение 2-3-х недель на каждом уроке русского языка, кроме уроков проверочного и творческого характера (диктанты, сочинения, изложения).
Урок №1. Ознакомление с блоком слов. Учитель даёт подробный образец объяснения написания слов по традиционной схеме: знакомство со словом (при необходимости выясняется лексическое значение), послоговое проговаривание и запись, постановка ударения, определение орфограмм и непроверяемых написаний. Уточняется, какие написания можно только запомнить, а какие будут изучаться поднее.
Уроки № 2,3. Каждый ученик у доски объясняет написание одного слова всему классу, придерживаясь образца, данного учителем на уроке №1. При затруднениях помогает весь каласс или учитель.
Уроки № 4, 5. 2 ученика у доски объясняют написание 3-4-х слов или один ученик весь блок (в зависимости от уровня подготовленности). Помощь класса осуществляется в процессе работы. Учитель только диктует.
Урок №6. Ученик записывает весь блок у доски под диктовку учителя без объяснения. Класс проверяет запись в конце работы.
Уроки № 7 ,8. Использование занимательного материала, работа с текстами.
Урок №9. Проверочный словарный диктант. В конце четверти проводится контрольный словарный диктант: 50% от всех слов, изученных в четверти.
Таким образом, изучение слов с непроверяемыми написаниями проводится регулярно с постепенным увеличением объема работы и самостоятельности учеников. Каждый ученик работает на уроке. В процессе изучения одного блока ученик несколько раз видит, слышит, записывает слово, 2-3 раза его проговаривает, т.е. используются все виды памяти для лучшего запоминания. Изучение “словарных” слов происходит одновременно с их появлением на страницах учебника, что также облегчает запоминание, развивает внимание, орфографическую зоркость. И что особенно важно: каждое слово из “Словаря для справок” изучается, ни одно не остается без внимания.
Контрольные срезы в 4-ых классах КРО по словам данной группы показывают успеваемость-100%, качество успеваемости- 80/90%.
Фрагмент урока русского языка № 7 (с использованием занимательного материала) в 3 классе КРО: словарный диктант № 4.
Учитель читает загадки или стихотворения со словарным словом, отгадавший ученик выходит к доске и записывает слово, проверяет по карточке на магнитной доске.
- В ту сторону солнце под вечер садится, там день
догорает и гаснет.
Там небо последним лучом осветится, и ночь на земле наступает. (Запад.) - Что за дом бодьшой по реке плывет и по морю плывет и людей везет? (Корабль.)
- Не хочу я молчать, дайте вволю постучать! И стучу я день – деньской своей железной головой. (Молоток.)
- Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли. Воробей, снегирь – сосед, будет вам зимой… (обед).
- Этот день немножко нервный, он всегда по списку первый. (Понедельник.)
- Полнедели пролетело, наступил и мой черед. Без меня не обойдешься, за средой…(четверг) идет.
- Полнедели пролетело, и четверг уже идет. Значит, завтра мой черед. (Пятница.)
- Ура! У нас живет …(герой) в квартире семьдесят второй.
- Белый как снег, в чести у всех. В рот попал, там и пропал. (Сахар.)
(Проводится самоанализ работы, рефлексия.)
Далее проводится работа над словосочетаниями: повторяется определение словосочетания, составляются словосочетания с одним из “словарных” слов, на доске записываются 3 наиболее интересных, проводится разбор словосочетаний.
На третьем этапе проводится работа по составлению предложений: повторяется определение предложения, составляются предложения со “словарными” словами, на доске записывается и разбирается предложение с наибольшим количеством слов из словарного диктанта.
Пр: В понедельник, четверг и пятницу с запада герой на корабле привозил на обед сахар.
При работе над каждым блоком уроки №7,8 наиболее интересны для детей, поэтому для каждого слова из словаря я подобрала или сочинила сама загадки (большая часть загадок опубликована в журнале “Практика”/ Приложение к журналу “Начальная школа”. 2007 г. №8 ); а для тех слов, которые нельзя загадать, нашла отрывки из стихотворений (“словарные” слова подчеркнуты).
1. Говорят вороне птицы: “Не мешало б поделиться”.
Но ворона им в ответ головой мотает: “И без вас такой обед очень быстро тает”.
(В. Кожевников)
2. Папа работал, шуметь запрещал…
Вдруг под диваном сверчок затрещал. (А. Барто)
3. С колокольчиком, с ромашкою клевер весело цветёт,
И его “пчелиной кашкою” называет наш народ. (Вс. Рождественский)4. Красок много у природы, помогает ей погода.
Красят вместе луг, поля, океаны и моря. (С. Рагулина)5. Вокруг ствола большой сосны шишки на снегу видны.
Здесь, на кузнице, затратил много сил весёлый дятел.
6. Шумом наполняется улица – красавица. школьники и школьницы из домов спешат.
Бодро и уверенно школьный год мы начали, много интересного ждёт нас впереди. (О. Высотская)7. Вчера я был моложе, вчера я был глупее. И, что вчера я натворил, забудьте поскорее!
Сегодня я старее, старее и мудрее, остепениться мне пора. Сегодня – это не вчера! (Э. Мошковская)8. Три сороки, три трещётки, потеряли по три щётки:
Три – сегодня, три – вчера, три – ещё позавчера . (Скороговорка)9. Выступал докладчик юный, говорил он о труде,
Он доказывал с трибуны: - Нужен труд всегда, везде. (А. Барто)10. Ура! У нас живёт герой в квартире семьдесят второй. (А. Барто)
11. Движеньем полон город: бегут машины в ряд.
Цветные светофоры и день, и ночь горят.12. Был козлёнок весел, потому что весил, наскакавшись по полям
Ровно двадцать килограмм. (М. Яснов)13. Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы в нашей столице,
Ищут давно, но не могут найти парня какого – то лет двадцати. (С. Маршак)14. Встали девочки в кружок, встали и примолкли.
Дед Мороз огни зажёг на высокой ёлке. (А. Барто)15. Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.
16.Одна женщина из Простоквашино торговала различными кашами.
Каждый житель теперь не вмещается в дверь. Вот такая судьба Простоквашино. (И. Львова)17. Костюм космонавта, красивый, без спору, придётся вам завтра, наверное, впору.
Но это мы вам обещаем в надежде, что честно вы трудитесь в школьной одежде. (Е. Ефимовский)18. Издалека долго течёт река Волга.
19. Не шумят мои игрушки, тихо в комнате пустой,
Вдруг по маминой подушке луч крадётся золотой. (Е. Благинина)20. Тишине и солнцу радо по равнине вод
Лебедей ручное стадо медленно плывёт. (И. Никитин)21. Шли куда попало – просто наугад,
Прямо и направо, а потом назад. (С. Маршак)
22. Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит. (А. Пушкин)
23. Через дорогу я с братом иду. За руку брата, конечно, веду.
Смотрим направо, налево глядим. Смело идём, если нет здесь машин.24. Случилось чудо из чудес! Пусть удивится каждый!
К нам залетели под навес две ласточки однажды. (А. Барто)25. Вырастает подорожник, лишь подходит срок,
На земле сухой и твёрдой около дорог. (В. Ванюшев)26. Ты гордись своим отцом, знатным гражданином.
Но и сам будь мололдцом, а не только сыном. (С. Маршак)27. По реке петух плывёт, унесло беднягу.
Ну, теперь ему конец! Он неопытный пловец. (А. Барто)28. Здравствуй, лес! На краю небес покажи нам хоть одно из своих чудес.
Покажи, где зайцы спят, белок покажи,
А потом, потом, потом сказку расскажи . (Г. Ходырев)
29. Кругом вода журчит, сверкает, крик петухов звучит порой. (И. Бунин)
30. У него глаза цветные, не глаза, а три огня.
Он по очереди ими смотрит сверху на меня.(Загадка)31. Две мамы, две соседки под деревом садятся.
Им объявляют громко: - Сейчас начнётся съёмка! (А. Барто)32. Солнце реже смеётся, нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся, и заплачет спросонья. (К. Бальмонт)33. Это – левая рука, это – правая рука.
Справа – шумная дубрава, слева – быстрая река.34. На лошади мальчик сидит с верховым:
- Товарищ начальник, он пойман живым! (А. Барто)35. Берём картины разные – и чёрные, и красные.
Берём с оттенком жёлтым и с небом голубым.
36. Честное слово и доброе дело дух поднимают и радуют тело. (М. Дудин)
37. Лежат тетрадки в толстых ранцах, спокойно спят ученики, в домах погасли огоньки,
Но вся в огнях электростанция на берегу Москвы – реки. (А. Барто)38. Рыхлой землёю, полем и лугом пахнет крестьянин, идущий за плугом. (Д. Родари)
39. Не сдал он в понедельник домашнюю работу.
Она кричит: -Бездельник! Не сдаст он и в субботу! (А. Барто)40. Ты не в среду пришла, и не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье, всю неделюшку веселье41. Нет, не зря, не зря, ребята, от рассвета до заката
При любой почти погоде мы трудились в огороде. (Ю. Полухин)42. Дождик, дождик, поливай – будет славный урожай:
Будет белая пшеница, будет рожь и чечевица.
43. Вы в битве Родину спасли, преодолели все преграды.
Спасибо вам от всей земли, за всё спасибо вам, солдаты. (Б. Дубровин)44. Звучат, как музыка, как стих, фамилии простые. (Г. Граудин)
45. Красный, белый, жёлтый, синий. Медь, железо, алюминий. (М. Карем)
46. И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла. (Р. Кудашева)
47. Белой сирени большую корзину бережно вынесли из магазина. (С. Михалков)
48. Птичка польку танцевала на лужайке в ранний час…
Нос – налево, хвост – направо, это полька “Карабас”. (А. Толстой)49. Есть одна планета – сад в этом космосе холодном. (Я. Аким)
50. В спорте я не выступаю, но в воде мне равных нет.
Потому что я ныряю в глубину на километр.51. Лётчик водит самолёты. Это очень хорошо.
Повар делает компоты. Это тоже хорошо. (С. Михалков)52. Беспределен, неизвестен мир, в котором мы живём.
Мы по этой карте вместе в путешествие уйдём.53. И каждый маленький цветок узорный ткёт себе платок. (Е. Трутнева)
54. Уроки музыки и пения всегда поднимут настроение.
55. Вот моя деревня, вот мой дом родной. (И. Суриков)
56. До свиданья, мамы, папы, едем, едем в лагеря. (А. Барто)
57. Бьётся в стены шторм и вой. Лестницею винтовой каждый вечер, ближе к ночи,
На маяк идёт рабочий. (В. Маяковский)
№№ урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Проводит ознакомление с блоком, дает образец объяснения | Слушают, списывают с доски |
2,3 | Диктует, помогает при затруднениях | По очереди объясняют у доски написание одного слова, записывают в тетрадь |
4,5 | Диктует | 1 ученик у доски объясняет весь блок или 2 ученика по половине блока, остальные записывают в терадь, помогают при затруднениях |
6 | Диктует | 1 ученик на доске записывает блок без объяснения, в конце работы класс проверяет запись |
7,8 | Использует занимательный материал | Отгадывают загадки, находят слова в тексте и т.д., записывают слова с объяснением |
9 | Проводит проверочный словарный диктант | Записывают слова под диктовку |