Литературное чтение. Урок творчества по теме "Проект собственной сказки"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • определять структуру сказки (выделять зачин, окончание);
  • развитие познавательных навыков учащихся;
  • развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
  • развитие критического и творческого мышления;
  • умение видеть, сформулировать и решить проблему;
  • развивать сферу эмоций, интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение;
  • формировать умение овладевать оценочной терминологией; коммуникативные навыки работы в группе.

Цель проекта: на основе имеющихся знаний о сказке выяснить, смогут ли герои разных сказок ужиться вместе.

Решение цели проекта: составление собственной сказки по пословице.

Возможный выход:

  • создание собственной сказки;
  • выступление перед учениками начальных классов;
  • выступление в детском саду;
  • создание книги сказок.

Оборудование:

  • карточки с именами героев сказок;
  • карточки с пословицами;
  • план работы группы;
  • шаблоны для иллюстрирования сказки, цветная бумага, ножницы, клей;
  • элементы костюмов;
  • аудиозаписи; магнитофон;
  • презентация к уроку.

Ход урока

Содержание урока. Примечания
1. Актуализация знаний.

Звучит музыка.

- Сегодня мы проводим урок творчества по теме:

“Закрепление изученного о сказках”.

- Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте. Почему? (ответы детей)

- Давайте обобщим наши знания.

Сказки бывают …

- На уроках творчества мы создаём продукт, творим. Какую проблему нужно решить по теме урока? (трудно ли сочинить сказку)

Звучит музыка, появляется Шапокляк.

- Привет! Это я - самая добропорядочная старушка Шапокляк. Живу по правилу: “ Хорошими делами прославиться нельзя!” Вот и сегодня я не удержалась и совершила самую лучшую пакость - героев разных сказок собрала всех вместе, и они сидят и рыдают. В сказки свои хотят попасть, а не могут. Спорят, ссорятся … Красота!..

- Как тебе не стыдно, Шапокляк! Ребята, давайте докажем Шапокляк, что герои разных сказок смогут жить в одной сказке, созданной нами. Попробуем исправить положение?

- Попробуйте, ничего у вас не получится. А я здесь посижу, может, “помощь” окажу.

Слайд № 1: народные и литературные; бытовые, волшебные, о животных.
2. Постановка целей, обобщение знаний. Слайд № 2: цели, пути решения, условия успешности работы.
1) - Какие цели поставим?
2) Сбор информации, выбор ролей.

- Если мы создаём сказку, то какой она будет? (авторской)

Для создания сказки нам нужны: сценаристы, иллюстраторы, критики.

Распределяем роли.

Слайд № 3: определения понятий.
3) Какие основные этапы сказки вам известны?

- На партах у вас тоже есть алгоритм работы по составлению сказки. Можно воспользоваться им.

Слайд № 4: этапы сказки.
Ш.: - Я вот вам хочу пословицы предложить - может, воспользуетесь ими?

- Объясните, как вы это понимаете?

Расставляет пословицы.
3. Выбор героев.

- Выберите героев, которые будут участвовать в вашей сказке.

- Не забудьте дать сказке название.

Физминутка.

- Ну, ребятки, в путь! Встаньте, пожелаем друг другу удачи.

(эмоциональная и тактильная поддержка в группе)

4. Проектирование сказки. Работа в группах.

- Если вам необходима моя помощь – я всегда рядом. Успехов вам!

Работа детей. По команде учителя работа прекращается.

1 и 2 группа- создание диафильма; 3 и 4 группа- театрализация.
5. Защита проекта сказки.

- Возьмите алгоритм выступления, прочитайте.

Все вы сейчас побываете в роли артистов, зрителей и слушателей.

Выступление каждой группы. Вопросы из зала.

Жестовое общение
6. Итог урока.

- Какие цели ставили перед собой?

Какие выводы можно сделать?

- Шапокляк, справились ребята с работой? Вернёшь теперь персонажей в свои сказки?

Ш.: - Так и быть, верну. Пойдём, Лариска, нам здесь делать нечего, (уходит).

Слайд № 5

Слайд № 6

7. Практическая значимость.

- Давайте подумаем, где можно осуществить наши проекты?

(выступить перед другими классами, показать сказки в детском саду)

Слайд № 7
8. Рефлексия.

- Оцените свою работу и работу группы в целом. Перед вами мордашки. Выберите нужную.

- Кому на уроке было комфортно, общение и работа в группе доставила радость?

- Кто не удовлетворён своей работой? Почему?

- Мне было приятно, что сегодня на уроке вы показали свои отличные знания, умение работать вместе, ваше чувство локтя.

Спасибо за работу.

Цветоматрица

Показ, высказывания детей.

Приложение к уроку.

Выберите сказочных персонажей для создания своей сказки:

Баба Лиса Патрикеевна
Буратино Мальвина
Дед Ослик Иа
Колобок Три поросёнка
Кот в сапогах Чебурашка

(можете добавить своих)

При составлении сказки пользуйтесь планом:

ЗАЧИН Небылица

Жили- были…

Стихотворное начало

На болоте была трясина…

На море-окияне…

В некотором царстве…

РАЗВИТИЕ СКАЗКИ Где происходит

Как встречаются герои

Какие диалоги

Что случается

Долго ли, коротко ли…

Далеко ли, близко ли…

Высоко ли, низко ли…

Встань передо мной, как лист…

Стань ко мне передом…

Добрый молодец, красна девица

ОКОНЧАНИЕ СКАЗКИ Чему учит сказка?

Вывод.

Стали они жить- поживать…

Сказка- ложь, да в ней намёк…

Защиту проекта сказки расскажите по плану:

  • Нам предложено составить сказку по пословице…
  • Мы выбрали героев…
  • Сказка называется…
  • Мы считаем, что в нашей сказке различные персонажи уживаются (не уживаются), так как сказка получилась (не получилась)
  • В этом нам помогли такие качества совместной работы…

(или что помешало работе)