Цели урока:
- Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными
- Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами
- Активизировать познавательную деятельность учащихся , развивать мыслительные процессы, память, внимание.
- Развивать творческие способности учащихся
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
-Урок начнем с орфографической диктовки. (Ученик работает у доски)
А)Определите по лексическому значению слово и запишите его.
- Грубый, невоспитанный человек.(Невежа)
- Человек, которому не сидится на месте(непоседа).
- Недоучившийся, мало знающий человек(недоучка)
- Неуклюжий, неловкий человек(недотепа)
-Что объединяет все записанные вами существительные?(Они характеризуют человека ,все они общего рода)
-Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля?(Недоучка, недотепа)
-Почему все эти слова пишутся с не слитно?
Б)Не был в школе; не правда, а ложь, невнимание к человеку, недоумевал по поводу случившегося.
-Какие правила правописания мы повторили?
3.Изучение нового материала.
1) Определение темы и цели урока.
-Как вы думаете , о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?
-Почему так решили?
-Запишите тему урока в тетради.
-Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке.
2)Исследовательская работа.
-На доске опорная таблица. Поработаем с ней.
Не с существительными | Не с прилагательными |
1.Неряха | 1.Неряшливый |
2.Нерешительность | 2.Нерешительный |
3.Не правда,а ложь. | 3.Не правдивый, а лживый |
4.Вовсе не вкусный | |
5.Пруд неширокий,а рыбный. |
-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?
В чем разница? Сделаем вывод.
Откройте страницу 123 учебника и прочитайте правило.
4.Первичная проверка понимания материала.
1)-Прослушайте стихотворение Бориса Заходера. (Тексты на каждой парте)
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не.
Выпишите все слова с не в два столбика.
Не с существительными |
Не с прилагательными |
(Проверка)
2)Объяснительный диктант.
Невзрачный на вид; неизвестный художник; далеко не большое расстояние; небрежный почерк; не красна изба углами,а красна пирогами, неглубокая речонка.
5.Закрепление изученного материала.
1)Разноуровневые задания (Выполняют на карточках)
1уровень
Задание: раскрыть скобки
(Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка;
2уровень
Задание ? : отметьте случаи слитного написания
? (не)опытный юноша
? (не)исправный прибор
? далеко(не)единственный
? очень (не)обычный
? (не)жаль
? (не)приятель
? (не)лепый поступок
? (не)широкая.,а глубокая
? Нисколько (не)умен
? (не)большой, но уютный
? (не)учтивый человек
? Вовсе(не)опасное предложение
3уровень
Задание:исправьте ошибки
Не брежный почерк
Несладкий чай
Вовсе не привлекательный человек
Очень не красивый
Не мелкая, а глубокая река
Ребенок не здоров
Не замысловатые постройки
Не дорогой,но удобный портфель
Не учтивый человек
Ничуть неинтересный фильм
Некаменный дом
Невысокий, но худой
Река неглубока
3)Работа с текстом.(Тексты у каждого ученика)
Приморская тайга- удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.
(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть(не )приметные.
Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни. (По М.Деменюк)
- Прочитайте и озаглавьте текст.
- Определите стиль и тип речи.
- Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.
- Подберите синоним и антоним к слову некрупными.
- Выполните разборы.( 2предложение –синтаксический разбор предложения;)
Небольшие(морфологический разбор)
Расцветают(морфемный разбор)
6.Рефлексия.
Задание:выполните тест , проверьте по ключу и оцените свои знания по теме.
Тест.
Цель : проверить знания учащихся по теме.
Отметьте номера правильных ответов.
1.Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:
- если слово не употребляется без не-;
- если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;
- если в предложении есть противопоставление с союзом а.
2.Слово не употребляется без не- в предложении:
- Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.
- В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
- День выдался (не)жаркий.
3.Слово с не- можно заменить синонимом в преложении:
- Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
- Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
- (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.
4.Слово с не пишется слитно в предложении:
- (Не)приятельская армия отступила.
- Эта книга далеко (не)проста.
- Нам продали (не)вкусное мороженое.
5.Слово с не- пишется раздельно:
- Посетитель был вовсе не скучен.
- Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
- Её (не)годующий взгляд остановил нас.
6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:
- Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
- Океан был совсем не спокойным.
- В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.
Ключ
№задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ | 1,2 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 1,3 |
7.Домашнее задание:
- Выучить правило на странице 123.
- Выполнить упражнение 308.
- Составить кроссворд на тему: “ Не с разными частями речи”
8.Итог урока.
Вспомним задачи, которые стояли перед нами в начале урока.
Справились с ними?
(Повторяем правило)