Внеклассное мероприятие по литературному чтению по теме "Путешествие в Книгоград" (по произведениям Н.Н. Носова)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять читательский кругозор учащихся.
  2. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.
  3. Прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам.
  4. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа), формированию умения взаимодействовать с одноклассниками.

Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, магнитофон и кассета, телевизор, DVD, фрагменты из мультфильмов, плакаты с высказываниями, костюмы, набор предметов для конкурса, выставка рисунков детей, поделок, творческих работ: кроссвордов, книжек – малышек, мини – сочинений, раздаточный материал для конкурсов, рассказы Н.Н.Носова.

Подготовка.

Ученики готовили задания к мероприятию. На уроках изобразительного искусства рисовали полюбившихся героев рассказов, на уроках трудового обучения подготовили поделки, аппликации по произведениям Н.Н. Носова, писали мини сочинения: “Чем мне симпатичны герои произведений Н.Носова”, по желанию составляли свои кроссворды и загадки, готовили костюмы. Разучивание стихов, сценок держится в тайне.

На доске:

“Книга не самолет, а за тридевять земель унесет”.
“Всем хорошим во мне я обязан книгам”.

М. Горький.

“Книга твой друг. Без нее как без рук”.
“Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде”.
“Одна книга тысячу людей учит”.
“Все герои Николая Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру”.

С. В. Михалков.

Ход внеклассного мероприятия:

Вступление.

Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие к самому Великому чуду на свете.

Что же это за чудо? Послушайте и скажите:

Ты беседуй чаще с ней -
Будешь в четверо умней. (Книга).

- Подумайте и скажите, в какое путешествие мы отправимся?

Мы отправляемся в Книгоград.

(Открывается название на доске). Выходят ученики и читают стихи.

1 уч.

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.

2 уч.

Книга нам про все расскажет,
Книга нам все покажет.
Почему садится солнце
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Много интересного узнаешь.

3 уч.

В одиночестве, в покое,
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам друзья и карты в руки.
Пусть герои оживут.

4 уч.

Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.

6 уч.

Мы веселые ребята, не умеем мы скучать.
И собрались мы сегодня книгу новую создать.

Ребята обратите внимание на выставку. Книги какого писателя вы видите на выставке? Правильно. книги Н.Н.Носова. (учитель открывает портрет).

Какие произведения Н.Н.Носова вы читали?

Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные). О ком и для кого писал Н. Носов?

Ученик рассказывает о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера.

В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.

2. Деление на команды и выполнение заданий.

Учитель: Путешествовать будем группами. Определим 2 команды игроков и команду болельщиков.

А сейчас активно отвечайте на “Спринт-вопросы” и занимайте места за столиками.

1. Назовите имя и отчество Носова.

2. Где и когда родился Носов?

3. Кто испугался волка под кроватью? Назови имя героя и рассказ. (Валя “Затейники”)

4. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (картофель)

5. Ее заваривают, затевая неприятности…..
Хлопотливое дело, а потом распутывают это дело….
Ее просит дырявая обувь….. (каша)

6. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”)

7. Кто уронил в колодец чайник и ведро, назови рассказ и имя героя. (Мишка)

8. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”)

9. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”).

10. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)

11. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город?

12. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка).

13 Что мастерили Винтик и Шпунтик? (Пылесос)

14. Как называется рассказ, где мальчики разобрали телефон и звонок? (телефон)

15. Кто сочинял из коротышек стихи?

16. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка).

(Ученики разделились на команды по 8 человек: “Знатоки”, “Весёлая семейка” и болельщиков).

Входит Незнайка и говорит:

Почему-то обо мне знают все на свете.
Знают даже на Луне взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,
Что другим не по плечу, мне давно известно.

- Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается.

Учитель: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться. Оставайся. смотри и учись, а ребята тебе помогут. Если участники команд затрудняются ответить, помогают болельщики и получают жетоны.

1 конкурс. “Бюро находок”.

Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы. (учитель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает жетон.

Шляпа -Живая шляпа”.
Нитки, иголки, ткань - “Заплатка”
Отвертка, винтики - сказка “Приключения Незнайки и его друзей”
“Винтик и Шпунтик”
Лопата, песок - “На горке”.
Телефон - “Телефон”.
Учебник математики – “Федина задача”.

2 конкурс: “Стоп – кадр”. (Показ фрагментов на мультимедийке).

Назовите произведение и его героев?

1). - Дедушка, дедушка!
- Ну, что еще … “Огурцы”. (Мальчиков звали – Павлик и Котька.)
2). “Телефон”. (Мишка, автор)
3). “Затейники” (Валя)
4). “Замазка” (Костик и Шурик).
(Команды получают жетоны).

3 конкурс. “Театральные подмостки”.

Проверим артистические способности.

Приготовить чтение эпизода по ролям: 1 команде из рассказа “Фантазеры”  другой - “Мишкина каша”.

Игра с болельщиками. “Розыск”.

Внимание болельщики. Объявляется розыск, в “розыске” находятся герои произведений. На доску вывешиваются карточки, как в игре “Поле чудес”.

С кем первым из малышей подружился Незнайка? В слове 8 букв.

Кнопочка

Как называется рыба, которую зажарил Мишка на сковороде? В слове 7 букв.

Пескарь

Как зовут коротышку из цветочного города, который придумал воздушный шар.

В слове 6 букв. Знайка

Ученики получают жетоны.

А сейчас рубрика: “Это интересно”. Выходит Знайка.

Знайка: “А знаете ли вы, что существуют книжки – малышки. Они очень маленьких размеров. Несколько таких книг можно было уложить в карман. Размер книг 65 мл на 94 мл Есть “миниатюрные книги”, длина страницы – не превышает 2–3 сантиметров. (Показывает).

Есть книги – великаны. В Самарканде это книга Великий коран. Длина страницы 2,5 метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг, длина его в человеческий рост.

Книга - скрипка, один из ее экземпляров хранится в отделе редких книг Государственной исторической библиотеке.

Чтение по ролям. “Фантазёры”. - 1 ком.

“Мишкина каша”. 2 ком.

Исполнение песни. “Про кузнечика”.

- Про кого сочинил знаменитый Цветик песенку? Давайте все вместе ее споем.

Физкультминутка. (Все дети встают, поют и выполняют танцевальные движения).

Сценка. “Как Незнайка стихи сочинял”. Участвуют болельщики.

Незнайка: Я тоже умею сочинять стихи, послушайте.

Учитель: Послушай Незнайка, как ученики сочиняют стихи.

Конкурс “Юные таланты”.

Ученица 4 класса Тиунова Анастасия прочитает своё стихотворение.

Осень.
Осень, осень золотая!
Ты пришла к нам молодая!
Мы тебе, конечно, рады,
Но признаться чести ради,
Мы хотим ещё тепла.
Мы желаем все купаться,
Загорать и кувыркаться,
Бегать, в мячики играть
И на солнышке лежать.
Вот и дождик начал капать.
Осень тихо стала плакать.
Мы спешим скорей домой.
Грусть и ты беги долой!

4 конкурс. “Объяснялки”.

Соотнесите пословицы и рассказы Н Носова.(листы с заданием раздаются каждой команде).

Берись дружно, не будет грузно.
У страха глаза велики.
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Терпенье дает уменье.

“На горке”
“Затейники”.
“Живая шляпа”
“Огурцы”
“Мишкина каша”
“Заплатка”.

Игра с болельщиками. (во время конкурса “Объяснялки”).

Кем были по профессии коротышки? На доске листы с заданием.

Пилюлькин
Тюбик
Цветик
Гусля
Винтик и Шпунтик
Знайка

врач
художник.
поэт
музыкант
механики – изобретатели.
ученый.

Проверка задания “Объяснялки”.

- Ребята, что интересного вы узнали из книг Н Носова? Почему вам нравится читать произведения Носова? Как вы думаете, почему рассказы Н Носова не стареют?

Как нужно обращаться с книгами? Какую книгу приятно держать в руках?

Инсценировка стихотворений Ильина “Две книжки”.

Одна красиво оформлена, другая – рваная, растрёпанная.

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки? -
Одна спросила у другой?
-Ох, милая мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда летать мне в облаках!
А у тебя целы бока?
- Твои мне незнакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
Зато и я учу не как-нибудь, а на “отлично”!
-Ну, мой на тройки едет еле-еле
И даже двойки получил на той неделе.
И в басне нет загадки”.
“Расскажут напрямик и книжки и тетрадки, какой ты ученик”.

Знайка: Знаете, раньше при бане книги выдавали, чтобы человек не брался за книгу грязными руками. Надеюсь, вы так не обращаетесь с книгами. Пусть наши книги надолго сохраняться, даже после того как мы их прочитали.

1 уч.

Пока книга сделается книгой
Огромный путь она пройти должна.
И столько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.

2 уч.

Я к вам обращаюсь, дети,
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книга друзьями заходит в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

3 уч. Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.

Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы ещё больше полюбите читать, ещё бережнее будете обращаться с книгой.

Но вот Незнайка мы помогли тебе понять, что всему нужно учиться. Ученики показали хорошие знания, талант. Самых активных участников, мы отметим грамотами..

А теперь, посмотрите какая получилась у нас книга по творчеству Н Носова. Это книга – сюрприз. Здесь собраны все ваши работы, рисунки, стихи, кроссворды и сочинения.

Презентация “книги” в Книгограде.

Подведение итогов. Вам понравилось наше мероприятие? Кто доволен своей работой. Знаниями? Чьи работы, выступления вам больше всего понравились? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение? Участникам команд и победителю вручили книги.

Вручение грамот учащимся (презентация). (под музыку)

“Лучший рисунок”,
“Книжка – малышка”
“Знайке”.
“Юному поэту”,
“Лучший актер”
“Лучший чтец”,
За активное участие.

Дополнительное задание, кроссворд. (2 кл. “Внеклассное чтение”, “Приключение Незнайки и его друзей”).

Литература:

  1. Внеклассные мероприятия.. Авт.– сост. О.Е.Жиренко, Л,Н. Яровая М., ВАКО 2007г..
  2. Педсовет №3 1998 г. Мой любимый писатель - Н.Н. Носов.
  3. Я иду на урок в начальную школу. Чтение (2 часть).М. “Первое сентября” 2000г.
  4. Поурочные разработки по чтению 3 класс (1- 4). Москва. “ВАКО” 2004г.
  5. Сухин И. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей. – Москва. Новая школа. 1994.
  6. Н.Н.Носов. “Фантазеры”. Москва. 1998.
  7. И.П. Иванов. “Энциклопедия КТД” М. 1989г.

Приложение