Урок русского языка во 2-м классе по теме "Главные члены предложения"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ.

  • Формирование представлений о подлежащем и сказуемом, их особенностях, о связи подлежащего и сказуемого.
  • Формирование умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.
  • Развитие умений восстанавливать деформированное предложение и пользоваться алгоритмом.
  • Развитие орфографической зоркости, памяти, речи.

1. Организационный момент.

2. Чистописание. Словарная работа.

Лл

ябл(о, а)ня

Работа с орфографическим словарём:

- Прочитайте слово, написанное в ваших тетрадях красными чернилами. Найдите это слово в словаре и прочитайте.
- С какой гласной пишется слово “яблоня”?
- Зачеркните букву “а”, запишите слово. Подберите однокоренные слова. Запишите.

3. Орфографическая работа.

- Объясните написание слов. (Ученик читает слово, выбирает букву, объясняет.)

(Л, л)ёня, р(е,и)бята, р(а, о)бота, ябл(о, а)нька, дере(в, ф)це.

Саженцы.

- Эти слова мы будем использовать, изучая новую тему.
- Читаем хором слово “саженцы”. Как понимаете значение слова? (Молодые растения, пересаженные из другого места.) И это слово нам сегодня пригодится.
- Какой слог ударный? Назовите опасные места?

4. Введение в тему урока.

Открытие новых знаний.

яблоньки, ребята, сажают

- Это можно назвать предложением? Почему? (Это не предложение, т. к. слова не связаны по смыслу, а я знаю, что предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль.)

- Составьте из данных слов предложение. Запишем с комментированием.
- Во втором предложении найдите слово, которое обозначает действие.
- Задайте к этому слову вопрос.
- Это сказуемое. Подчеркнём двумя линиями. (На доску вывешиваются таблички.)

сказуемое что делает?

- Найдите слово, которое обозначает, кто выполняет это действие.
- Задайте к нему вопрос.
- Это подлежащее, подчёркиваю одной линией.

подлежащее кто? что?

- Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Главные члены предложения.

Формулирование темы и целей урока.

- Тема урока? Цели?
- Используя схему, ответьте на вопросы. Что такое подлежащее? На какие вопросы отвечает, что обозначает ?
- Чтение правила в учебнике.
- Используя схему, ответьте на вопросы. Что такое сказуемое? На какие вопросы отвечает? Что обозначает?
- Чтение правила в учебнике.

5. Фиксирование нового способа действий в виде алгоритма.

Беседа по заданиям к упражнению.

- Нам нужно составить алгоритм (пошаговый план действий) определения главных членов предложения. Составлять его и учиться по нему работать мы будем, используя упражнение № 130 (Т. Г. Рамзаева “Русский язык”, учебник для 2 класса).

- Прочитайте название картинки. (Посадка деревьев.)
- Рассмотрите картинку. Расскажите, как ребята сажают деревья? Каждый занимается своим делом.
- Прочитайте, какое ещё задание дано к этой картинке. (Составь предложения о том, кто что делает, и напиши.)

-Начало текста у нас уже есть. Прочитайте. Запишем основную часть, в которой расскажем, как дети сажают яблоньки. В своих предложениях используйте слова, с которыми мы работали в начале урока.

Составление алгоритма.

- Итак, ваше первое предложение.

Лёня копает ямку.

- Найдите слово, которое обозначает действие. Это первый шаг.
Вывешивается табличка 1. Нахожу слово, которое
обозначает действие.
Читаем хором.

- Задайте к нему вопрос. Это второй шаг.
Вывешивается табличка 2. Задаю вопрос. Читаем хором.

- Это сказуемое. Подчёркиваю двумя линиями. Это третий шаг.
Вывешивается табличка 3. Вывод. Сказуемое. Читаем хором.

- Найдите слово, которое обозначает, кто выполнил это действие. Это четвёртый шаг.
Вывешивается табличка 4. Нахожу слово, которое
обозначает, кто выполняет действие.
Читаем хором.

- Задайте к этому слову вопрос. Это пятый шаг.
Вывешивается табличка 5. Задаю вопрос. Читаем хором.

- Это подлежащее. Подчёркиваю одной линией. Это шестой шаг.
Вывешивается табличка 6. Вывод. Подлежащее. Читаем хором.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

1) Илья несёт саженцы. Алёша подвязывает деревце.

Лена помогает ему. Коля поливает яблоньку. (Предложения составляют учащиеся по иллюстрации к упражнению.)

Учащиеся работают по алгоритму, подчёркивая в записанных предложениях подлежащее и сказуемое.

2) Главная мысль текста.

- Какую главную мысль хотели донести до вас авторы рисунка? (Дружно работают ребята.)
- Посмотрите, какой вырастет сад на этом месте через несколько лет. Составьте восклицательное предложение. (Хороший вырастет сад!)
- Запись предложения под диктовку. Работа по алгоритму.
- Прочитайте все предложения, которые мы записали. Можно ли их назвать текстом? Почему? Назовите тему этого текста, главную мысль.

7. Самостоятельная работа. (Каждый проверяет, усвоил ли он тему урока.)

1 уровень.

Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Весело плещется синяя река.
Из кустов на солнечную поляну выскочил пушистый зайчик.

2 уровень.

Допиши подлежащее в каждое предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Весело плещется синяя ….
Из кустов на солнечную поляну выскочил пушистый ….

- Самопроверка по эталону.

8. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Мини-опрос с обобщением новых сведений.

Называние умений, которые формировались в ходе выполнения упражнений.

Положительная оценка работы учащихся на уроке.