Коллективное творческое дело как форма внеклассной работы по английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Иностранный язык как учебная дисциплина существенно отличается от любого другого школьного предмета. Вступая в иноязычную коммуникацию, человек получает знания социокультурного характера, таким образом, язык является средством решения социальных, жизненных, научных проблем.

Учитывая эту особенность, для достижения успеха в обучении иностранному языку преподавателю следует так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы учащиеся использовали изучаемый язык как инструмент для решения собственных, личностно-значимых для них проблем, имели возможность проследить взаимосвязь между всеми предметами учебного цикла. В основу такой организации учебного процесса должны быть положены принципы личностно-деятельностного подхода и педагогического сотрудничества.

Руководствуясь этими принципами и принимая во внимание специфику предмета “иностранный язык”, мы предприняли попытку использовать одну из форм организации воспитательного процесса, а именно коллективное творческое дело (КТД), для внеклассной работы в школе.

Внеклассное мероприятие должно оставить след в сердцах и памяти учащихся, мотивировать на новые КТД, стимулировать интерес к изучению иностранного языка. Следовательно, оно должно быть ярким, красочным, запоминающимся. “Любви все возрасты покорны…” Мы остановили свой выбор на Дне Святого Валентина, празднике всех влюбленных. И не ошиблись, т.к. имели возможность не только систематизировать знания учащихся по иностранному языку, но и повысить внутреннюю учебную мотивацию, предложив учащимся использовать иностранный язык в общении на тему, актуальную для любого возраста.

Как показал опыт, КТД явилось эффективной и наиболее приемлемой формой организации учебного сотрудничества, т.к. данная форма обеспечила преемственность различных возрастных этапов и этапов овладения иноязычной коммуникативной деятельностью, возможность учета уровня языковой подготовки учащихся и их психофизиологических особенностей, создала условия для реализации учебной деятельности общественного характера в различных видах взаимодействий (ученик-ученик; учитель-ученик; учитель-учительский коллектив).

Так как целью проведения мероприятия была реализация принципов, о которых говорилось выше, то работа по планированию праздника, подбору необходимой информации и материала выполнялась учителями-филологами. Это был важный и ответственный момент. Успех мероприятия, реализация его целей могли быть обеспечены лишь в случае их совпадения с личностными установками самих учащихся, использования видов деятельности, являющихся ведущими для данного конкретного возраста.

Таким образом, был составлен следующий план проведения Дня Святого Валентина:

5 класс- изготовление “валентинок” своими руками, знакомство с вариантами поздравлений.

6 класс – разучивание поздравлений к празднику; конкурс на лучшего чтеца.

7 –8 класс – инсценировка пьесы, изготовление “валентинок” на уроках изобразительного искусства.

9 класс – зрители и участники праздничного конкурса.

10-11 класс – выпуск стенгазет, изготовление “валентинок” на уроках технологии.

В подготовке и проведении праздника были задействованы учащиеся 5-11 классов, учителя технологии, музыки, изобразительного искусства, русского языка и литературы, иностранного языка.

На подготовительном этапе была проведена большая организационная работа. Обсуждение с учащимися и администрацией школы характера и содержания мероприятия, время и место его проведения стало первым шагом в разработке КТД.

В течение месяца учащиеся 7-11 классов работали над изготовлением “валентинок” на уроках изобразительного искусства и технологии. Впоследствии лучшие работы были представлены на выставках. Учащиеся 7-8 классов разучивали роли, проводили репетиции пьесы, готовили костюмы.10-11 классы подбирали материал для своих стенгазет, обсуждали содержание и дизайн. Шестиклассники разучивали поздравления, готовясь к конкурсу чтецов. Учитель музыки поводил репетиции песен на английском языке, которые были исполнены учащимися 8-10 классов на празднике.

К 14 февраля одна из рекреаций школы была празднично оформлена стенгазетами, воздушными шарами в форме сердец, в ней были организованы выставки “валентинок”. В этот день уроки английского языка проводились в нетрадиционной форме. Так, например, учащиеся пятых классов, выполняли проектную работу “Валентинка”. Им было предложено сделать открытку - “валентинку” и написать на ней одно из предложенных учителем поздравлений, подарить “валентинку” своим родителям, учителям, друзьям. Шестиклассники демонстрировали свои умения декламировать стихотворения на английском языке и определяли лучших чтецов для участия в общешкольном празднике. Учащиеся девятых классов выбирали своих представителей для участия в конкурсе, повторяли лексику по теме, готовили все необходимое для успешного участия в предстоящих соревнованиях.

В конце учебного дня был организован праздник, сценарий которого мы предлагаем вашему вниманию. <Приложение >

КТД как форма проведения мероприятия оказалась многоаспектной и органично вписалась в воспитательный процесс школы. Использование КТД во внеклассной работе по иностранному языку стало примером слияния учебного и воспитательного процессов в школе, взаимосвязи различных учебных дисциплин, удачным способом повышения мотивации учащихся, средством развития творческих и познавательных способностей, формой организации педагогического учебного сотрудничества.

Праздник всегда создает хорошее настроение, приносит радость. Праздник в школе, организованный совместными усилиями всего школьного коллектива, доставляет удовольствие вдвойне.

Литература:

  1. Журнал для изучающих английский язык Speak Out №1. 2002.
  2. Журнал для изучающих английский язык Speak Out №1. 2003.
  3. “Английский язык”.№6 2004. Приложение к газете “Первое сентября”.
  4. Susan K. Reward. Intermidiate Resource Pack. Macmillan Publishers Limited, 1999.