Мотивационные беседы в период адаптации к школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Начиная обучение ребенка в 1-м классе, учитель сталкивается, прежде всего, не с проблемой интеллектуального развития, а с проблемами личностной незрелости учеников. Понимание подготовки к школе часто ограничивается работой с интеллектом, этим занимается множество подготовительных учреждений, вопрос развития эмоционально-волевой сферы остается открытым.

Период адаптации в 1-м классе обнаруживает неспособность некоторых детей справляться с первыми трудностями, выполнять выдвигаемые им требования по усвоению учебных навыков, норм и правил поведения и общения, проявляется зависимость деятельности ребенка от взрослого.

Как известно, первоклассники отличаются не только разной степенью содержательной подготовленности к школе, разным уровнем развития познавательных процессов, но и обладают разными мотивами учения. Мотивационный компонент так же является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению. С какими же мотивами приходят к нам дошкольники?

  • Социальный мотив – ребёнок стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию – позицию школьника. Преобладание этого мотива опосредует так называемую “игру во взрослого”, ребёнок играет в школу. Для него жизненно необходимы все атрибуты школьной жизни, логика учебного предмета сама по себе не имеет ценности.
  • Игровой мотив – прежде всего, обусловлен школьной “незрелостью”, наблюдается асинхрония развития интеллектуальной составляющей и игровой. Это связано со слишком ранним прекращением игровой деятельности, ребёнок переносит игру во внутренний план, отсюда “отсутствие” на уроке, “невнимательность”, уход от деятельности.
  • Внешний мотив – мотив подчинения требованиям взрослого, правилам, формальным рамкам.

Оценка, школьная форма, ритуальные отношения с учителем – всё это составляет для них содержание учения. Действия по инструкции, безынициативность красная нить всей учебной деятельности.

  • Оценочный мотив – обусловлен отсутствием полноценной игровой деятельности, не сформированной произвольностью. Стремление к успеху, достижениям заслоняет учебное содержание.
  • Учебный мотив – сформировано учебное отношение к уроку и учителю, готовы к сотрудничеству. Но излишний интеллектуализм может продуцировать эмоциональную холодность, ревнивое отношение к успехам других.

Хочется сразу заметить, что вышеперечисленные мотивы обнаруживаются в комбинации в каждом из школьников, речь может пойти только о преобладании одного или пары мотивов над другими.

Рассмотрев мотивы, попробуем определить, какие потребности могут лежать в основе тех или иных мотивов, на что придётся, прежде всего, обращать внимание. Не стараясь произвести жёсткую классификацию, выделим:

Познавательная потребность; потребность в игре; потребность в принятии, общении; потребность занять новое положение, сменить статус; потребность в оценивании, поощрении; потребность в направлении, контроле.

Как видим, большая часть потребностей не связана или связана опосредованно с основной задачей школьного обучения – удовлетворение познавательной потребности! Не от того ли так тяжёл период адаптации младшего школьника? Не от того ли в последствии возникают многие проблемы именно учебной деятельности?

Таким образом, одной из задач психологического сопровождения начальной школы, является задача постепенного, поэтапного решения этих и других с ними связанных проблем периода адаптации.

Известно множество приемов, методов адаптационной работы в школе, в которые могут входить:

  • адаптационные тренинги
  • игры на школьные темы
  • совместная выработка правил и норм в классе
  • экскурсии в старшие классы
  • система благодарностей и поощрений и т. д.

Мне хочется предложить метод работы с классами начальной школы, который я условно называю “Мотивационные беседы”.

Суть метода заключается в следующем:

Возникшая проблема оформляется в виде истории, притчи понятной и близкой данному возрасту. Эта история рассказывается классу, вместе с детьми обсуждается и совместно, в конце обсуждения фиксируется в виде какого-либо знака, символа. Этот знак в течение актуального времени висит на доске в классе, и в случае необходимости учитель, не делая замечаний, указывает на тот или иной знак, как бы призывая вспомнить историю и выводы с ней связанные.

Важно: история в процессе рассказа зарисовывается на доске. Это помогает дополнительно привлечь внимание, создать устойчивый образ, эмоционально окрасить. Необходимо понимать, что все беседы должны отталкиваться от жизненных, актуальных в данное время ситуаций, абстрактная история ребятам не интересна, или вызывает не такие сильные эмоции как опыт “прожитый”, принятый “здесь и теперь”.

Мотивационные беседы нельзя расположить последовательно, свести в единую мотивационную программу т. к. проблема каждого класса индивидуальна. Зачастую одна и та же проблема проявляется в разных классах в разное время. Все беседы возникли экспромтом на развивающих занятиях, при проявлении той или иной проблемной ситуации.

Психолог должен организовать подкрепление созданных образов в учебной деятельности, для этого необходима помощь и поддержка учителей. Иначе эффективность такого метода будет минимальной.

Ниже я приведу примеры нескольких бесед помогающих решить некоторые проблемы периода адаптации.

Мотивационная беседа “Два пловца”.

Беседа была проведена после того, как в классе появились дети, болезненно реагирующие на неудачи; дети, отказывающиеся, под разными предлогами, выполнять “сложные” задания, проявляющие неуверенность даже в простых заданиях.

Жил-был на свете Великий Пловец. Вот он какой, посмотрите! Вернее он был не пловцом, он прыгал с вышки. Прыгал он очень высоко, и так хорошо входил в воду, что на поверхности почти не было брызг. Я скажу вам, что для прыгунов с вышки это очень, очень хорошо! Когда этот Великий Пловец тренировался, все собирались на бортике бассейна и сопровождали аплодисментами каждый его прыжок. И вот, однажды, к Великому Пловцу подошел маленький человек, вот он какой. Может, это был мальчик, а может девочка. Не знаю. Этот маленький человек сказал: “Можно я попробую прыгнуть, я тоже хочу, чтобы мной восхищались!”. “Пожалуйста!”, - сказал Великий Пловец. И маленький человек прыгнул, но прыгнул он так низко, и так плохо вошел в воду, что обрызгал всех кто стоял на бортике. Под смешки и недобрые возгласы маленький человек вылез из воды и побрел прочь. Было не понятно, толи это слезы на лице, толи это вода ещё не успела высохнуть. И тогда к маленькому человеку подошел Великий Пловец и сказал: “А знаешь, я тебе завидую!”, “Вы, Великий Пловец, завидуете мне?!”, “Да! У тебя впереди много радости, успехов, побед! Но только если ты останешься. Хотя, ты можешь уйти. Я понимаю – неприятно, когда над тобой смеются”. Маленький человек остался. Сколько прошло времени, я не знаю. Может год, может больше. Маленький человек занимался у Великого Пловца, не обращая внимания на трудности и неудачи. И вот, настал тот день, когда маленький человек прыгнул так высоко, и так хорошо вошел в воду, что ему тоже все стали аплодировать.

После, важно обсудить историю с детьми. В конце обсуждения на доске нарисовать значок, символ и закрепить с детьми его значение. К созданному образу привязывается лозунг: “Ошибаться не страшно – страшно боятся ошибок”. Обсуждая знак, можно обратится к школьникам: “Ребята! Когда вам будет трудно, или обидно от неудач – посмотрите на знак и вспомните о маленьком человеке”.

Мотивационная беседа “Дедушка и мальчик”

Беседа проводилась с ориентацией на детей, деятельность которых зависит от постоянного подкрепления взрослого. В классе появились ребята, постоянно переспрашивающие учителя, даже тогда, когда работа не требовала больших усилий. Начало работы, переход с одной деятельности на другую сопровождалось большим количеством вопросов по ходу.

Жили-были в одной деревне, Дедушка, вот он у нас какой! Сгорбленный с палочкой, и Мальчик, вот он. Однажды пошли Дедушка и Мальчик гулять. Гуляли они, гуляли и дошли до речки, а у речки два мостика. Как вы думаете, кто раньше перейдет на другой берег? Правильно – Мальчик. Он быстро пробежал по мостику, едва касаясь поручней. А Дедушка будет идти долго. Шаг ступит, перехватит поручень, ещё шаг ступит, перехватит поручень и т. д. А теперь, представьте, что это не Мальчик и Дедушка, а ученики одного класса. Река это знания, мостик это ваши учебники, тетради и т. д., поручни это помощь учителя. Быстрый Мальчик это ученик, который самостоятельно учит, читает, выполняет задания. Конечно, он обращается к учителю, хватается за перила, но только когда действительно трудно. Дедушка это ученик, который все время просит помощи, даже если задание ему по плечу. Все время спрашивает и переспрашивает, боится начать дело, не ухватившись за поручни, и теряется, когда нет помощи учителя. Как вы думаете, кто из них быстрее преодолеет реку знаний и придет к пятерке? Правильно – ученик, который не боится быть самостоятельным, который не цепляется за перила от страха, а смело идет по мостику, изредка помогая себе. Давайте с вами договоримся – теперь на уроках если учитель знает что вы можете выполнить задание самостоятельно или что-то ещё умеете делать сами, то он показывает вам на этот значок. А вы уж постарайтесь справиться, бегите к пятерке сами!

Мотивационная беседа “Птица и птенцы”

Необходимость беседы была продиктована нарушениями правил ответа в классе, проявлениями несдержанности при фронтальных опросах детей.

Посмотрите, ребята, что я сейчас нарисую – вот дерево, на дереве, посмотрите… Что это? Правильно гнездо. А в гнезде, посмотрите – маленькие птенчики. А вот взрослая птица, наверное, это мама. Мама принесла птенцам мошек, чтобы накормить их. Видите, как птенцы широко открывают клюв, и мама кладет туда пищу. Но в природе, ребята, не всем птенчикам достается поровну еды, некоторые птенчики голодают и могут даже умереть. Почему? Потому что каждый птенец стремится получить от мамы больше еды, от этого зависит его жизнь. И они стараются – шире открывают клюв, толкаются, лезут в первые ряды, оттирая других. А теперь, представьте, что птенчики это вы, ученики, птица – конечно учитель, пища – это знания, которые дает вам учитель. Что же происходит, когда кто-то выкрикивает ответы, не давая возможности подумать другим? Он отбирает у них знания, не дает работать их мозгам! А значит, поступает как тот резвый птенчик, отнимающий чужую пищу! Кому-то из вас нужно время чтобы подумать, собраться для ответа, кому-то необходимо самому найти правильный ответ, а не получить его в виде подсказки из класса. Понятно, почему учитель сердится, когда кто-то выкрикивает? Он, как птица-мать, хочет, чтобы были накормлены все, а не самые резвые. Если вы выкрикиваете, то лишаете других того, зачем они пришли в школу – возможности думать.

Давайте договоримся, когда учитель вывешивает этот знак, это значит нельзя выкрикивать ответы, надо дать возможность подумать всем.

Мотивационная беседа “Нехочуха”

Беседа продиктована необходимостью целенаправленного формирования позиции школьника, произвольной регуляции поведения. Направлена прежде всего на школьников испытывающих трудности в организации учебной деятельности, саморегуляции поведения.

Ребята! Сейчас я расскажу вам историю про двух человечков.

Говорят что в каждой девчонке, в каждом мальчишке живут 2 маленьких человечка. Вот они какие, посмотрите. Один человечек очень весёлый, озорной и называет он себя – Озорник. Озорник думает: “как хорошо играть, гулять, смотреть телевизор, спать-отдыхать”. Другой человечек тоже всегда весел, зовут его Помощник. Помощник думает: “как хорошо почитать книжку, помочь маме по дому, сделать вовремя уроки”. Эти два человечка большие друзья. Посмотрите – они держаться за руки, улыбаются, они умеют договариваться. Озорник говорит другу: “давай сейчас побегаем, поиграем”. И тогда мальчик или девочка от души веселятся, играют в разные игры. Потом Помощник говорит: “нужно помочь маме, сделать уроки”. И мальчик или девочка тут же берутся за работу. Так и живут наши весёлые человечки в мире и согласии.

Но иногда случается и такое – мальчик или девочка начинают вдруг прислушиваться только к желаниям Озорника. От этого Помощник может заболеть, он становится тихим, незаметным, совсем, совсем маленьким. Всё чаще и чаще исполняются желания Озорника и реже Помощника. И если это происходит очень долго, то незаметно Озорник превращается в Нехочуху, а Помощник исчезает совсем. Нехочуха не привык ни кому уступать, Нехочуха делает только то, что ему нравится, Нехочуха ни кому не помогает и сам не любит ничего делать, это уже не милый Озорник, с которым мы познакомились вначале нашей истории, это НЕХОЧУХА. Вот он какой посмотрите! Нехочуха шепчет мальчишке или девчонке на ушко: “Не помогай никому!”, “ Это трудно, лучше пойдём играть”. И каждый раз неприятно смеётся, когда ему удаётся исполнить свои желания.

Нехочуху победить очень трудно, нужно научится говорить “нет” желаниям Нехочухи, нужно суметь найти и поддержать своего Помощника. Бороться с ним нам поможет вот этот знак, он говорит о том, что где-то в классе у кого-то появляется Нехочуха. Если учитель это увидит, он повесит этот знак на доску, а вы прислушайтесь к себе вдруг Нехочуха рядом и шепчет вам свои желания.

Важно:

После каждой беседы сделать знак, символ доступный для понимания. Обязательно поговорить с преподавателем о значении символа, о ситуации, в которой необходимо к нему обращаться. Последовательно, систематически актуализировать образ до полного принятия. Для учителя необходимо использовать этот знак в соответствующих ситуациях, без оценок и ярлыков.

Данная работа, скорее иллюстрация тесного взаимодействия с учителем в области психологического сопровождения обучения, быстрой реакции на возникающую проблему в классе и попытка решения её фронтально, через массовое сознание класса. Косвенно, такое взаимодействие является обучающим и для педагога, поскольку учит влиять на детей не только дисциплинарными воздействиями.

Список литературы.

  1. “Практическая психология образования” под редакцией И. В. Дубровиной, Москва, ТЦ “Сфера” 1998 г.
  2. “Справочник психолога начальной школы” О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто, Ростов-на-Дону, “Феникс” 2003 г.
  3. “Ох уж эти первоклашки!..” Е. Н. Корнеева, Ярославль, “Академия развития”, “Академия, К”, 1999 г.
  4. “Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1 - 8”,
  5. Е. Е. Кравцова, Москва, Педагогический университет “Первое сентября”, 2005 г.