Кружок "Изонить"

Разделы: Начальная школа


Изонить – вид работы, который привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Эта техника не требует дорогостоящих материалов – только цветные катушечные нитки, цветной картон, иголка, ножницы, скотч.

Истоки этого творчества – у народных мастеров Англии. Они работали так. В плоскую дощечку забивали гвозди, на которые потом натягивали нити. Мы же используем картон – у него готовый цветовой фон и он обладает достаточной плотностью, нить не стягивает его при натяжении.

Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.

Этот вид работы почти незнаком учителям. Между тем техника изонити (нитеграфия или ниточный дизайн) содержит образовательный, развивающий и воспитывающий потенциал, располагает большими учебными возможностями.

Во внеурочное время я веду кружок “Изонить”, в котором занимаются все желающие дети, вне зависимости от их способностей.

Что же даёт работа этого кружка?

Во-первых, развитие творческой увлечённости каждого ребёнка декоративно-прикладной деятельностью, развитие его индивидуальных способностей.

Каждое занятие проводится в форме игры. Обучение осуществляется путём развития творческой активности ребёнка. Я не показываю детям образцы того, что они должны сделать.

Прежде чем приступить к работе с изонитью, необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. С этой целью надо рассказать им о разных способах изображения предметов. Например, вы хотите, чтобы дети изобразили грибок. Как можно это сделать?

  • Можно просто нарисовать (показ рисунка);
  • Можно слепить (показ вылепленного грибка);
  • Можно сделать аппликацию (показ);
  • Можно сконструировать (показ бумажной конструкции);
  • И, наконец, его можно выполнить в технике изонить.

Сравнить все виды грибков, постараться заинтересовать грибком, выполненным изонитью. Рассказать, как это сделано, дать им возможность хорошо рассмотреть переплетение нитей на лицевой стороне, сравнить лицевую сторону с изнанкой, отметить особенности расположения нитей на лицевой и изнаночной стороне (на лицевой нити красиво пересекаются, а на изнанке видны только стежки, идущие друг за другом). Показать самую верхнюю и самую нижнюю нить, рассказать о взаимосвязи количества отверстий, расстояний между ними, хорды и переплетения нитей, как выбрать расстояние между отверстиями, от чего оно зависит, как должна идти нить на лицевой стороне и с изнанки.

Далее надо познакомить детей с инструментами и материалами для работы, показать, как ими пользоваться, рассказать, какой иглой лучше работать. Рассказав обо всём этом подробно, можно перейти к показу детям выполнения изонитью простейших рисунков, действуя при этом медленно и последовательно объясняя каждое действие: изображение рисунка, нанесение точек, прокол отверстий и так далее.

Определив правила работы с изонитью, можно перейти к самостоятельному выполнению детьми сначала простейших, затем более сложных рисунков. Мы начинали с детьми с самого простого: выполнения угла. Затем угол превращался в то, что увидели в нём дети: домик, зонт, грибок, бокал, ваза и так далее.

Большое значение в этой работе имеет пример сверстника (у кого получается лучше, у кого хуже). Можно посоветоваться, обратиться к помощи товарища, у которого работа лучше спорится. Следует не забывать хвалить ребёнка даже за самый незначительный успех, стараться вселить в него уверенность, в то же время ненавязчиво приучать его к аккуратности, старательности, терпению, усидчивости. К занятиям изонитью проявляют устойчивый интерес не только девочки, но и мальчики.

Во-вторых, дети расширяют и углубляют знания и умения, полученные на уроках математики, изобразительного искусства, технологии.

Цели занятий включают в себя:

1. Блок задач по развитию математических представлений.

а) раздел “Геометрическая форма”.

Дать понятие о разных углах, величине, длине сторон.

Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.

б) раздел “Количество и счёт”.

Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.

Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.

Дать понятие о точке отсчёта.

в) раздел “Ориентировка на плоскости”.

Закрепить знание направлений: вверх, вниз, слева, справа.

Дать понятие о середине, центре, вершине.

2. Блок задач по умственному воспитанию.

Развивать абстрактное мышление.

Обучать плоскостному моделированию – обучать умению составлять из окружностей и углов изображения предметов и композиций.

Закрепить понятие “зеркальное изображение”.

3. Блок задач по трудовому воспитанию.

Научить владеть иголкой, ниткой.

Научить работе с трафаретом.

4. Блок задач по эстетическому воспитанию.

Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.

Воспитывать эстетический вкус.

Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

5. Блок задач по нравственному воспитанию.

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Для решения вышеперечисленных задач необходимо тщательно продумывать задания и способы предъявления их учащимся. Чтобы работа не выполнялась механически, бездумно, надо ставить перед детьми задачи, требующие интеллектуального и эмоционального напряжения. Это могут быть задачи на сообразительность, загадки. Такие задания можно предлагать перед основной работой или связывать их с темой занятия.

В-третьих, занятия приучают к коллективной ответственности за выполненную работу.

С каким упоением и гордостью показывают друг другу, учителям, родителям и даже мне свои работы! Стоит посмотреть на детей, закончивших свои произведения, и мы увидим, как они преображаются, становятся гордыми и “великими”… А как они радуются выставкам! Мы с детьми подготовили две выставки и изготовили два панно-поздравления: одно в виде сердца ко Дню Влюбленных, а другое в виде цифры “8” к 8 Марта. Эти панно висели и в фойе школы и во время праздничного концерта для мам. Они привлекли большое внимание и учащихся, и родителей.

Таким образом, результаты использования техники изонить показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, повышается познавательная активность и вследствие этого расширяется круг их знаний и умений, решаются общевоспитательные задачи.

Всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Программа объединения “Изонить” рассчитана на четыре года занятий с детьми разного возраста.

В группе занимается 15-20 человек. Объем часов в год составляет 34 часа. Занятия проводятся на базе школы (по согласованию).

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчёта 1 занятие в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.

Цель программы: гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений.

Цикл занятий состоит из двух разделов:

Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образцов.

Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образцов.

ПЕРВЫЙ ГОД ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Цель первого года программы – адаптация детей к новым условиям, к группе; знакомство с предметом “Изонить”.

Данная цель требует решения ряда задач:

  • получение первичных сведений о технике ниточного дизайна;
  • знакомство с декоративно-прикладным творчеством.

К концу года дети должны свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку, взаимопомощь; знать и уметь выполнить в технике ниточного дизайна угол и окружность; знать и уметь объяснить последовательность выполнения угла и окружности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

I четверть

Содержание работы Дата
1. Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по ТБ при работе с колюще-режущими инструментами.  
2. Последовательность выполнения угла. “Морковка”.  
3. Последовательность выполнения угла. “Домик”.  
4. Последовательность выполнения угла. “Рыбка”.  
5. Последовательность выполнения угла. “ Узор на закладке”.  
6. Последовательность выполнения угла. “Закладка с двумя углами”.  
7. Последовательность выполнения прямых углов.  
8. “Кленовый лист”.  
9. “Кленовый лист”.  

II четверть

Содержание работы Дата
1. “Кленовый лист”. Инструктаж по ТБ.  
2. “Снежинка”.  
3. “Снежинка”.  
4. “Змейка”, “Звезда”.  
5. “Змейка”, “Звезда”.  
6. “Новогодняя ветка”.  
7. “Новогодняя ветка”.  

III четверть

Содержание работы Дата
1. Последовательность выполнения окружности. “Мячик”. Инструктаж по ТБ.  
2. Последовательность выполнения окружности. “Бусы”.  
3 Последовательность выполнения окружности. “Бусы”.  
4. Коллективное панно ко дню Святого Валентина.  
5. Коллективное панно ко дню Святого Валентина.  
6. Коллективное панно “8 Марта!”.  
7. Коллективное панно “8 Марта!”.  
8. Коллективное панно “8 Марта!”.  
9. Узор из углов и окружностей.  
10. Узор из углов и окружностей.  
11. Узор из углов и окружностей.  

IV четверть

Содержание работы Дата
1. Инструктаж по ТБ. Пасхальное яйцо.  
2. Пасхальное яйцо.  
3. Индивидуальная творческая работа.  
4. Индивидуальная творческая работа.  
5. Индивидуальная творческая работа.  
6. Индивидуальная творческая работа.  
7. Индивидуальная творческая работа.  
8. Итоговое занятие. Беседа “Что я умею”.  

ВТОРОЙ ГОД ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Цели второго года программы – умение детей работать в группе; закрепление знаний 1-го года; изучение новых вариантов ниточного дизайна.

В соответствии с целью изменяются задачи:

  • научить применять новые варианты ниточного дизайна;
  • научить детей взаимопомощи.

К концу второго года дети должны:

  • ощущать себя частицей единой группы;
  • уметь объяснять изученный материал;
  • принимать участие в проводимых выставках;
  • уметь выполнять новые варианты ниточного дизайна.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

I четверть

Содержание работы Дата
1. Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по ТБ при работе с колюще-режущими инструментами.  
2. Повторить последовательность выполнения угла. “Ласточка”.  
3. Повторить последовательность выполнения угла. “Ласточка”.  
4. Повторить последовательность выполнения окружности. “Солнышко”.  
5. “Цыплёнок”.  
6. “Цыплёнок”.  
7. Узор из углов и окружностей “Полёт фантазии”.  
8. Узор из углов и окружностей “Полёт фантазии”.  
9. “Осень в лесу” (грибы и листья).  

II четверть

Содержание работы Дата
1. “Осень в лесу” (грибы и листья). Инструктаж по ТБ.  
2. “Осень в лесу” (грибы и листья).  
3. Изготовление закладки с использованием новых вариантов ниточного дизайна.  
4. Изготовление закладки с использованием новых вариантов ниточного дизайна.  
5. Поздравительная открытка “С Новым годом!”  
6. Поздравительная открытка “С Новым годом!”  
7. Поздравительная открытка “С Новым годом!”  

III четверть

Содержание работы Дата
1. “Снеговик”. Инструктаж по ТБ.  
2. “Снеговик”.  
3 Изготовление “Валентинки”.  
4. Изготовление “Валентинки”.  
5. Изготовление “Валентинки”.  
6. Коллективное панно “8 Марта!”.  
7. Коллективное панно “8 Марта!”.  
8. Коллективное панно “8 Марта!”.  
9. “Знаки зодиака”.  
10. “Знаки зодиака”.  
11. “Знаки зодиака”.  

IV четверть

Содержание работы Дата
1. “Пасхальный заяц”. Инструктаж по ТБ.  
2. “Пасхальный заяц”.  
3. Самостоятельная творческая работа “Моя картина”.  
4. Самостоятельная творческая работа “Моя картина”.  
5. Самостоятельная творческая работа “Моя картина”.  
6. Самостоятельная творческая работа “Моя картина”.  
7. Самостоятельная творческая работа “Моя картина”.  
8. Итоговое занятие. Беседа “Как ухаживать за картиной из ниток”.  

Конспект занятия кружка “Изонить”.

Тема: “Солнышко”.

Задачи:

  1. Создать образ солнца из разных по величине окружностей.
  2. Упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонити.

Материал:

Для учителя – образец.

Для учащихся – цветной картон, цветные нитки, игла, ножницы, простой карандаш, трафареты.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

– Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?

– Правильно, это солнышко. Сегодня на занятии мы будем говорить о солнце и сделаем свои солнышки.

2. Рассказ учителя.

– В фольклоре разных народов Солнце называли ясным и красивым, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым.

Солнце для древних людей являлось одним из главных богов-покровителей. По народным представлениям жизнь зависит от сияния солнца, творческая, плодородная сила которого заключается в его ярких весенних и летних лучах.

Люди обозначали солнце по-разному:

  • просто кругом;
  • кругом с расходящимися лучами;
  • прямыми и косыми крестами;
  • кругом с крестом внутри;
  • несколькими концентрическими кругами с розеткой.

Знак, похожий на изображение колеса, служил в далёкой древности символом солнца. Солнце “катится как колесо”. Этот символ бывает изображён на лодке или повозке – это соответствует известным мифологическим представлениям о том, что солнце едет или плывет в ладье или катится на колеснице. В Египте и Китае встречается кружок с точкой в центре. Этот знак служит обозначением солнца.

В представлении народа солнце связывалось с плодородием и часто изображалось на женском облике. Лучистый солнечный диск на голове женского божества стал одной из самых характерных черт народной вышивки.

Славянское предание гласит, что солнце разъезжает по небу птице – коне крылатом. Птица и конь часто изображаются вместе. Солнечные кони – существа фантастические: шерсть на них серебряная, хвост и грива золотые, из ноздрей пламя пышет, искры летят. Кони в упряжках влекут по небу солнечную колесницу. А чтобы движение было наглядным, древние изображали полукругом три диска: солнце утреннее, дневное и вечернее.

Древние славяне изображали и “подземное солнце и его фазы. Такой рисунок вырезали на прялках, т. к. пряхи работали по ночам.

3. Практическая работа.

– Какова форма солнца?

– Для работы нам потребуются разные по размеру круги. Подберите нужные трафареты и распределите их на картоне. Обведите трафареты и проколите отверстия.

4. Понятие о хорде.

– Чтобы сделать наше солнышко красивым, вспомните, что такое хорда?

Хорда – это линия, соединяющая две точки окружности. (Показ на доске). Она может быть длинной или короткой. Чем длиннее хорда, тем меньше будет кружок внутри окружности, выполненный в технике изонить. Чем короче хорда, тем больше будет кружок внутри вышитой окружности.

– Как вы думаете, какие цвета ниток нужно взять для солнышка?

– Не забудьте запомнить число отверстий между двумя концами хорды, на лицевой стороне нити идут то вперёд, то назад, пересекаясь, а на изнаночной стежки следуют один за другим по кругу.

5. Самостоятельная работа детей.

6. Итог занятия.

Рассматриваются готовые работы.

Приложение 1

Приложение 2

Литература:

  1. Горбачёва Т. А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие. // “Классный руководитель” № 6, 2002.
  2. Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: “Детство – Пресс”, 2000.
  3. Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
  4. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.:Легпромбытиздат, 1993.
  5. Горбачёва Т. А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие. // “Классный руководитель” № 6, 2002.
  6. Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: “Детство – Пресс”, 2000.
  7. Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
  8. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.:Легпромбытиздат, 1993.