Урок по предмету "Окружающий мир" на тему :"Одежда славян".

Разделы: Начальная школа


 

Тема. «О чем рассказывают вещи. Одежда славян»

Цели.

Проследить историю развития предметов славян до наших дней. Познакомить с видами одежды, обуви, головных уборов. Поговорить о наступающем празднике славян – Масленица. Воспитывать гордость за предков, за страну. Развивать творческие способности, внимание, наблюдательность, память, интерес к быту людей.

Оборудование.

Для учителя: мультимедиапроектор, презентация урока, кусок ткани, ножницы, веревка.

Для ученика: цветные карандаши, стихотворение Н.Кончаловской, рисунок для творческой работы (рубаха женская или мужская)

Ход урока.

1. Организация начала урока.

Здравствуйте, ребята!
Мальчишки и девчонки,
Талантливые и любознательные,
Послушные и внимательные,
Умные, пригожие,
Весёлые, хорошие!

- Урок по предмету «Окружающий мир». Садитесь.

2. Проверка домашнего задания. Связь с жизнью.

- Подумайте и скажите, зачем вы изучаете на уроках историю славян: их обычаи, традиции, жизнь?
- Нам всем нужно знать историю своего народа, дорожить ею, беречь её – ведь мы одна большая семья и помнить свою родословную мы просто обязаны. Человек, который не знает истории своего народа, не знает её корней, не может быть патриотом своей страны.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим!

Слайд 1.

- Сегодня наш урок совпал с началом традиционного, весёлого, раздольного и любимого праздника на Руси. Кто знает, о каком празднике я говорю? (Масленица)

Слайд 2.

- Как праздновали праздник?
- Пекли блины, строили снежные крепости, катались на санях, ходили в гости, прощение друг у друга просили, веселились, играли, песни звонкие пели, сжигали соломенную куклу – зиму провожали, весну встречали.
- Где жили древние славяне, которые с таким размахом праздновали Масленицу?
- В деревянных избах, теремах, хоромах.
- Где жили простые люди: крестьяне, ремесленники, подмастерья….

Слайд 3.

- Почему про крестьянский дом говорили: «Тесен дом, да просторен он»
- 2/3 места занимала печь – «домашнее солнышко», хранительница очага; в красном углу находилась божница, где стояли иконы, и горела лампада, что являлось божественное покровительство, жили не одним поколением, а большой семьёй из 15 – 20 человек.
- Как вы думаете, без чего не могла жить большая семья, что в ней должно было обязательно быть, присутствовать?
- Мир, согласие, взаимопомощь, доброта, терпимость, взаимная любовь, несмотря, на семейную многочисленность. Для каждого находилось дело, никто не чувствовал себя бесполезным и лишним, тепло и дружно было в таком доме. Так жили простые люди. А как же жили богатые: купцы, дворяне, бояре?

Слайд 4.

- Жили в теремах, хоромах, дворцах, которые имели уже несколько комнат. Прошло время и каждая комната стала иметь своё название, назначение.

Слайд 5.

- Посмотрите, ребята, на экран. Как называют комнаты слева и справа и почему?
- Гостиная – комната для приёма гостей. Кабинет – комната для занятий, работы.
- Ребята, я хотела бы обратить ваше внимание на то, что бедные и богатые жили неодинаково, но строили жильё своё из одного материала – дерева.

Слайд 6.

- Почему деревянные постройки наших предков мы называем искусством русских зодчих?

Слайд 7.

- Посмотрите, красоту, мудрость, простату и родство с природой воплотили русские зодчие. Они своим мастерством, строя без единого гвоздя, смогли передать из такого материала и воплотить в своих творениях стихию леса, шумящего на наших просторах, с его щедротами и обманами, глухоманью, зарастающими тропами и лучами солнца… Резчики, выросшие из простого бедного народа, в своих творениях стремились передать свои мысли, самые светлые надежды.

Слайд 8.

- К сожалению, дерево живёт недолго, и богато, причудливо украшенные постройки исчезли, сохранились лишь немногие. Среди них сказочно чудесен и прекрасен, знаменитый на весь мир 22-главый Преображенский храм в погосте Кижи, что на Онежском озере. Это прощальная память о Древней Руси. Мы гордимся нашими зодчими, признанными гениями русского народа, которые завещали всем поколениям своё творение.

3. Сообщение темы и цели.

- Сегодня мы продолжим листать страницы истории. О чём могут говорить вещи, которые окружали славян?
- Разные времена, разные вкусы…

4. Тема сегодняшнего урока «Одежда славян».

Слайд 9.

- Одежду, которую люди носили раньше, называлась домотканой. Как вы думаете, почему?
- Фабрик не было, сами выращивали лён, обрабатывали его и ткали из полученных волокон полотно. Сначала одежда была серо-белой, а позже научились красить ткани отварами коры, корней, листьев растений, порошком из камня.
- Русская мужская одежда должна была подчеркивать мужественность, силу мужчины.

Cлайд 10.

- Посмотрите, как одевались мужчины в разные исторические эпохи, разных сословий (слоёв общества): князья, крестьяне, бояре, дворяне. Где изображен крестьянин? Почему так думаете?

Слайд 11.

- Посмотрите на изображение, кто носил такую одежду?
- Один из самых древних предметов одежды вы видите на экране. То знает, как он называется? (рубаха)
- Почему её так назвали?
- Рубаха произошло от слова руб – что означало в древности кусок ткани. Отсюда родилось и слово рубить (резать).
- Рассмотрите эти рубахи. Что о них вы можете сказать? (рабочая, праздничная)
- В каких местах рубаху украшали люди?

Ворот – охватывает шею, поддерживающую голову.
Рукава – прикрывали руки человека, созидающие жизнь и добро
Подол - соприкасается с ногами человека, ведущими его по земле.

- Для чего украшали одежду?
- Для красоты, чтобы приятно носить, но самое главное – украшение являлось оберегами, т.е. оберегали (охраняли) хозяина, сделав его неуязвимым к горю, болезням, ранней смерти, неурожая и других бед.
- Почем рубаху называют нательной одеждой? (её надевали на тело)
- Рубаху обязательно подпоясывали. Как вы думаете, чем? (веревкой, поясом, ремнем)
- Кожаный ремень – дорогая вещь, но его стремились приобрести все мужчины, т.к. такой ремень считался знаком хозяина, воина, настоящего мужчины.

5. Демонстрационный показ учителем «Первая рубаха».

- Как же появилась первая рубаха? Хозяйка перегибала кусок ткани пополам, вырезала отверстие для головы, подпоясывала веревкой – поясом. Вот рубаха и готова! Позже люди научились пришивать рукава, воротники, украшать вышивкой.

6. Работа со стихотворением Н. Кончаловской.

- Послушайте отрывок из стих. Натальи Кончаловской, как одевались мужчины на Руси.

Слайд 12

Ой, вы, гости – молодцы,
длиннополые купцы!
И бояре, и дворяне,
Горожане и крестьяне,
То в рубахах и портах,
То в коротких зипунах.
И такие франты были:
Длинный охабень носили,
Рукавами до земли пыль по улице мели.
А зимой, в мороз, в Москве
Надевали шубы две…

- Прочитайте теперь самостоятельно на листочках это стихотворение и попробуйте определить и выделить слова, которые называют одежду наших предков.
- Какие встретились для вас незнакомые слова?

Слайд 13, 14.

Зипун – одежда мужчин и женщин. Кафтан из грубого сукна, обычно без ворота.
Охабень – широкий кафтан с большим откидным воротником и прорезями в рукавах.
Длиннополые – полагалось богатым ходить в длинной до пят одежде.
Порты – портки (брюки)
Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь.

- Что сейчас в гардеробе мужчин осталось из прошлого? (рубаха, штаны, тулуп, шубы)
- Замечательно работали!

7. Физминута. «Встреча»

8. Одежда женщин.

- А что же нам расскажет одежда, которую носили женщины, хранительницы очага?

Слайд 15,16.

- Я вас приглашаю в картинную галерею, где хранятся портреты женщин разных эпох. Посмотрите на одежду. Я хочу вам сказать, что одежда их и сейчас хранится в музеях.

Слайд 17.

- Опишите женщину, во что она была одета, определите, к какой семье она принадлежала.
- Женская одежда подчеркивает скромность, мягкость, обаяние её носительницы.

Слайд 18.

- Основой женской одежды была длинная сорочка (рубаха), сверху надевали сарафан, в прохладные дни сверху надевали душегрейку. Самой нарядной был летник. Зимой надевали зипун, шубы, тулупы…
- Мне бы хотелось вам рассказать о том, что голова замужних женщин должна была быть прикрыта, волосы убраны в косы. Появиться на людях с неприкрытой головой, т.е. простоволосой, считалось неприличным.

Слайд 19.

- Можно ли сказать, что эти головные уборы украшали голову женщин? (украшение – серьги, бусы, перстни, ленты, ожерелье, браслеты, вышивка)
- В любое время года женщины носили разные головные уборы, которые имели различную форму, узоры.

Слайд 20.

Обереги изготавливали из разного материала-дерева, кости, металла. Русские мастера должны были иметь поистине золотые руки.

9. Практическая работа.

- Я уверена, что вы талантливы, обладаете богатой фантазией, выдумкой, и сейчас я вам предлагаю с помощью полученных знаний, используя карандаши и фломастеры, украсить оберегами рисунок с изображением одежды мужчины или женщины.

10. Оценка работы.

- Какие замечательные работы вас получились. Какие места одежды вы украсили и почему?

11. Домашнее задание.

- Подобрать рисунки старинной одежды. Узнать название и значение вещи. На следующем уроке мы будем оформлять журнал «Мода на Руси»

12. Итог урока.

Слайды 21.

- История русского костюма свидетельствует, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин и в конце 19 и в начале 20 веков носил тоже, что и во времена Древней Руси – шапки, штаны, рубахи, юбки. Русский костюм продолжает жить, как живы до сих пор русский песенный фольклор, предметы народных промыслов. Люди, и в наши дни, тонко чувствующие прекрасное, особенно ценят теплоту и энергию, даримую рукотворными шедеврами искусства народного костюма.

- Мне было приятно с вами работать. Спасибо за сотворчество.