На современном этапе становления образования существуют разнообразные программы, призванные расширить знания учащихся в какой-либо области знаний. Такой программой является программа “Разговор о правильном питании”, разработанная сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования, авторами которой являются М.М. Безруких, Т.М. Филиппова, А.Г. Макеева.
Цель данной программы – сформировать у школьников представление о необходимости заботы о своем здоровье и, в первую очередь, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья. Главными действующими лицами программы являются герои детской образовательной телевизионной передачи “Улица Сезам”. [1, с.76]
При реализации программы учителю необходимо учитывать следующее [1, с. 4-5]:
- содержание программы (наличие сквозной сюжетной линии) делает нецелесообразным продолжительность сроков ее реализации. Как показывает практика, оптимальные сроки работы составляют 1,5-2 месяца;
- не следует усложнять содержание тем, представленных в рабочей тетради, за счет информационных материалов, приведенных в методическом пособии для педагогов;
- для оценки эффективности программы можно провести анкетирование детей и родителей, с целью выявления предпочтений продуктов в начале года и в конце учебного года. Результаты покажут – изменился ли качественный и количественный состав продуктов ежедневного рациона питания детей;
- при организации занятий у каждого ребенка должна быть своя рабочая тетрадь, в которой бы он мог выполнить задания. <Рисунок 1>
Рисунок 1
- программа предполагает использование разнообразных форм проведения занятий в зависимости от возраста и возможности детей.
Программа “Разговор о правильном питании” хороша тем, что позволяет углубить знания детей о правилах питания, о режиме питания. К данной программе М.М. Безруких, Т.А. Филипповой и А.Г. Макеевой подготовлено методическое пособие для учителя, включающее в себя разработки занятий.
В своей педагогической деятельности мною активно используются материалы программы “Разговор о правильном питании” как во внеурочной работе, так и на уроках. Приведу конспект урока окружающего мира в 1 классе, включающего элементы данной программы.
Тема: Здоровая пища.
Цели:
1. Способствовать формированию у учащихся основ правильного питания, представлений об основных принципах гигиены питания, сформировать у учащихся представление о связи состояния здоровья с гигиеной питания.
2. Развивать умение анализировать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи.
3. Воспитывать культуру питания, гигиеническую культуру.
Оборудование: учебник “Окружающий мир.1 класс” Н.Ф. Виноградовой, тетрадь “Учимся думать и фантазировать.1 класс”, стихи по теме, вилка, нож, салфетка, шоколадка, яблоко, ложка.
Ход урока
I. Орг.момент.
Организация дисциплины в классе, проверка готовности к уроку.
II. Введение в проблему.
- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об одной из важных составляющих здоровья человека. А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, прослушав стихотворение К.И. Чуковского. (Чтение стихотворения К.И. Чуковского “Барабек” [1, с.14-15].)
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
“У меня живот болит”.
- Ребята, почему заболел живот у Робина Бобина? (Он переел, съел много всего.)
- Верно. Кто догадался, о чем мы сегодня поговорим? (О том, что нужно есть. Как не переедать.)
- Проверим наше предположение. Откроем учебник на с. 99 и прочтем тему урока. (Читают: “Здоровая пища”.)[2, с.99]
- А что такое здоровая пища? (Предположения учащихся.)
- Итак, сегодня на уроке нам предстоит разобраться, что такое здоровая пища.
III. Работа по учебнику.
- Посмотрите на картинки в учебнике. Что делают все дети? (Они едят.)<Рисунок 2>
Рисунок 2
- Одинаковую ли пищу они едят? (Нет.)
- Как вы думаете, кто из ребят ест здоровую пищу. (Предположения учащихся).
- А как нам проверить, кто из вас прав? (Нужно прочитать в учебнике тексты рядом с картинками.)
- Прочитаем тексты. (Чтение текстов.)
- Кто же из ребят ест здоровую пищу? (Коля.)
- Почему? (Он ест кашу и творог, а в них много витаминов.)
- Верно. Здоровая пища – это пища, в которой много витаминов. Витамины очень важны для организма человека.
IV. Работа в тетради.
- Вот об одном из них мы сейчас и поговорим. Откройте тетрадь на с.54. [3, с.54] Прочитайте задание вверху. ( “Нарисуй овощи и фрукты, в которых много витамина “С”.)<Рисунок 3>
Рисунок 3
- Ребята, витамин С – один из важных витаминов. Если его не хватает в организме человека, то тот быстро утомляется, часто простужается. А где же человек может взять этот витамин? (Из продуктов.)
- Правильно. Оказывается есть много фруктов и овощей, где есть этот витамин. Посмотрите на схему на доске. <Схема 1>
Схема 1
- Какие фрукты и овощи содержат витамин С? (Апельсины, мандарины, яблоки, киви, перец, капуста).
- А чтобы вы не забыли, где найти этот витамин, зарисуйте эту схему себе в тетрадь. (Зарисовывают схему.)
Физминутка “А в лесу растет черника”.
А в лесу растет черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)В класс пора мне возвращаться,
Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)
V. Работа в учебнике.
- Ребята, послушайте стихотворение. [1, с.15]
Шел по городу волшебник,
По прозванью Сизый Нос,
И дарил всем, всем прохожим
Что в корзинке нес.
Нес он фрукты и печенье.
Нес он вкусное варенье,
Нес колбаски и творог.
Всех обрадовать он смог.
И ребятам без разбору
Все, все, все давал.
И взамен за угощенье
Ничего не брал.
Все ему “спасибо” говорили,
Много раз благодарили.
Но прошел всего лишь час
У ребят, как будто враз
Заболели, заболели
Очень животы.
Ах и ух, ах и ух,
Ы-Ы-Ы!
А ПОЧЕМУ?
- Ребята, почему же заболели животы у детей? (Они ели все без разбору.)
- Верно. А кто может выделить правила питания? (Нужно есть вместе только те продукты, которые сочетаются. Например, картофель с курицей; овощной салат. Нельзя есть несочетаемые продукты: варенье с капустой и другие. Также нельзя употреблять несъедобные вещи.)
- Прочитаем советы по правильному питанию в учебнике на с. 100, которые дает автор Н.Ф. Виноградова.[2, с.100] (Чтение советов.) <Рисунок 4>
Рисунок 4
- Какие советы вы запомнили? (Ответы учащихся.)
VI. Игра “Чем не стоит делиться”.
- А теперь поиграем. На столе разложены разные предметы: вилка, ножик, салфетка, шоколадка, ложка, яблоко. Поделитесь с ребятами предметами, лежащими на столе. (Дети рассматривают предметы. Затем приходят к выводу, что вилкой, ножиком, ложкой, салфеткой делиться нельзя, так это предметы индивидуального пользования, а шоколадкой и яблоком можно поделиться. Шоколадку можно разломить, а яблоко разрезать. Нельзя давать эти продукты кусать, так как это противоречит правилам личной гигиены.)
VII. Итог урока.
- Молодцы. Что же такое здоровая пища? (Это пища, которая приносит пользу организму.)
- Какие полезные вещества содержит здоровая пища? (Витамины.)
- О каком важном витамине вы сегодня узнали? (О витамине С.)
- Какие советы по правильному питанию вы запомнили? (Ответы учащихся.)
- Молодцы. Хорошо сегодня поработали. Наш урок окончен.
Таким образом, программа “Разговор о правильном питании” позволяет познакомить детей с полезными продуктами, с правилами питания как на специальных занятиях, так и на предметных уроках.
Список использованной литературы
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Виноградова Н.Ф. Учимся думать и фантазировать: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.