Оборудование:
- иллюстративный материал с названием станций;
- таблица “Официально-деловой стиль” и опорные карточки к её разделам;
- карточки с терминами для повторения;
- раздаточный материал к уроку.
Цели урока:
- познакомить учащихся с особенностями официально-делового стиля, сферой его применения, лексикой;
- научить отличать нейтральную лексику от официально-деловой;
- выработать навык составления отдельных документов официально-делового стиля.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Слово учителя о целях и задачах урока.
Сегодняшний урок пройдёт в форме учебной игры “Я деловой человек”. В течение урока вы должны будете пройти по четырём станциям, выполнив ряд заданий, которые помогут вам не потеряться в деловом мире.
III. Основная часть урока.
Станция 1. Теоретическая
Задание: перед вами лежит сетка таблицы “Официально-деловой стиль” с незаполненными столбцами:
Цель | Сфера применения (использования) | Особенности стиля | Жанры | Лексика |
А также опорные карточки с определённым содержанием:
В соответствии с постановлением, принимая во внимание, следует завизировать, необходимо обратить внимание и т.д. |
Устав, кодекс, закон, приказ, указ, доверенность, расписка, акт, объявление, инструкция, протокол, заявление | Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых бумаг | Информация | Логичность и краткость высказывания. Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование |
Ваша задача заключается в том, чтобы определить, к какому из озаглавленных столбцов таблицы относится каждая опорная карточка, и прикрепить её к таблице. Выполнив правильно задание, вы сможете узнать об этом важном господине очень много нужного и интересного.
Проверка задания.
Цель | Сфера применения (использования) | Особенности стиля | Жанры | Лексика |
Информация | Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых бумаг | Логичность и краткость высказывания. Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование |
Устав, кодекс, закон, приказ, указ, доверенность, расписка, акт, объявление, инструкция, протокол, заявление | В соответствии с постановлением, принимая во внимание, следует завизировать, необходимо обратить внимание и т.д. |
Станция 2. Практическая
Задание:
1. На доске записаны словосочетания официально-делового стиля. К ним необходимо подобрать нейтральные синонимы, используя информацию для справок.
Вопрос для повторения:
- Какие слова мы называем синонимами? Приведите пример.
(Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. Например, метель – вьюга, буран, пурга, метелица; мокрый – влажный, сырой.)
Словосочетания: оказать помощь, одержать победу, совершить побег, подвергнуть осмотру, провести ремонт.
Информация для справок: победить, отремонтировать, помочь, осмотреть, сбежать.
Проверка задания.
Словосочетания официально-делового стиля | Нейтральные синонимы |
Оказать помощь | Помочь |
Одержать победу | Победить |
Совершить побег | Сбежать |
Подвергнуть осмотру | Осмотреть |
Провести ремонт | Отремонтировать |
2. На доске записаны слова и словосочетания официально-делового стиля. К ним необходимо подобрать антонимы, используя информацию для справок.
Вопрос для повторения:
- Какие слова мы называем антонимами? Приведите пример.
(Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Например, горячий – холодный, прохладный; лёгкий – тяжёлый).
Слова и словосочетания: разрешить, присутствовать, положительно, удовлетворительный ответ, ответственность.
Информация для справок: неудовлетворительный ответ, отказать, отсутствовать, отрицательно, безответственность.
Проверка задания.
Слова и словосочетания официально-делового стиля | Антонимы |
Разрешить | Отказать |
Присутствовать | Отсутствовать |
Положительно | Отрицательно |
Удовлетворительный ответ | Неудовлетворительный ответ |
Ответственность | Безответственность |
Станция 3. Историческая
На этой станции вы можете потеряться, но те, кто вспомнит, какие слова мы называем устаревшими, смогут выполнить все задания.
Вопрос для повторения:
- Какие слова мы называем устаревшими? Приведите пример.
(Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного повседневного употребления. Например, конка, дворецкий, прошение…)
Задание:
1. Вам даны устаревшие слова, которые очень давно использовались в делопроизводстве. Подберите к ним современные синонимы.
Устаревшие слова: ежели, безотлагательно, посему, сей (случай), надобно.
Проверка задания.
Устаревшие слова | Современные синонимы |
Ежели | Если |
Безотлагательно | Срочно |
Посему | Поэтому |
Сей (случай) | Этот |
Надобно | Необходимо |
2. Исправьте ошибки в предложениях, заменив устаревшие слова их современными синонимами. Запишите исправленный вариант.
- Сей случай вызвал немало разговоров на заводе.
- Надобно срочно отдать приказ директора в отдел кадров.
Проверка задания.
Станция 4. Сообразительная
Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, никого не удивит реплика:
- Ты опять “пару” хватанул? Эх, ты! То “пара”, то “кол”. Смотри “всыпят” тебе”.
Но если вы увидите деловое письмо классного руководителя, в котором говорится: “Привет Александр! Поскольку твой сын опять “хватанул” “пару”, а в дневнике у него то “пара”, то “кол”, я буду вынужден “всыпать” ему как следует!” - вы решите, что классный руководитель совсем забыл официально-деловую лексику.
Задание: собери деловое письмо.
У вас на столах лежат обрывки этого письма. Вам необходимо соединить эти части, чтобы получилось настоящее деловое письмо.
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
Проверка задания.
Уважаемый Александр Николаевич!
Ваш сын систематически не готов к урокам. За последнюю неделю он получил семь неудовлетворительных оценок. Примите меры.
Классный руководитель
Смирнова Л.Н.
IV. Подведение итогов.
Наша учебная игра завершена. Все станции пройдены, но то, с чем мы сегодня знакомились, лишь малая часть того, что скрывает за собой важный господин “Официально-деловой стиль”.
Вопросы для повторения:
Назовите основную цель официально-делового стиля.
Какова сфера применения данного стиля?
В чём особенности официально-делового стиля.
V. Домашнее задание.
Чтобы вашим родителям никогда не пришлось получать деловые письма с содержанием, подобным тому, что мы составляли сегодня на уроке, вы должны выполнить домашнее задание на “отлично”. Составьте заявление на имя директора детского центра с просьбой зачислить вас в кружок или спортивную секцию.
VI. Оценивание работы учащихся на уроке.