Модель ученического самоуправления в классе

Разделы: Классное руководство


Из опыта работы

Пояснительная записка.

Учитель: Какой должна быть структура ученического самоуправления в классе? Все знают, что ученическое самоуправление необходимо. Знаний – море, а как их применить – непонятно. Давайте-ка мы с вами этим и займемся! С чего бы ты начал создавать самоуправление в классе?

Ученик: Прежде чем что–то делать, нужно создать проект.

Учитель: Правильно. Ведь строительство дома начинается не с возведения стен, а с создания чертежей – проекта дома. Так же и самоуправление. Сначала мы должны спроектировать, каким оно будет.

Что означает слово – самоуправление? Заглянем в словарь: самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

.Большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в классе. Самоуправление помогает раскрыть потенциал учащихся реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач поставленных перед классом. А как мы управляем своими делами?

Ученик: Наиболее важные вопросы мы решаем на классном собрании.

Учитель: Значит классное собрание – высший орган самоуправления класса.

Ученик: На классном собрании мы выбираем совет класса.

Ученик - При совете класса создается службы по разным направлениям работы: от культмассового до спортивного.

Учитель: Эта система хороша тем, что делают активными практически всех учеников. Для ребят это хорошая жизненная школа. Но как сделать эту систему не мертвой, а работящей? Ведь от распределения учеников по разным службам жизнь в классе не изменится. Как наладить работу так, чтобы от каждого органа самоуправления был толк?

Ученик: Самим ученикам не под силу такая работа.

Ученик: Нам нужна поддержка классного руководителя.

Ученик: Я вот прочитала в одной умной книге, что в Германии ребят специально учат тому, как наладить работу ученического самоуправления, обучают, как проводить классные собрания. Учителя – консультанты помогают наладить самоуправление.

Учитель: Взрослые не пускают дело на самотек, а обеспечивают самоуправлению педагогическую поддержку.

-Ученик: И еще, ученическое самоуправление должно представлять интересы большинства учеников, а не частное мнение нескольких активистов.

Учитель: Значит, органы самоуправления работают не для активистов, они работают для всех учеников в классе. Мы можем назвать органом ученического самоуправления только такую структуру, деятельность которой направлены на учеников. А где взять такой орган, такую команду?

Ученик: Сначала нужно собрать команду.

Учитель: Лучше всего, если работу по созданию самоуправления ребята и взрослые будут вести вместе. Например, классный руководитель посоветует, кто из учеников имеет склонности к работе в активе. Школьный психолог проведет исследование, результаты которого выявят ребят – лидеров. Заместитель директора по воспитательной работе проведет учебу.

Ученик: А-а-а, это как подготовка космонавтов. Сначала отбирают кандидатов, а потом их тренируют. В подготовке задействованы много специалистов, которых мы ни разу не видели по телевизору.

Учитель: Но вот тренировки закончились и экипаж к полету готов, они знают, на какие кнопки нажимать, как вести себя во время полета

Значит, активистам нужно тренироваться. Не просто узнать, что такое самоуправление, а еще и научиться быть лидерами, командной работе.

В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни класса.

Ученик: Орган самоуправления не может ученикам ничего приказывать. Самоуправление подразумевает готовность учащихся к участию в управлении обществом.

Презентация