Развитие фонематического слуха |
Развитие навыка морфемного анализа |
Способы проверки безударных гласных |
Обогащение словаря |
I этап – 1 класс Создание условий для усвоения правописания безударных гласных |
|||
1. Наблюдение над словами, написание
которых расходится с произношением. 2. Отработка
умения находить ударные и безударные слоги в
слове. 3. Различение ударных и безударных гласных.
Обнаружение безударных гласных в словах. 4. Слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов. 5. Совершенствование звуковой, произносительной речи учащихся, устранение недочетов произношения. |
1. Практическое знакомство с
родственными словами, выделение их общей части. 2. Установка на запоминание графического образа общей части. |
1. Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. | 1. Правильное употребление слов. 2. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов. 3. Различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии. 4. Подбор синонимов, антонимов (без использования терминов). 5.выработка умения пользоваться словом в правильной грамматической форме. |
II этап Изучение правила правописания безударных гласных в различных морфемах и его закрепление |
|||
2 класс |
|||
1. Наблюдение над ролью ударения в
различении смысла в двусложных словах. 2. Различение ударных и безударных гласных в слове. 3. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах: сосны – сосна. 4. Умение производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность букв, звуков и их характеристика. |
1. Однокоренные слова (общее понятие). 2. Наблюдение за единообразным написание корней в однокоренных словах: дом – домашний, морковный – морковь. |
1. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов: река – реки, словарь – слово. 2. Проверка правописания непроверяемых безударных гласных в однокоренных словах: мороз – морозный – морозить. | 1. Знакомство с правилами произношения
слов. 2. Умение правильно выделять в слове ударный слог (магазин, портфель, понял, красивее). 3. Умение пользоваться справочной страницей учебника “Произноси правильно слова”. 4. Ознакомление с толковым словарем. |
3 класс |
|||
1. Нахождение безударных гласных в
различных морфемах. 2. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. |
1. Наблюдение над изменением формы
слова с помощью окончаний и образованием
однокоренных слов с помощью приставок и
суффиксов. 2. Однокоренные слова и формы одного
и того же слова (сопоставление, распознавание). 3. Правописание гласных в приставках о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. 4. Связь слов в словосочетании. 5. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. 6. Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. |
1. Проверка правописания безударных
гласных в родовых окончаниях имен
существительных: солнце, озеро. 2. Проверка правописания окончаний имен прилагательных –ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, ые. 3. Проверка правописания суффиксов –оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, -овн-, -евн-, -оват-, -еват- (ознакомление). 4. Правила правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 5. Способы проверки орфограммы в корне слова (сопоставление). |
1. Умение пользоваться толковым
словарем, словарем синонимов, антонимов,
словообразовательным словарем. 2. Употребление в речи слов с приставками. 3. Наблюдение за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов. 4. Многозначные слова. 5.Употребление слов в прямом и переносном значении. 6.Устаревшие и новые слова (ознакомление). |
4 класс |
|||
1. Фонетический анализ слова. | 1. Подбор однокоренных проверяемых слов
разных частей речи. 2. Морфемный анализ слова. 3. Особенности падежей и способы их распознавания. 4. Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах. 5. Склонение и правописание имен прилагательных и существительных во множественном числе. 6. Управление и согласование в словосочетании. 7. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами –о, -а: близко, быстро, издалека, издавна и т.п. |
1. Проверка правописания безударных
падежных окончаний имен существительных 1, 2 и
3-его склонения в единственном числе(кроме имен
существительных на –мя, -ий, -ие, -ия). 2. Проверка правописания гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на –ья, -ье, -ов, -ин). 3. Проверка правописания безударных гласных в суффиксах глаголов в прошедшем времени: слышать – слышал, увидеть – увидел. 4. Правописание родовых безударных окончаний глаголов. 5. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений. |
1. Умение правильно образовывать формы
падежей имени существительного, имени
прилагательного, местоимения, имени
числительного. 2. Текстообразующая роль местоимений. |
Система работы по изучению правописания безударных гласных в начальных классах
- Рябкова Елена Владимировна, руководитель ГПА учителей начальных классов
Разделы: Русский язык, Начальная школа