Лексические таблицы как средство совершенствования лексических навыков при формировании активного словаря у обучающихся 4-го класса

Разделы: Иностранные языки


Untitled Document

Наличие в английском языке составных существительных, фразовых глаголов создает трудности в усвоении лексических единиц. Владение данным лексическим материалом является важным условием ведения беседы в коммуникативной ситуации.
Для совершенствования лексических навыков при формировании активного словаря у обучающихся 4 класса необходимо использовать на уроках иностранного языка лексические таблицы, способствующие усвоению и закреплению лексических единиц для дальнейшего применения их обучающимися в речи.


При раннем обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте нужно учитывать, что:
1. «у детей этого возраста нет личностно-образующего смысла овладения иностранным языком, что делает непригодным использование формальных упражнений (дриллов);
2. ведущей деятельностью является не учебная, а игровая деятельность;
3. наличие определенных возрастных особенностей (маленький объем оперативной слуховой памяти, низкая концентрация внимания, 4. отсутствие произвольности, логического мышления, рефлексии и др.), не позволяет организовать процесс обучения подобно тому, как это делается на старших ступенях обучения». [8, с.52]

На начальном этапе следует исключить «самостоятельное чтение текста, содержащего новые слова. Данные тексты предъявляются учителем, а учащиеся воспринимают их на слух и пытаются с опорой на наглядность догадаться о значении того, что сообщает учитель. Затем продуктивная лексика «вычленяется» из контекста и закрепляется в устной форме». [2, с. 297]
«Любому учителю, – считают Н.Е. Кузовлева, О.В. Захарова, – этого недостаточно, так как важно, чтобы ученик не просто знал слово, а владел им, т.е. умел употребить в зависимости от ситуации и той речевой задачи, которая перед ним стоит. Научить этому можно с помощью комбинирования, трансформации и репродукции. Именно благодаря этим действиям образуются цепочки навыков, способные перейти затем на качественно новый уровень – умения». [3, с. 2]
Рогова Г.В., Верещагина И.Н., анализируя возможные приемы работы над лексикой, предлагают упражнения, которые можно разделить на следующие группы:

  • «составление словосочетаний нового слова с другими, уже известными;
  • подстановка, которая связана с выбором слова из памяти и включением его в речевую цепь;
  • комбинирование, при котором усваиваемая лексическая единица включается в разные, логически связанные между собой структуры;
  • репродукция, при которой контролируется точное воспроизведение слова, как изолированно, так и в словосочетании и предложении;
  • расширение, в котором контролируется правильность выбираемой лексической единицы и ее сочетаемость с другими». [6, с. 156]

Соловова Е.Н. предлагает к рассмотрению новый тип работы над изучением и закреплением лексического материала, а именно использование лексических таблиц. Таблица в словаре методических терминов Азимова Э.Г., Щукина А.Н. определяется как «вид учебных наглядных пособий; подразделяются на демонстрационные (настенные или в учебниках) и составляемые преподавателями или учащимися в процессе учебной деятельности. Таблицы обычно имеют шрифтовые и цветные выделения, содержат рисунки, используются при изучении нового материала и его закреплении; служат ориентировочной основой действий обучающихся». [1, с. 350]
Лексическая таблица должна строиться с учетом «лексической, семантической и синтаксической сочетаемости слов и их связей. Известно, что чем большим количеством связей слово «обрастет» в мозгу, тем прочнее будет сформированный навык. Лексические таблицы позволяют оперировать большим лексическим запасом, трансформировать и комбинировать его». [5, с. 2]
Соловова Е.Н. добавляет, что, «опираясь на лексические таблицы, обучающиеся увеличат свой активный словарь не только за счет механического привнесения новой лексики, но и за счет творческого применения уже изученной в новых контекстах».
[7, с.167]
В статье «Пусть «мысль совершается в слове» выделяются 3 стадии работы с лексической таблицей:

  • «восприятие – имитация: учитель задает вопрос, вынесенный за рамки блока, и предлагает учащимся с помощью магнитофонной записи выбрать ответ в соответствии с их личной точкой зрения. Учитель следит за тем, чтобы учащиеся произносили лексические единицы шепотом. Несмотря на кажущуюся простоту действий по восприятию – имитации, учащиеся совершают их осознанно, что придает процессу общения на уроке естественность;
  • стадия обозначения: работа на этой стадии предполагает направляемое, но самостоятельное использование учащимися лексических единиц из каждого блока для высказывания своих суждений по проблеме;
  • комбинирование: Эта стадия предполагает использование упражнений, позволяющих комбинировать лексические единицы двух, трех и более блоков. Это способствует «обрастанию» новых лексических единиц множественными связями, а, следовательно, не только их более прочному усвоению, но и быстрому вызову этих лексических единиц из памяти в новых ситуациях и при решении новых речевых задач. Таким образом, обеспечивается продуктивное владение речью.

В конце работы с лексической таблицей авторы статьи рекомендуют подвести итог обсуждения и предложить учащимся обобщить все сказанное на уроке и раскрыть суть ключевого понятия. Для подготовки высказывания учащимся можно дать несколько минут и предложить опоры соответственно уровню обученности». [5, с. 5]
Рассмотрим частотность использования лексических таблиц авторами УМК Welcome под редакцией Elizabeth Gray – Virginia Evans. Данное учебное пособие адресовано учащимся третьего года обучения английскому языку в четырехлетней начальной школе и завершает первый этап обучения языку, обеспечивая элементарный уровень владения им. 
Учебно-методический комплекс 4 класса рассчитан на 62 часа (2 часа в неделю) и включает:
Книгу для учащихся (Student’s book),
Книгу для учителя (Teacher’s book),
Рабочую тетрадь (Workbook),
липкие наклейки (Picture flashcards),
звуковое и видеоприложения (Class audio CDs/cassettes and Pupil’s audio CD/cassette).
Учебник написан с учетом современных требований к обучению иностранным языкам, к которым в первую очередь относится коммуникативная направленность всех компонентов учебного процесса. Содержание учебника /Приложение 1/ и предлагаемое в нем направление работы обеспечивает создание на начальном этапе надежных предпосылок для развития коммуникативной компетенции на последующих этапах обучения в условиях непрерывного языкового образования.
Учебник состоит из 14 микроциклов, включающих  2 урока. В каждом уроке учащимся предлагается для изучения лексика, соответствующая теме микроцикла:
Unit 1–31 лексических единиц, Unit 2–23 лексических единиц, Unit 3–17 лексических единиц, Unit 4–52 лексических единиц, Unit 5–27 лексических единиц, Unit 6–24 лексических единиц, Unit 7–20 лексических единиц, Unit 8–26 лексических единиц.
Умению сформулировать свою мысль способствует хорошо усвоенная лексика каждого микроцикла, закрепление которой происходит с помощью так называемых лексических таблиц, представленных на страницах книги для ученика. В общей сложности в книге для ученика представлены 70 лексических таблиц, способствующих формированию лексико-грамматических навыков.
При составлении лексических таблиц были приняты во внимание 4 принципа отбора лексических единиц:

  • частотность;
  • тематический принцип;
  • сочетаемость;
  • соответствие учебному процессу.

Согласно принципу частотности в лексические таблицы входят слова, наиболее часто употребляемые в языке и необходимые для рассказа о себе, о своих интересах.
Согласно тематическому принципу в лексические таблицы входят слова, связанные по смыслу с темой обсуждения.
Так, на протяжении изучения микроциклов ребята делятся мнениями о том, как они провели свое свободное время, болели ли они или их друзья, что можно купить в магазине, какие общественные места можно посетить. Лексические таблицы могут быть представлены  словами, относящимися к разным темам.
Согласно принципу сочетаемости лексические таблицы содержат слова, которые отличаются особенностями лексической сочетаемости с другими словами.
Безусловно, слова должны быть изучены в соответствии с требованиями учебного процесса.
Принимая во внимание имеющиеся в учебном пособии лексические таблицы, составим свои собственные, соответствующие грамматическим и лексическим темам  данного учебника, которые могут быть использованы на протяжении всего учебного года как источник закрепления и совершенствования лексических навыков и умений при формировании активного словаря. Они могут послужить наглядным средством для учащихся как в начале, так и в конце урока.
Первая стадия работы – восприятие – имитация.
Учитель произносит новые лексические единицы и следит за тем, чтобы учащиеся произносили их правильно и несколько раз. Интервал между словами не должен превышать 5 секунд. Несмотря на кажущуюся простоту действий по восприятию-имитации, учащиеся совершают их осознанно, что придает процессу общения на уроке естественность.
Вторая стадия – стадия обозначения.
Работа на этой стадии предполагает направляемое, но самостоятельное использование учащимися лексических единиц из каждого блока для высказывания своих суждений.
Предполагаются упражнения в виде вопросов к отдельным блокам таблиц. Например,

  • Shall we go to the fashion show? (In order to answer this question, pupils should use the word combinations from the table “What shall we do?”)
  • Are your parents at work? (In order to answer this question, pupils should use the word combinations from the table “Where are you?”)
  • Would you like to play chess? (In order to answer this question, pupils should use the word combinations from the table “What would you like to do?”)
  •  What do you want to be? (In order to answer this question, pupils should use the word combinations from the table “What do you want to be?”)
  •  Do you fancy coming to the folk concert? (In order to answer this question, pupils should use the word combinations from the table “Entertainment”)
  • Have you got a rash? (In order to answer this question, pupils should use the word combinations from the table “Illnesses”)

Таким образом, призывая учеников выражать свои мысли, не только создается ситуация реального общения на уроке, но и обеспечивается использование всех лексических единиц. Тем самым осуществляется управление в рамках беседы.
Третья стадия работы – комбинирование.
Учащимся могут предлагаться упражнения в неподготовленной речи, без внешних опор. Для этого создаются ситуации, мотивирующие высказывания.
На данной стадии  предполагается наличие свободного общения двух учеников, которые будут использовать готовые разговорные фразы лексической таблицы и закреплять уже отработанные лексические единицы.
При составлении лексических таблиц необходимо учитывать и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, а именно особенности памяти. Так, «естественные возможности школьника очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник – 6-8». [4, с. 73]
Если лексическая таблица содержит больше 8 новых слов и речевых выражений, то овладение ими может происходить в течение нескольких уроков, на каждом из которых необходимо изучать по 6, 8 лексических единиц. Когда учащиеся приобретут умения и навыки правильно произносить слова, понимать, что они означают, то можно приступать к работе над всей лексической таблицей, давая ребятам возможность говорить вслух и общаться  с одноклассником в паре.
В процессе работы над лексическими таблицами ученики оцениваются за активность, желание выучить новые слова, хорошее поведение и выполненные домашние задания. Оценивание может проявляться как в форме жестов, модуляции голоса, мимики, так и в форме отметок.
Общий контроль знаний может осуществляться посредством проведения диктанта по новым словам (с целью запоминания слов в письменной форме) или устного опроса (с целью совершенствования навыков говорения, используя новые лексические единицы).

Лексическая таблица «What shall we do?» /Приложение 2/ познакомит обучающихся с новыми лексическими единицами: 

  • с обозначениями общественных мест (art exhibition, café, yard);
  • с названиями предметов быта (paintings, merry-go-rounds);
  • с названиями видов спорта (windsurfing, rollerblading, running a cross). 

Предполагается, что обучающиеся будут легко обмениваться мнениями, вспоминая уже изученную лексику и знакомясь с новой лексикой.

Лексическая таблица «Where are you?» /Приложение 3/ познакомит обучающихся с новыми лексическими единицами: 

  • с названиями частей дома (a pantry, a study, a shed, an attic, a basement,  a porch);
  • с обозначениями общественных мест (a pool, an airport, a bus stop).

Лексическая таблица «What would you like to do?» /Приложение 4/ познакомит обучающихся с новыми лексическими единицами:

1. фразами, обозначающими времяпрепровождение (play chess, join our company, relax);
2. разными способами принять предложение или отклонить его (Sorry, I can’t, I’d like, but I can’t, Fine! Cool!);
3. фразами, которые помогут ученику объяснить, что он делает после уроков, почему его день занят (I’m babysitting with my little brother/sister).

Лексическая таблица «What do you want to be?» /Приложение 5/ познакомит обучающихся с новыми лексическими единицами:

  • названиями профессий (a dentist, a journalist, an architect, a fashion designer, an artist, a lawyer, a musician, a dancer, an economist);
  • сочетаниями, связанными по смыслу с профессиями (treating teeth, writing articles for newspapers and magazines, designing buildings, designing clothes, acting on the stage).  

Лексическая таблица «Entertainment» /Приложение 6/ познакомит обучающихся с новыми лексическими единицами:

  • названиями культурных мест (concert hall, opera house, dance hall, ballroom);
  • фразами вежливого отказа и предложения (Sorry! I’m going out myself that evening. But I’ve got an extra ticket for a…).

Предполагается, что учащиеся будут легко обмениваться мнениями, вспоминая уже изученную лексику и знакомясь с новой.

Лексическая таблица «Illnesses» /Приложение 7/ познакомит учащихся с новыми лексическими единицами:

  • названиями заболеваний (a rash, a backache, a bruise, a black eye);
  • ответами на вопрос «А как же вылечиться?» (suck throat sweets, take painkillers, rub in ointment, use any antiseptic cream, put a plaster on it).

Таким образом, для избежания некомфортабельности на уроке, боязни перепутать лексическое значение слов разрабатываются определенные способы усвоения лексических единиц, представленные в данной главе. Одним из таких способов является использование лексических таблиц, появление которых в практике английского языка представляется новым явлением. Предложенные лексические таблицы помогут учащимся легко овладеть новыми лексическими единицами через непроизвольное общение. У ребенка появится возможность познакомиться с устойчивыми выражениями и разговорными клише, что также послужит основой совершенствования лексических навыков.

Библиографический список использованной литературы
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: «Златоуст», 1999. – 472с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студентов лингв. ун-тов и факультет ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336с.
3. Кузовлева Н.Е., Захарова О.В. Совершенствуем лексические навыки //Коммуникативная методика. – 2004. – №2
4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 368с.
5. Пусть «мысль совершается в слове»! //Коммуникативная методика. – 2002. - №2
6. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английского языка на начальной этапе в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224с.
7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранного языка: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239с.
8. Упражнение для самых маленьких. Каким оно должно быть? //Коммуникативная методика. – 2002. – №2