Учебное занятие по русскому языку в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Тип учебного занятия: обобщения и систематизации ЗУН.

Тема: Правописание приставок.

Цели:

  • обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний о правописании приставок, их роли в словах, единообразном написании, независимо от их произношения;
  • создать условия для учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений;
  • воспитывать культуру общения, любовь к русскому языку.

Учащиеся знают:

– что такое приставка;
– роль приставки в слове.

Учащиеся умеют:

– находить;
– писать.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:

№УЭ

Содержание учебного материала

Управление деятельностью

1.0 Организационный момент

Цель: проверить готовность к уроку

Вы проверьте-ка, ребятки,
На столе-то все в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Ну, тогда начнем урок,
Не теряя время, – в срок.

 

Самопроверка

1.1. Подготовка к восприятию

Цель: создать настрой через самоорганизацию

– Наш урок мне бы хотелось начать, рассказав вам одну старинную притчу. «Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного дворцового визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, третьи – начали неуверенно толкать дверь, доказывая, что не могут ее открыть. Тогда один из стражей дворца подошел к двери, внимательно осмотрел ее, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и открылась. Тогда султан сказал дворцовому стражу: «Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».
– Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны, активно  участвовали в уроке, полагаясь на свои собственные знания, чем на подсказку товарища. Свои успехи вы будете отмечать на экране.

 

Самоорганизация

Рассказ учителя

2.0

 

 

2.1.

Проверка домашнего задания

Цель: проверить уровень и полноту  выполнения  домашнего задания.

– Поставьте себе прогностическую оценку в «экран успехов»

Учитель читает слова из упражнения, а учащиеся показывают схему к слову.

– Поставьте себе ретроспективную оценку, т.е. кто какую оценку получил за выполненную работу.

Самоосмысление

Самооценка

Обратная связь через «книжки – раскладушки».

Самооценка

3.0 Мотивация учебной деятельности

Цель: подготовить учащихся к обобщению материала.

– С какой темой связано выполнение домашнего задания? (Правописание приставок)
– Что вы знаете по этой теме? (Что такое приставка, роль приставки в слове).
– Оцените прогностической оценкой свои теоретические знания.        
– Что умеете по этой теме?  (Находить, выделять, правильно писать)  

 

Самоопределение

 

Самовывод темы урока

4.0. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний на основе установления внутрипредметных связей

Самоутверждение
4.1 Игра «Приставки»

– С какой темой будет связана игра? (Правописание приставок.)
– Что такое приставка?
– Представьте, что мы сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я назову приставку подо-? (Пододвинем.)
–А если ото- (Отодвинем.)
– А если при-? (Придвинем.)
– Какую роль играет приставка в словах? (Образует новые слова.)

Устная работа
4.2. – Прежде, чем продолжить работу, давайте вспомним, как пишутся приставки. Работать будем по модулю № 1. Что написано на карточке? (Текст.)
– Чего не хватает в словах? (Приставок.)
– Сможете вставить подходящие по смыслу приставки?
– Поставьте себе прогностическую оценку.
– Как будем работать? (Самостоятельно.)
– Из какой сказки этот отрывок?

Модуль № 1

Цель: закрепить умение правильно писать приставки в словах
№ УЭ

Содержание учебного материала

Управление деятельностью
1. Прочитай текст. Выпиши слова с приставками, вставляя пропущенные буквы.

Барбоска …крыл буфет, видит там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо  с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом.  Взял его, стал ..пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлепнулся на блюдо. Кисель у него …мазался по спине.

Работай самостоятельно.

Сверь с доской. Оцени себя

– Какие слова выписали? Открыл, поставил, полез, опускаться, попал, размазался.
– Что вы можете сказать о написании приставок с безударной гласной а? Почему написали приставку раз-?
– Оцените себя, поставив ретроспективную оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоутверждение.

Самооценка.

4.3. Физминутка

Учитель называет слова, а ученик выполняют действия, если в этих словах есть приставка.

Попрыгать, петь, присесть, веселиться, засмеяться, поболтать, похлопать, хлопнуть, топнуть, сесть, за парту, присесть, закончить.

– Спасибо. Какие умения нам пригодились при выполнении физминутки? (находить слова с приставками)

 

 

 

Самоосмысление

4.4. Творческое применение знаний

– С помощью приставок, меняя их, можно придумывать целые рассказы.
– Мы продолжаем наблюдать за нашими героями Барбосиком и Шариком. Так они веселились целый день. А в это время дедушка…
– Составьте продолжение рассказа, образуя однокоренные слова: вы-   по -    пере- подо- обо-  до- во- за- у- при-

ШЁЛ

Каждой группе даны слова из предложения – деформированный текст.

А в это время дедушка зашёл в квартиру.
Он прошёл в комнату.
Дедушка подошел к шкафу.
Он обошел всю квартиру.
Дедушка пришёл в ярость.

– Как вы понимаете выражение «Пришёл в ярость»?
– Какие слова с приставками использовали для составления предложений?
– Какие правила написания приставок вы применили?

 

Работа в малых группах

Устная работа

 

 

Развитие речи.

 

 

Самоосмысление

4.5. Работа над предложением

– Какие предложения по цели высказывания мы составили? (Повествовательные.)
– Какие это предложения по интонации?
– Что еще можете сказать об этих предложениях? (Распространенные, т.к. есть не только грамматическая основа, но и второстепенные члены предложения.)
– Запишем под диктовку предложение. Поставьте прогностическую оценку.

Дедушка подошёл к шкафу.

– Назовите орфограммы. Как проверить безударную гласную в приставках?
– Кто не допустил ошибок, поставьте себе ретроспективную оценку.

 

Самовыражение. Самооценка

 

Фронтальная проверка

Самооценка

5.0. Итог урока

Цель: провести общий анализ урока и оценить деятельность учащихсяю

– Какие же умения мы сегодня обобщили? (Правильно писать приставки.)
– Посмотрите на свои «Экраны успехов». У кого прогностическая оценка совпала с ретроспективной?
– У кого стала лучше?
– А есть ребята, которые переоценили свои возможности и им еще нужна помощь учителя? Оцените себя.

 

 

Самоанализ

Рефлексия

6.0 Информация о домашнем задании

Цель: обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.

– Ребята, я хочу предложить вам на выбор два задания для домашней работы.

  • упражнение
  • придумать сказку о том, как слово с корнем  -лёт- пришло в гости к приставкам
 

 

 

Самовыбор

 

Цель: закрепить умение правильно писать приставки в словах

Содержание учебного материала

Управление деятельностью
Прочитай текст. Выпиши слова с приставками, вставляя пропущенные буквы.

Барбоска …крыл буфет, видит там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо  с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом.  Взял его, стал ..пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлепнулся на блюдо. Кисель у него …мазался по спине.

Работай самостоятельно.

Сверь с доской. Оцени себя

 

Выполнение домашнего задания

Теоретические знания

Работа с карточкой

Работа над предложением

Оценка за урок

прогностическая

ретроспективная

прогностическая

ретроспективная

прогностическая

ретроспективная

прогностическая

ретроспективная

 

 

               

 

Цель: закрепить умение правильно писать приставки в словах

Содержание учебного материала

Управление деятельностью
Прочитай текст. Выпиши слова с приставками, вставляя пропущенные буквы.

Барбоска …крыл буфет, видит там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо  с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом.  Взял его, стал ..пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлепнулся на блюдо. Кисель у него …мазался по спине.

Работай самостоятельно.

Сверь с доской. Оцени себя

 

Выполнение домашнего задания

Теоретические знания

Работа с карточкой

Работа над предложением

Оценка за урок

прогностическая

ретроспективная

прогностическая

ретроспективная

прогностическая

ретроспективная

прогностическая

ретроспективная