Воспитательное пространство в творчестве омских художников

Разделы: МХК и ИЗО


Российские политики и экономисты, общество в целом, отмечает особую значимость возрождения духовности, нравственно-эстетического идеала в  выполнении государственных экономических и социальных вопросов.  «В настоящее время дисциплины, ориентированные на экономику и новые технологии, опережают гуманитарное образование в России, – сказал Владимир Путин, выступая 31 мая 2007 года на заседании Совета по культуре и искусству в Кремле. – Важно развивать социальное и гуманитарное образование: в их основе – развитие творческих навыков, формирование нравственных идеалов, серьезное побуждение к работе души и совести».

Рождается вопрос, волнующий меня как учителя: «Изучать или не изучать местную культуру через призму творчества омских художников, закрепляя их имена в историко-культурологической памяти не только отдельно взятой области, но и государства в целом?»

С кем беседуют посредством живописных образов, кому посвящают наши художники свои мысли, облекаемые в цвет и линию? Своей семье, своим наследникам? Занимаются творчеством «для себя»? Или их талант – это достояние культуры города, его сегодняшних и будущих жителей?

Именно от этого ответа, на мой взгляд, и будет зависеть дальнейшая жизнь творческого наследия художника. Откроют ли искусствоведы-профессионалы и юные исследователи новые грани его творчества, напишут ли вдохновенные сочинения по сюжетам его полотен или, наоборот, про него все спокойно забудут, и только родственники не будут знать, что же делать с его «трудами».

Надо отметить, что мы, учителя, приобретаем альбомы, книги, каталоги, посвященные творчеству мастеров, изучаем с учениками культурологическое наследие художника, выступаем на семинарах и конференциях, публикуем статьи с обобщением опыта своей деятельности. Одним словом, выступаем разносторонними, преданными пропагандистами творчества местного художника, вписывая его имя в историю культуры города.

Как можно, например, равнодушно пройти мимо и не познакомиться с творчеством омского художника Михаила Ивановича Разумова, работы которого были представлены в Государственном областном художественном музее «Либеров-центр»! Где еще можно прочувствовать божественную красоту, благолепие пейзажа родного края, если крайне редко выезжаешь за пределы стеклянно-бетонного города!

«Школой нравственности» в своем исследовании одна из моих учениц 2004 года назвала «Либеров-центр». И в 2007 году музей продолжает линию верного служения своему высокому назначению, приглашает посетить выставки, посвященные творчеству омских художников: Михаила Ивановича Разумова, Ростислава Федоровича Черепанова, Николая Бабина, Владимира Николаевича Иванова, Сергея Павловича Кочергина, Бориса Константиновича Миронова, Анатолия Алексеевича Чермошенцева.

Представьте, насколько обеднеют наши знания и память о родной истории, культуре, если божественный дар творчества, данный не всякому, будет «спрятан» в домашних коридорах, кладовых.

6 апреля 2007 года в музее «Либеров-центр» состоялась презентация художественного альбома «Сибирский пейзаж в творчестве народного художника России Алексея Либерова и в коллекции музея «Либеров – центр».

Омский искусствовед Галина Юрьевна Мысливцева, представляя альбом-каталог сказала, что «это уже второе крупное издание, посвященное творчеству мастера сибирского пейзажа А.Н. Либерова».

Надо заметить, первый альбом вышел в свет в 1996 году. Его составители, А.Н.Долгих и Г.А.Севостьянова, рассказали о художнике, опираясь на его собственные воспоминания, что, по мнению Галины Юрьевны, и «составляет особую ценность первого альбома, посвященного Алексею Николаевичу Либерову».
Действительно, листая альбом, мы вместе с искусствоведами беседуем с самим Алексеем Николаевичем, узнаем о его семье, ее нравственно-ценностных приоритетах, его отношении к творческому труду, проникаемся атмосферой духовной жизни сибирского города. Мы впитываем его уважительное отношение к своим учителям, к тем, «кто помог открыть дорогу к творчеству, научили основам профессии». Как можно прервать, стереть  память о боевых дорогах Великой Отечественной войны, которые хранят многочисленные рисунки из фронтового альбома художника и картины, созданные под впечатлением военных событий...

Второй альбом-каталог «включает публикацию искусствоведческих исследований А.Н.Гуменюк и Г.Ю.Мысливцевой, определение роли Алексея Николаевича Либерова в становлении и развитии художественной культуры и образования в Омске, обзор коллекции сибирского пейзажа в музее «Либеров – центр» с информацией об омских художниках и каталогом приведенных в альбоме живописных произведений».

Держу в руках альбом и задаю себе вопрос: «Чему меня, учителя общеобразовательной школы, моих учеников может научить творчество художника, живущего рядом с нами? Почему, на мой взгляд, включение краеведческого культурологического компонента в образовательное воспитательное  пространство было и будет востребовано независимо от времени «нового» или «старого»?

Конечно, во-первых, важна живописная составляющая в передаче обучающимся понимания природы как «духовной и нравственной ценности». «Сибирская природа стала для А.Н. Либерова тем «питающим ландшафтом», – пишет Г.Ю.Мысливцева, – в котором художник находил не только богатый материал для творчества, но и проверенный источник духовных и нравственных сил».

Сотрудники музея «Либеров-центр», изучая наследие Алексея Николаевича, собрали уникальную коллекцию работ, посвященных сибирскому пейзажу. «Музей, пишет Галина Юрьевна, унаследовал благородную миссию воспитания чувства уважения, привязанности к своей родной земле».

Публикации омских искусствоведов Леонида Петровича Елфимова, Нины Петровны Мороченко, Галины Андреевны Севостьяновой, Галины Геннадьевны Гурьяновой, Владимира Федоровича Чиркова, Татьяны Васильевны Бабиковой и, конечно же, Галины Юрьевны Мысливцевой, изучающиеся в рамках исследовательской деятельности, помогают моим ученикам и мне, учителю, определить для себя ценностное отношение не только к своему творческому труду, но и профессиональному долгу.

Так, Галина Юрьевна пишет, что «Алексей Николаевич Либеров «не бросал» своих учеников после окончания худграфа, где преподавал. Его мастерская становилась тем духовным центром, где формировались личности будущих художников».

Поэтому вполне понятно становится разрешение вопроса: «Почему в творчестве его учеников, коллег по худграфу бережно, проникновенно звучит родная сердцу Православная тема». А ведь это был тот период нашей истории, когда высказать, а тем более «написать на века» в живописном звучании свое отношение к высокой духовности, православным традициям своего народа воспринимался уже как нравственный подвиг, а не просто гражданская позиция.

С другой стороны, и школа для моих учеников - не просто «место» приобретения необходимых знаний, умений и навыков, но – также «малая» творческая мастерская, в которой постигаются первые азы по изучению, осмыслению духовной культуры своего народа. Конечно же, трудиться в «мастерской» не всегда легко, не сразу просматривается и предполагаемый результат, но именно обращение к историко-культурологическому опыту старших поколений обогащает миропонимание обучающихся. Поэтому, когда предлагается исследовать творческие замыслы местных художников, юные исследователи проявляют неподдельный интерес и усердие в изучении, систематизации культурологического материала.

Читая о педагогическом методе Либерова, находим основополагающее в деятельности любого учителя: «Ученики Либерова были непохожи друг на друга, да Алексей Николаевич и не стремился к созданию формальной «либеровской» школы. Согласно его педагогическим принципам, «каждый должен спеть свою песню», но только после постижения секретов профессионального мастерства».

Данные строки, посвященные Либерову – педагогу, Галина Юрьевна выделяет особо: чувствуется ее надежда на то, что учителя вместе со своими учениками при чтении альбома остановят на этих строках свое внимание, задумаются, обратят в личный опыт взаимоотношения Учитель-Ученик! Как важно открыть перед каждым обучающимся необъятные перспективы его личностного самосовершенствования, вдохнуть уверенность в его пусть даже скромные учебные возможности. Воспитательное пространство тем живописных полотен омских художников открывает горизонты не только для «развития творческих навыков, но и для формирования нравственных идеалов, серьезного побуждения к работе души и совести».

Г.Ю. Мысливцева отмечает в своем выступлении, что «А.Н.Либеров создал и крепкий преподавательский коллектив из таких ярких личностей, как М.И.Слободин, Г.А.Штабнов, С.К.Белов, А.А.Чермошенцев, Г.С. Катило-Ратмиров, Г.Г.Пилипенко, В.И. Маслов и центральной темой творчества и педагогов и их учеников становятся образы малой Родины, духовные традиции ее народа».

Капитализация современного времени вынуждает действовать самостоятельно, быть конкурентно способным, а, следовательно, отворачивает от коллективной деятельности и взрослого и ребенка. Педагогическая деятельность А.Н. Либерова, содружество сотрудников музея «Либеров-центр», творческий дар искусствоведов по сохранению и изучению творчества омских мастеров – уроки воспитания не только лидерского начала, но и пример бережного отношения к историко - культурологической памяти, наполненной духовно - нравственными ценностями.

Библиографический список литературы:

Власть озаботилась состоянием художественного и гуманитарного образования в России» // Всероссийский интернет-педсовет  PEDSOVET.ORG 
Алексей Либеров. Жизнь и творчество /сост. А.Долгих, Г. Севостьянова.- Омск: Издательство «Русь», 1996. –213 с.; ил.
Сибирский пейзаж в творчестве народного художника России Алексея Либерова и в коллекции музея «Либеров-центр»: Альбом-каталог.Омск: Издательский дом «ЛЕО», 2006-72с.; ил.