Цели урока:
1) закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;
2) познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;
3) развивать умение анализировать произведения, работать над композицией произведения;
4) воспитывать положительные черты характера на примере басни.
План урока.
1. Организация класса.
- Проверим готовность к уроку. Учебник, дневник, ручка.
2. Обобщение знаний о произведения А.С.Пушкина.
- Вчера, мы обобщили и систематизировали знания о жанре художественной литературы – стихотворение. Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Вопросы кроссворда составлены по произведению А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”
Кроссворд на доске или индивидуально у каждого на листке.
Вопросы: 2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение. (Сказка).
1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).
3. Имя царя (Салтан).
4. Имя молодого князя (Гвидон).
5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).
- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать (Басня).
3. Подготовка к восприятию нового произведения.
Можно использовать памятку (Приложение №1).
- Назовите признаки басни.
- Небольшой размер
- Иносказательность
- Высмеиваются недостатки
- Поучительность
- Молодцы, и так, что же такое басня?
Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются животные и растения.
- Чьё имя вы вспоминаете, услышав слово, басня?
- Что вы знаете о творчестве И.А.Крылова? (На доске портрет писателя)
- Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”.
- Поднимите руку, кто видел мартышку?
- Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит гримасничать, подвижная)
4. Работа над произведением.
- Послушайте произведение и постарайтесь увидеть картины, которые рисует автор.
1) Учитель читает наизусть вслух.
- Какие картины вы себе представили?
- Какие мысли, чувства вызвала у вас басня?
2) Словарная работа.
- Прочитайте слово, которое записано на доске?
Невежда.
- Объясните смысл этого слова.
- Невежда - малообразованный человек.
- Прочитайте второе слово.
Невежа.
- Объясните значение этого слова.
- Невежа – грубый, невоспитанный человек.
-Обратите внимание на правописание этих слов. Чем они различны?
Вывод: одна буква полностью меняет значение слова.
- Какое из данных слов встречается в тексте басни?
3) Чтение про себя.
- Прочитайте басню, обратите внимание на композицию.
I. Завязка.
II. Развитие действия.
III. Кульминация.
IV. Развязка.
- Прочитайте первую часть. Как она называется?
- Прочитайте вторую часть. Как она называется?
- Прочитайте третью часть. Как она называется?
- Прочитайте четвертую часть. Как она называется?
- А как называется следующая часть?
- Замените слово мораль синонимом. (Нравоучение).
- Прочитайте мораль.
- В чем аллегоричность этой басни? (Мартышка олицетворяет собой – невежду).
- А кто такой невежда, давайте вспомним.
Физминутка.
4) Работа над языком басни.
- Сейчас поработаем над языком басни.
- Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.
- Зло не так большой руки.
- Что это означает?
- Не так уж большое горе.
- Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”
- Купить, достать, приобрести.
- Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились?
- Очков с полдюжины себе она достала – приобрела 6 штук очков.
- Очки не действуют никак – не помогают.
- Подберите синоним к слову, нанижет – наденет.
- Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?
- Проку на волос нет – очень мало пользы.
- Подберите синонимы к словам: прок – польза
- враки - неправда, обман, ложь
- налгали – обманули
- Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила – швырнула, бросила.
- Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень.
- Как понимаете выражение, брызги засверкали – разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.
- Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты.
- Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.
- К худу клонит – говорит плохо о ней.
- То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.
- Подберите синоним к слову, познатней – богаче, выше титулом.
5) Выделение главной мысли произведения.
- Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?
- Тему.
- В каких строчках заключена идея басни?
- В морали.
- Прочитайте.
6) Работа в группах.
- А сейчас первая (творческая) группа готовиться к выполнению своего задания (проинсценировать басню).
- Вторая группа, выразительно читает басню.
- Третья – составляет диафильм.
Проверка.
- Прочитайте выразительно басню.
- Какие кадры диафильма нарисовали бы?
- А теперь посмотрим работу творческой группы.
5.Итог
- Над каким жанром художественной литературы мы работали на уроке?
- Что такое басня?
6. Домашнее задание.
- II группа - выразительно читает басню
- III группа – учит наизусть
- I группа – разбивается на пары и готовится к инсценированию.