Тема: «Связь слов в предложении».
Цели:
- формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
- формировать умение вести учебный диалог.
Оборудование: иллюстрация «Весна»; алгоритм установления связи слов в предложении; карточки: с предложением для работы в паре, с разноуровневыми заданиями.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
– Какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны. (Тает снег,
пригревает солнышко, дни стали длиннее.)
– Составьте предложения о весне. Вам поможет
иллюстрация. (Наступила весна. Ярко светит
солнце. На деревьях набухают почки…)
– А вот Маша и Миша из 2 б класса составили такие
предложения:
Миша: Весной молодой появляется трава.
Маша: Весной появляется молодая трава.
– Чье предложение вам больше нравится?
– Почему? (В Мишином предложении нет связи
между словами, предложение построено
неправильно.)
– О чем нужно помнить при составлении
предложений? (Что слова в предложении должны
быть связаны по смыслу.)
– Как устанавливается связь между словами? (При
помощи вопросов.)
II. Целеполагание
– Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Связь
слов в предложении.)
Учитель открывает записанную на доске тему
урока.
– А чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать
связь слов в предложении по вопросам.)
– А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы
правильно строить предложения.)
III. Новый материал
– Давайте запишем Машино предложение и подчеркнем главные члены предложения.
– Как связаны между собой главные члены
предложения? (Вопросами.)
– А теперь давайте посмотрим, как связаны
подлежащее и сказуемое с другими словами?
– Как вы думаете с каким словом связано слово
молодая? (Трава)
–Поставьте вопрос. (Трава какая? Молодая)
– В предложении эту связь принято показывать
стрелками. От какого слова задаем вопрос от того
слова и ведем стрелку.
– С каким словом связано слово весной? (Появляется)
– Почему вы так думаете? (Задали вопрос,
появляется когда? Весной.)
– Сейчас давайте составим алгоритм, который
будет помогать нам устанавливать связь слов в
предложении.
– Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.
- Находим в предложении подлежащее и сказуемое?
- Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.
- Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.
На доске появляется следующая запись (каждый шаг на отдельной карточке):
– А теперь пользуясь этими шагами давайте разберем предложение.
Один ученикработает у доски остальные в тетрадях.
IV. Упражнения в установлении связи между словами.
1. Работа в парах.
– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении.
Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.
В небе светит яркое солнце.
– Посмотрите, как выполнено задание на доске и
сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?
– Легко ли было вам выполнять задание?
2. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.
– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.
Дети оценивают себя на линейке успешности.
– Выберите любое задание из предложенных.
1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами поалгоритму.
На поляне появились первые подснежники.
2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.
распустились, лесу, в ландыш, душистые
3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.
Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.
– А теперь оцените как вы справились с
заданием.
– У кого оценка совпала?
– У кого результаты оказались ниже?
– Что у вас вызвало затруднения?
– Значит на следующем уроке мы с вами продолжим
работать на этой темой.
V. Итог
– Чему мы сегодня учились на роке? (Учились
устанавливать связь между словами в
предложении.)
– Как связаны слова в предложении? (По смыслу и
с помощью вопросов.)
VI. VI. Домашнее задание
– Составить небольшой рассказ на тему: «Весна», разобрать два любых предложения и показать связь слов в предложении.