Нестандартные уроки физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Во время проведений уроков по физической культуре я стараюсь заинтересовать детей, разнообразить уроки с помощью применения нестандартных приемов, методик и различных оздоровительных систем.

Для этого широко использую систему хатха-йоги, скипинг, игровые приемы, пилатес, стречинг.

Хатха-йога.

Сейчас в продаже имеется большое количество литературы по йоге, на основании этой литературы мной подобран краткий теоретический материал о йоге, ее возникновении, значении. Проводя уроки йоги, сначала учимся дышать, проводим разминку по системе йоги, затем переходим к выполнению асан (поз). При этом, постепенно повышая длительность выполнения упражнений и их сложность. Для работы использую подборку карточек по йоге приобретенных в издательстве “Мир книги”, где подобраны асаны различной сложности.

Скипинг (прыжки на скакалке).

Широко применяю данный вил спорта на уроках в связи с тем, что он не требует большого пространства, сложного инвентаря, прост в обучении и бесспорно интересен детям. И еще огромный плюс этого занятия в том что он помогает почувствовать себя на равных с остальными даже тем детям которые не особенно быстры, сильны в других видах спорта.

Индивидуальные прыжки на скорость (30сек) и на выносливость (1мин) использую как тренировочный и контрольный норматив. Для создания заинтересованности использую прыжки с заданием:

  • назад,
  • руки скрестно вперед,
  • руки скрестно назад,
  • с двойной прокруткой скакалки,
  • на одной ноге руки скрестно ит. п.

Для самых-самых индивидуальные прыжки с максимальной скоростью до 150-170 прыжков за 30сек.

Особенный интерес вызывают у учащихся практически любых возрастов прыжки на длинной скакалке: индивидуальные с места и с забеганием, с поворотами, сприседаниями, с упором лежа, а также с максимальной скоростью вращения скакалки.

Групповые прыжки на длинной скакалке позволяют продемонстрировать не только индивидуальные качества, но и чувство локтя, товарищества, умение работать в коллективе. Поэтому различные групповые прыжки (с места, с забеганием, по5-10чел) всегда привлекают учащихся.

Подвижные игры.

В 2005 году команде нашего Лицея под моим руководством довелось участвовать во 2 этапе Всероссийских детских спортивных соревнований “Веселые старты” среди команд Сибирского Федерального округа. С этого момента я широко использую в различных мероприятиях и на уроках игры из программы “Веселых стартов”:

“Головобол”

Сетка натянута на высоте 1 м. Матч проводится с надувным легким мячом. В каждой команде - 2 мальчика и 2 взрослых участника. Игра идет по правилам волейбола, но с помощью головы и ног, разрешено только 3 касания шарика на одной половине поля. Игра идет до счета 3.

“Скокбол”

За каждую команду играют 2 девочки и 2 мальчика. Сетка натянута на полу. Спортсмены играют 2-мя мячами. Ударом о пол мяч посылается через сетку на сторону соперников. Игра останавливается, когда на одной стороне окажется 2 мяча. Игра идет до счета 5.

Конкурс “Круговая порука”

В кругу стоит вся команда вполоборота к центру круга. В правой руке – гимнастическая палка. По сигналу надо отпустить свою палку и успеть подхватить палку впереди стоящего. Кто уронит палку, покидает круг. У каждой команды - 10 попыток, ведущий 10 раз свистком дает разрешение перехватить палку. Побеждает та команда, в которой больше игроков осталось в круге.

“Только без рук”.

Игровая площадка разделена на 2 части волейбольной сеткой, укрепленной на уровне пола. От каждой команды играют 6 человек: 4 мальчика и 2 взрослых участника (учителя или родители).

Игроки, сидя на полу, играют по следующим правилам: 3 касания мяча на одной стороне, 3 - на другой. В этой игре можно касаться мяча головой, плечом, ногами, но только не руками. Мяч подается ногой игроком, сидящим спиной к сетке на расстоянии 1 метра. Игра идет надувным легким мячом по правилам волейбола. Нельзя задевать сетку ни ногами, ни шариком. Игра идет до счета 5.

“Стекбол”

За каждую команду играют 2 мальчика, 2 девочки и 2 взрослые участницы. Идет игра надувным легким мячом с помощью гимнастических палок. Подача: ударом снизу в 1 м. от сетки. Матч проводится по правилам волейбола до счета 5.

Состав команд по количеству и наличию игроков можно варьировать исходя из конкретной ситуации.

Пилатес, стречинг.

Пилатес и стречинг являются разновидностями статических растяжек, поэтому часто применяю их на уроках гимнастики с девушками 10-11 классов и в подготовительной части урока с остальными классами. Для разнообразия мной подобраны индивидуальные, парные и групповые растяжки.

Групповая растяжка “РОМАШКА”.

  • И. П. встать в круг, руки положить на плечи друг другу. Произвольно отклонять туловище назад, растягивая мышцы живота.
  • И. П. встать в круг, взяться за руки за спиной друг друга. Поддерживая друг друга, отклониться назад. Вернуться в исходное положение.
  • И. П. встать в круг, руки положить на плечи друг другу, ноги вместе, носки врозь. Мягко надавливая на плечи партнеров, наклон вперед прогнувшись, ноги прямые. Выпрямиться, слегка сопротивляясь друг другу.
  • И. П. встать в круг, руки положить на плечи друг другу. Поддерживая равновесие, глубокий присед на носки.

Стречинг. Общее вытягивание.

И. П. основная стойка. Втянуть живот, руки медленно поднять через стороны вверх и одновременно подняться на носочки (пятки упираются друг в друга). Голову слегка откинуть назад и смотреть вверх. Потянуться вверх руками, затем корпусом и ногами, напрячься. Удержаться несколько секунд, а со временем до минуты. Осторожно, начиная с рук, поэтапно сбросить напряжение и вернуться в и. п. Стоя, расслабиться, проконтролировав сброс остаточного напряжения.