Глаголы неопределенной формы

Разделы: Начальная школа


Цели:

– познакомить детей с неопределённой формой глагола;
– учить выделять глаголы неопределённой формы в контексте;
– учить образовывать от глаголов неопределённой формы глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени;
– развивать орфографическую зоркость;
– воспитывать уважение к родному языку.

1 этап. Организационный момент.

А) Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть.

Б) Психологический настрой.

– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.

– А вот с каким настроением мы начнём наш урок?

– Посмотрите на облачка. Выберите то, которое вам больше нравится. (Рисунок 1)

Почему решили выбрать такое облачко?

Я рада, что у вас всех хорошее настроение - а это залог успеха в любой работе. Пусть это облачко и будет символом нашего урока.

(Рисунок 2)

2 этап. Чистописание.

– Начнём наш урок с оформления работы и минутки чистописания. Сегодня она необычная – «змейка».

(Рисунок 3)

– Что можете сказать об этой змейке? Чем она необычна?

– Если будете внимательны, то сможете докончить «змейку» и узнать буквы для чистописания.

Л а

Л а

лампа

план

запел

светила

нагрел

кипела

3 этап. Актуализация опорных знаний.

– О какой части речи мы будем сегодня говорить? (О глаголе)

– Что мы называем глаголом?

– Какую роль играют глаголы? (Обозначают действия, которые происходят с предметами)

«Глагол – это самая живая часть речи». – Так писал Югов. По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.

– Мы продолжим наше знакомство с глаголами. Особое внимание уделим начальной форме глагола.

(Рисунок 4)

4 этап. Знакомство с новой темой.

– У глаголов неопределённой формы есть ещё одно имя. Чтобы его узнать, давайте отправимся на остров глаголов.

(Рисунок 5)

– Итак, перед вами остров глаголов. Здесь все обожают действовать. В центре замок. На двери табличка. Давайте прочитаем хором:

ИНФИНИТИВ

– Посмотрите – рядом циферблат, перечёркнутый крест-накрест. Это означает, что хозяин не хочет знать, который час, вообще не хочет иметь ничего общего со временем. Поэтому, чтобы войти в пещеру, надо снять часы.

(Рисунок 6)

– Вот мы и в комнате глагола неопределённой формы или инфинитива.

– Прочитайте хором вопросы, на которые он отвечает, (что делать? Что сделать?)

– Приведите примеры глаголов, которые отвечают на такие вопросы.

– Как называются эти глаголы?

– Хором прочитайте слова, которые записаны на доске, с вопросами к ним: (Рисунок 7)

Учить, выучить, крикнуть, кр.чать, б.жать, в.зми, засв.ркать, расцв.сти.

– К какой части речи относятся эти слова?

– Что это за глаголы?

Задание:

1 вариант записывает глаголы, отвечающие на вопрос что делать?

2 вариант – на вопрос что сделать?

– Какие буквы вставили, докажите.

– Ребята, как вы думаете, почему по стенам комнаты разбросаны карточки, на которых написано -ть, -ти? (Это окончания глаголов неопределённой формы.)

– Правильно. Инфинитив дарит эти окончания всем глаголам начальной формы. Выделите окончания в словах, которые вы написали.

– В конце некоторых глаголов нач. формы стоит чь – это не окончание!

– Как вы думаете, чем тогда будет чь? (частью корня)

– Молодцы!

5 этап. Физпауза.

6 этап. Закрепление.

– Ещё раз внимательно прочитайте глаголы неопределённой Формы и подумайте, почему же на башне замка циферблат перечёркнут? (У этих глаголов нельзя определить время)

– Что ещё нельзя узнать? (Лицо)

– А сейчас, может быть, вы сможете подвести итог – почему глаголы нач. формы называются глаголами неопределённой Формы? (Нельзя определить время и лицо)

(Рисунок 8)

– Попробуйте подобрать к картинке глаголы неопределённой формы и записать их.

– Что у вас получилось?

– На какие вопросы они отвечают?

7 этап. Самостоятельная работа.

(Рисунок 10)

– Задания спрятаны под прямоугольниками (красным и зелёным).

– Кто уверен в своих знаниях – выполняет задание под красным прямоугольником, остальные – под зеленым.

– Красный – заменить эти глаголы инфинитивами, вставить пропущенные буквы. (С.ест, с.ехал, б.ёт, в.ехал, раз.яснить)

– Зелёный – записать однокоренные глаголы в неопределённой форме. (Работа, говор, друзья, плетёный, мойка)

– Какие вопросы вам помогут?

Проверка: фронтальная.

8 этап. Итог урока. Домашнее задание.

– И в завершение урока Инфинитив хочет поделиться с вами стихотворением, которое сам сочинил. В нём много загадок. Постарайтесь быть очень внимательными, чтобы их разгадать.

Начальной формой быть приятно.
Начало лучше, чем коней.
Ин-Фи-ни-тив – звучит занятно,
Я вам назвался, наконец!
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл всей жизни для меня
Вид у меня бывает разный...
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его, по-видимому, нет.
Всегда по гопрло делом занят.
Нет времени!
Так где же взять?
Тому, кто этого не знает.
Инфинитива не понять!

– Кто внимательно слушал, сможет за три минуты ответить на три вопроса:

– Почему нач. форма глагола не хотела знать, который час?

– Почему я не смогла нарисовать Инфинитив в виде человека?

– Почему у него есть ещё одно название – неопределённая форма?

– Так чему же учились сегодня на уроке?

– Нарисуйте дома три картинки, к которым мы завтра попробуем подобрать глаголы неопределённой формы.

– Спасибо за урок, ребята!