Разработка урока по физике в 8-м классе по теме "Электроскоп. Электрическое поле"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с устройством электроскопа.
  • Сформировать представления учащихся об электрическом поле и его свойствах.

Демонстрации:

  1. Устройство и принцип действия электроскопа.
  2. Проводники и непроводники электричества. Рис. 1
  3. Обнаружение поля заряженного шара.

Ход урока

I. Повторение. Проверка домашнего задания.

С целью повторения материала, изученного на предыдущем уроке, провести краткий фронтальный опрос (на экране демонстрируются слайды с вопросами):

Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают?

Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды? Приведите примеры.

Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды? Приведите примеры.

Может ли одно и то же тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно?

Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте.

Правильно ли выражение: “При трении создаются заряды”? Почему?

II. Изучение нового материала (слайд на экране).

План изложения нового материала:

  1. Устройство и принцип действия электроскопа и электрометра.
  2. Проводники и диэлектрики.
  3. Электрическое поле.
  4. Электрические силы.

1. Для изучения свойств заряженных тел издавна пользовались электроскопами. Конструкция их проста: через пластмассовую пробку в металлической оправе проходит металлический стержень, на конце которого закреплены два листика тонкой бумаги. Оправа с двух сторон закрыта стеклом.

Слайд на экране.

Демонстрируя устройство и принцип действия электроскопа, учитель задает учащимся вопросы:

Как при помощи листочков бумаги обнаружить, наэлектризовано ли тело?

Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде?

Для опытов с электричеством используют и другой, более совершенный прибор - электрометр. Здесь легкая металлическая стрелка заряжается от металлического стержня, отталкиваясь от него на тем больший угол, чем больше они заряжены.

2. Проводники и диэлектрики.

Понятие о проводниках и диэлектриках можно ввести на основании опытов. Возьмем два электрометра и один из них зарядим. Соединяя электрометры металлической палочкой, убеждаемся, что электрический заряд передается от одного электрометра к другому.

Рис. 2

(Работа с информационной системы Библиотека наглядных пособий “Физика. 7-11 класс”)

Тела, обладающие таким свойством, называются проводниками. К хорошим проводникам относятся металлы, растворы кислот, щелочей, солей и т.д. Соединяя электрометры каучуковой палочкой, убеждаемся, что заряд в этом случае не передается. Эти вещества называются изоляторами (или диэлектриками). Диэлектриками являются фарфор, эбонит, стекло, резина, пластмассы, воздух и др.

Обратимся к электронному словарю.

Рис. 3

3. Электрическое поле.

Механическое действие тел друг на друга происходит или при непосредственном соприкосновении тел, или при наличии между ними какого-либо материального посредника. Так при ударе двух шаров осуществляется непосредственный контакт обоих взаимодействующих тел, а при буксировке одного автомобиля другим, действие первого автомобиля ко второму передается через третье тело - трос. Во всех случаях, когда между двумя взаимодействующими телами нет контакта, можно обнаружить такое “третье тело”, которое, являясь посредником, передает действие от одного тела к другому, причем действие передается с конечной скоростью. Так действие звучащего тела на барабанную перепонку уха передается через воздух с конечной скоростью (скорость звука).

Иное дело - взаимодействие электрических зарядов. Заряженные тела действуют друг на друга, хотя на первый взгляд нет никакого посредника между ними (воздух таким посредником быть не может, так как электрическое взаимодействие происходит и в вакууме).

Согласно учению английских физиков Фарадея и Максвелла, вокруг заряженных тел существует среда, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие. Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот. Посредником в этом взаимодействии и является электрическое поле.

Электрическое поле - форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел, оно окружает любое заряженное тело и проявляет себя по действию на заряженное тело.

Рис. 4

Главное свойство электрического поля заключается в его способности действовать на электрические заряды с некоторой силой. Силу, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называют электрической силой.

Нетрудно показать, что направление сил, действующих в электрическом поле, зависит от знака заряда тела, вокруг которого существует поле, их значение - от расстояния рассматриваемой точки до заряженного тела.

Для конкретизации представлений учащихся об электрическом поле полезны демонстрации опытов с султанами и демонстрация спектров электрического поля.

(Демонстрация производится с информационной системой Библиотека наглядных пособий “Физика. 7-11 класс”).

Демонстрация спектров электрического поля, возникающего вокруг заряженных тел, помогает создать у учеников геометрический образ электрического поля.

III. Закрепление изученного

Если в конце урока остается время, с целью закрепления материала можно коллективно обсудить ряд качественных задач по теме, например:

  1. Чем отличается пространство, окружающее заряженное тело, от пространства, окружающего незаряженное тело?
  2. Как можно обнаружить электрическое поле?
  3. Если к заряженному металлическому шарику прикоснуться пальцем, он теряет практически весь заряд. Почему?
  4. Правильно ли утверждение, что два заряда, равные по модулю, но противоположные по знаку, уничтожаются, если их поместить на один и тот же проводник?
  5. Что общего между гравитационным и электрическим взаимодействием? Каковы наиболее заметные отличия?
  6. Достаточно ли просто коснуться шарика электроскопа заряженной эбонитовой палочкой, чтобы стрелка электроскопа заметно отклонилась?

Домашнее задание.

  1. §27, 28 учебника; ответить на вопросы к параграфам;
  2. Сборник задач В.И.Лукашика, Е.В.Ивановой: № 1187, 1201, 1205.