Урок русского языка в 8-м классе по теме "Назывные предложения"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока (для учителя):

  • Образовательные:
    • Ведение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно читать.
    • Закрепление умения использовать односоставные предложения в речи.
  • Развивающие:
    • Обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать культуру общения в микрогруппе
    • Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе родного края.

Цели урока (для учащихся):

  • Знать: виды односоставных предложений, понятие «назывные предложения», признаки назывных предложений.
  • Уметь: находить в тексте односоставные предложения, характеризовать назывные предложения, употреблять в речи назывные предложения.

Методические приемы: объяснение учителя, тренировочные упражнения, комплексный анализ текста, контроль, самоконтроль, самостоятельная работа.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, репродукции
картин, портрет А.А.Фета, меловое оформление классной доски, дидактически
папки с текстами.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока

В школьных коридорах зашумела детвора.
Это значит, что ребятам на урок пора.
И отбросив прочь веселье,
Вновь приняв серьезный вид,
Отправляемся мы на ученье,
Это нам не повредит.
Вновь достали мы тетрадки,
Лег на край стола дневник,
Прочь убрали все шпаргалки,
Пенал школьника возник.
И достав оружье- знанье,
Мы его направим в путь,
Отправляемся мы в состязанье,
И назад нас не вернуть.

(слайд № 1)

Учитель. Как вы уже поняли, ребята, сегодня урок русского языка будет проходить в форме состязания, а путеводителем этого состязания буду я.Состязаться вы будете в своих знаниях каждый сам за себя. За правильный ответ или существенное дополнение вы будете получать 1 звезду. (Приложение 1)
В конце урока, подводя итог и посчитав, кто больше всех набрал звезд( т.е. баллов), выставим оценки, выяснив для кого наступил звездный час.
Откройте тетради и запишите число, классная работа и тему урока:

«Назывные предложения».

(слайд №2)

II. Целеполагание

Учитель. Исходя из темы урока, сформулируйте цели . Что мы должны знать и уметь к концу урока.

Учащиеся. К концу урока мы должны знать, что значит односоставные назывные предложения, отличительные признаки назывных предложений. Уметь мы должны находить назывные предложения в тексте, употреблять в речи назывные предложения. (слайд №3)

Учитель. Знания – это путешествие. Прежде, чем перейти к состязанию, мы продолжим это путешествие в страну знаний.

III. Фронтальный опрос

Учитель. На экране вы видите знакомый нам маршрут нашего путешествия. Итак, мы находимся в Заливе простого предложения. (слайд «Карта путешествия») Первая остановка – материк Двусоставное предложение. (слайд «Карта путешествия»)

Учитель. Какое предложение называется двусоставным?

Учащиеся. Двусоставное предложение – это предложение, в котором грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого. Например. Буря мглою небо кроет.

Учитель. Верно ответив на вопрос, мы имеем право двигаться далее. Следующая остановка – Материк Односоставное предложение.(слайд «Карта путешествия»)

Учитель. Какое предложение называется односоставным?

Учащиеся. Односоставное предложение- это предложение, в котором один главный член предложения. Например. По одежке человека не судят.

Учитель. К городу односоставного предложения примыкают острова. Остров Определенно-личное предложение. (слайд «Карта путешествия»)

Учитель. Какое односоставное предложение называется определенно-личным?

Учащиеся. Предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Сказуемое выражено формами 1-го и 2-го лица, ед.ч и мн.ч. изъяв. накл. и повелит.накл.

Учитель. Следующий остров. В нем важно само действие, а не те лица, которые его производят. Сказуемое имеет форму 3 л. мн.ч. Какое это село?

Учащиеся. Неопределенно-личное. (слайд «Карта путешествия»)

Учитель. На следующем острове действия и состояния не создаются деятелем. Какое это село?

Учащиеся. Безличное. (слайд «Карта путешествия»)

IV. Объяснение нового материала

Учитель. А вот еще один остров назывное? (слайд «Карта путешествия») Как вы понимаете смысл этого названия?

Учащиеся. Называет что-то, дает название.

Учитель. Не указывая на действие, а лишь называя предметы, явления можно ли передать красоту мира?

Учащиеся. Конечно.

Учитель. Рассмотрим, как с этим заданием справился А.А.Фет, который нарисовал картину, не использовав ни одного глагола. (слайд портрет Фета картина на фоне стихотворения) Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивляясь тому, как можно без глаголов передать красоту мира. Л.Н.Толстой восторженно отвечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» (слайд). Другие видели в этой безглагольности посягательства на законы поэтики.
– Послушайте это стихотворение и скажите, какой точки зрения придерживаетесь вы? (слайд)

Чтение стихотворения учителем наизусть. (Приложение 2)

Учащиеся высказывают свои точки зрения по поводу безглагольности стихотворения.

Учитель. А. Фет очень часто использовал этот прием. И сейчас мы запишем четверостишие из этого стихотворения и еще несколько примеров из стихотворений
А.Фета, чтобы рассмотреть, благодаря каким предложениям создается музыкальность стихотворных строк.

Один ученик выполняет задание у классной доски.

1. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

2. Темно-синее небо.
3. Сновиденье. Пробужденье.
4. За окном вечер.

Ученику за верно выполненную работу дается «звезда».

Учитель. Выполним синтаксический анализ предложений (Другой ученик работает с предложениями). Какое это предложение с точки зрения наличия грамматической основы?
Итак, мы видим, что у нас всего 1 главный член предложения – подлежащее. Обращаясь вновь к нашему маршруту, мы видим , что побывав в городе Односоставных предложений и посетив его села, мы не встретили предложения, в котором 1 гл. член предложения – подлежащее. (слайд)Но вот село Назывное предложение? Может оно и есть? Откройте учебник и прочитайте определение назывного предложения.

Учащиеся. Назывное предложение – это …

Учитель. Каким членом предложения может распространяться?

Учащиеся. Определением.

Учитель. Записанные нами предложения являются назывными или нет?

Учащиеся. Да, кроме 4-го, т.к. подлежащее распространяется обстоятельством.

Учитель. Итак, какие предложения называются назывными предложениями?

Учащиеся формулируют правило.

V. Закрепление изученного материала

Учитель. Мы только что открыли новый для вас вид односоставных предложений – назывные предложения. Именно здесь мы ненадолго остановимся и проведем соревнование, закрепив знания по односоставному предложению.

1. На столах у вас лежат сигнальные карточки. Я буду читать предложения, а ваша задача: поднимать сигнальную карточку только тогда, когда вы услышите назывное предложение.

  1. Светает.
  2. Рассвет.
  3. Люблю дымок спаленной жнивы,
  4. В степи кочующий обоз
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез. (Лермонтов)

  1. Не привыкайте к чудесам –
  2. Дивитесь им, дивитесь!
    Не привыкайте к небесам
    Глазами к ним тянитесь!

  1. Ласковый прибой.
  2. Жарко.
  3. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
  4. Жара.
  5. Зимний лес.
  6. Лес зимой.

Учитель. Итак, с этим заданием вы справились верно. Вы показали свое умение различать виды односоставных предложений и быстро без затруднений на слух находить назывные предложения.

2. Мы переходим к следующему заданию. На столах у вас лежит текст. Я вам его сейчас прочитаю, а вы послушайте и ответьте на вопрос: «Какие чувства вызвал у вас этот текст?»

Учитель читает текст. (Приложение 3)

Учитель. Ребята, я говорю, что это текст. А как думаете вы? Перед вами, действительно, текст?

Учащиеся. Да, перед нами – текст, т.к. все предложения объединены одной темой, идеей.

Учитель. К какому стилю и типу речи принадлежит текст?

Учащиеся. Стиль речи – художественный, тип речи – описание.

Учитель. Какие слова помогают описать красоту природы?

(Ответы учащихся)

– Ребята, когда я писала этот текст, то затруднилась расставить знаки препинания. Помогите мне.

Учащиеся расставляют знаки препинания.

– Что интересного вы заметили в тексте?

Учащиеся. В тексте очень много односоставных предложений.

Учитель. Выпишите все односоставные предложения и определите их вид.

Учащиеся работают в тетрадях.

Учитель. Озаглавьте текст назывным предложением.

Учащиеся. Зимнее утро. Зима.

3. Учитель. А сейчас посмотрите на репродукции картин. Какое время года изображено?

Учащиеся Зима.

Учитель. Какие чувства у вас просыпаются, когда вы видите зимние картины?
Как вы думаете, могли бы эти картины стать своеобразной иллюстрацией к нашему тексту?
А сейчас я предлагаю вам тоже побыть в роли творцов, творцов слова. Опираясь на текст, продолжите или сочините свой текст, использовав 3-4 односоставных предложения.

Учащиеся пишут сочинение под музыку И.Чайковского из цикла «Времена года».

Учитель. Ребята, помогла вам музыка в написании сочинения? Что она дала вам? А прозвучала музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года». И кто знает, может именно эту музыку создал композитор в это морозное утро. А сейчас посмотрим, какие предложения написали вы.

Проверка работ учащихся.

Учитель. Великолепно. Я вижу вы тонко прочувствовали зимний пейзаж и создали свои неповторимые картины.

VI. Итог

Учитель. А мы завершаем наше путешествие. Но, чтобы получить разрешение дойти до финиша, нам необходимо повторить: «Какое односоставное предложение называется назывным?»

И вот наступил момент подведения итогов путешествия.
Итак, кто набрал 1–2 звезды – ...
К сожалению, вы намного недоработали, приложили не много усилий к достижению успеха.
Отметка – «3».

Кто набрал 2–3 звезды – …
Вы очень старались приблизиться к победе, вы приложили много усилий, но, к сожалению, пока еще не достигли победы, а лишь приблизились к ней.
Отметка – «4».

Кто набрал 4–5 звезд – …
Вы достигли победы, к которой двигались шаг за шагом, преодолевая препятствия. Так необходимо держать всегда.
Отметка – «5».

Итак… для вас наступил «звездный час». И мы предлагаем вам слово. Опишите свои чувства, которые испытываете, используя в речи односоставные предложения.

Учащиеся. Радостно. Легко. Весело. Прекрасное настроение.

Учитель. Я думаю, что от вашей победы легко и весело стало нам. На этом наше путешествие подошло к концу. Оно было нелегким, но увлекательным. Мы посетили м. Двусоставного предложения, м. Односоставного предложения. Научились различать виды односоставных предложений.

VII. Домашнее задание

Учитель. Откройте дневники, запишите домашнее задание. Из поэзии Некрасова, Фета, Есенина выписать 3–4 односоставных предложения, определить вид предложения.

Снова звонок раздается,
Пройденное время не вернется,
Если не успел осознать,
Все ,что на уроке говорилось,
Дома ты учебник прочитай,
Чтобы непременно закрепилось.

Приложение 4