Информация вокруг нас

Разделы: Информатика


Раздел программы: “Информация и информационные процессы”

Тема урока: “Информация вокруг нас”

Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Форма работы: Фронтальная

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Время проведения: Первый урок по теме: “Информация и информационные процессы”

Цели урока:

  • Создание условий для формирования понятия “информация”; о видах информации; о каналах получения информации; о формах представления информации.
  • Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
  • Развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей.
  • Развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их.
  • Проконтролировать уровень усвоения программного материала.
  • Развитие познавательного интереса.

Задачи урока:

  • Воспитательная – развивать познавательный интерес, воспитывать коммуникативную культуру.
  • Учебная – ввести новые понятия, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий, осуществить первичный контроль.
  • Развивающая – развивать логическое мышление, расширять кругозор.

План урока:

Содержание этапов урока Виды и формы работы
1. Организационный момент Проверка готовности класса к уроку, приветствие
2. Мотивационное начало урока. Подготовка к учебно-позновательной деятельности. Вступительное слово. Постановка цели урока
3. Объяснение темы Беседа с использованием слайдов презентации
4. Закрепление изученного Работа в тетрадях, выполнение упражнений
5. Первичный контроль Тест
6. Подведение итогов, домашнее задание  Работа с учебником

Ход урока

Презентация

Организационный момент.

Проверить готовность класса к уроку. Приветствие. Сообщение темы урока. (Демонстрируется слайд 1)

Мотивационное начало урока.

Учитель: Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше. Откуда вы можете получать новые знания, сведения, новости?

Ответ: Из книг, от друзей, по телевидению, по радио, от учителя.

Учитель: Правильно. Новые знания, которые вы получаете слушая объяснения учителя на уроке, сведения, которые вы получаете из книг, газет, журналов, новости, которые вы видите по телевизору, слушаете по радио или от людей, с которыми общаетесь все это можно назвать одним словом – ИНФОРМАЦИЯ. (Демонстрируется слайд 2)

ИНФОРМАЦИЯ – это сведения об окружающем нас мире. (Демонстрируется слайд 3)

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, на какие виды делится вся информация, с помощью каких органов чувств получаем мы ту или иную информацию, в ходе урока вы будете выполнять различные задания. А в конце урока проверим, хорошо ли вы усвоили новую тему с помощью теста.

Учитель: Информацию об окружающем мире получают не только люди, но и все живые организмы. Собака-пастух может почувствовать приближение волка и лаем предупредить об этом своего хозяина. В Индии по берегам рек встречаются заросли удивительного растения “Стыдливая мимоза”. Когда начинается тропический ливень, и первые капли дождя падают на растение, мимоза спешит свернуть свои листочки. Информация заложена в каждой клетке живого организма, и это позволяет ему расти, развиваться, справляться с болезнями.

Ребята, а как мы узнаем, что утюг горячий, а лед холодный?

Как узнаем, что мороженое сладкое, а лимон кислый?

Как узнаем, громко играет музыка или тихо?

Как узнаем, что у мамы “убежало” молоко?

Ответ: Потрогать рукой, попробовать на язык, слышим ушами, почувствуем носом.

Учитель: Действительно, информацию об окружающем нас мире: о цвете, запахе, температуре, вкусовых качествах, физических свойствах предметов люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния. (Демонстрируется слайд 4)

В зависимости от того, с помощью какого органа была получена информация, ее делят на виды: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная или тактильная. (Демонстрируется слайд 5)

Учитель: Как вы думаете, ребята, с помощью какого органа мы получаем больше всего информации?

Ответ: Глаза

Учитель: Больше всего информации человек получает с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки; различаем цвет, форму, размер, расположение предметов. Известно, что свыше 80% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение, около 10% - на тактильные ощущения и лишь 7% составляет информация, воспринимаемая в текстовой форме.

Учитель: Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств, для разных животных различна.

Учитель:

Задание №1 (устно)

Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развито у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота?

(Демонстрируется слайд 6. Ответы обсуждаются.)

Учитель:

Задание №2 (устно)

Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Какого вида информацию не получает средняя обезьянка?

(Демонстрируется слайд 7)

Ответ: Слуховую

Учитель:

Задание №3: (письменно)

Разделите эти слова по видам информации и заполните таблицу.

(Тепло, вкусно, больно, громко, красиво, холодно, тихо, жарко, кисло, ароматно, горячо, сладко).

Звуковая Зрительная Вкусовая Обонятельная Тактильная
Громко

Тихо

Красиво

Ярко

Вкусно

Сладко

Кисло

Ароматно Тепло

Холодно

Жарко

Горячо

(Правильный ответ демонстрируется на слайде 8)

Учитель:

Задание №4: (письменно)

Что должно быть написано в пустых клетках?

Предмет Свойство Канал
  Обонятельный
  Сладкий  
  Осязательный
  Звон  
  Зрительный

(Ответы обсуждаются. Правильный ответ демонстрируется на слайде 9)

Учитель:

Задание №5 (устно)

Среди предложенного ряда слов найдите лишнее. Ответ объясните.

  • Синее, яркое, сладкое, далекое
  • Громкий, тихий, горячий, звонкий
  • Кислый, вкусный, горький, ароматный

(Демонстрируется слайд 10)

Учитель: Ребята! К нам на урок пришёл мышонок Джерри. (Демонстрируется слайд 11)

Вы рады его видеть? Давайте с ним пообщаемся, действиями и словами передадим ему информацию о себе.

Физкультминутка: На каждый вопрос дети отвечают хором: “Вот так!” и жестом показывают нужное движение (действие).

- Как живешь?

- Как идешь?

- Как бежишь?

- А как спишь?

- Как берешь?

- Как поешь?

- Как шалишь?

- А как грозишь?

Учитель: Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т.д. По форме представления информация делится на следующие виды: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.

(Демонстрируется слайд 12)

Числовая информация

Количественные характеристики объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения, площади лесов и т.д. 12 – число записанное арабскими цифрами.

XII – число, записанное римскими цифрами.

000011011 – представление числа в памяти компьютера

Текстовая инфор мация

Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков. Книга – русский язык.

Book – английский язык.

Buch – немецкий язык.

Livre – французский язык

Графическая информация

Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии и т.д. Image25.jpg (1723 bytes)
Звуковая информация

Все, что мы слышим – человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листьев, сигналы машины и т.д.
Видеоинформация

Последовательности изображений – фильмы, мультфильмы и т.д.

Учитель:

Задание №6 (Демонстрируется слайд 11)

Мышонок приготовил вам игру. Правила простые: на столе разложены предметы, на которых информация представлена в различных формах. Распределите их по формам представления информации.

Предметы: рисунок, книга, фотография, музыкальная кассета, цифры, схемы, карты, видеокассета, пример по математике, наушники, плеер, газета, журнал, калькулятор.

Учитель: А теперь проверим, хорошо ли вы усвоили тему сегодняшнего урока. Выполним тест по вариантам.

Тест к уроку

Вариант 1

1. Дайте самый полный ответ.

Информация – это…

А. сведения об окружающем нас мире
Б. то, что передают по телевизору в выпусках новостей
В. прогноз погоды
Г. то, что печатают в газете

2. Укажите орган чувств, с помощью которого здоровый человек получает большую часть информации.

А. глаза
Б. уши
В. кожа
Г. нос
Д. язык

3. Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии – это…

А. числовая информация
Б. текстовая информация
В. звуковая информация
Г. видеоинформация
Д. графическая информация

4. Все, что мы слышим, - человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машины – относится к…

А. числовой информации
Б. текстовой информации/
В. графической информации
Г. звуковой информации
Д. видеоинформации

Вариант 2

1. Дайте самый полный ответ.

Информация – это…

А. то, что передают по телевизору в выпусках новостей
Б. прогноз погоды
В. сведения об окружающем нас мире
Г. то, что печатают в газете

2. Укажите “лишнее”

А. глаза
Б. уши
В. лицо
Г нос
Д. язык

3. Количественные характеристика объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения, площади лесов и т. д. – представляются в форме…

А. числовой информации
Б. текстовой информации
В. графической информации
Г. звуковой информации
Д. видеоинформации

4. Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков, относится к…

А. числовой информации
Б. текстовой информации
В. графической информации
Г. звуковой информации
Д. видеоинформации

Ключ к тесту

Номер варианта №1 №2 №3 №4
Вариант 1 А А Д Г
Вариант 2 В В А Б

Учитель: А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне.

(Учащимся выдаются листки с рефлексивным заданием. Учитель в это время проверяет тест)

(Демонстрируется слайд13)

Учитель:

Объявляются оценки за тест.

Домашнее задание:

- учебник параграф 1.1, вопросы на стр. 11,

- задание №4 в учебнике – стр. 11.

Творческое задание: Представить в различных формах информацию о том, как ты провёл лето.

(Демонстрируется слайд14)

Литература:

  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. 4-е издание, испр./ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Информатика в школе: приложение к журналу “Информатика и образование” №6-2007/ М.: Образование и Информатика, 2007.