Обобщение в курсе физики профильной школы

Разделы: Физика


 

Введение

Согласно планированию учебного материала в преподавании любой школьной дисциплины, в том числе и физики, в конце изучения какой-либо темы или раздела обязательно следует итоговое повторение изученного. Проведение повторительно-обобщающих уроков- одно из основных звеньев методически продуманной системы уроков, которая помогает решать задачи развивающего обучения.

Проблема обобщений в курсе физики определяется не только его информационной перегруженностью, а отсюда потребностью экономного, свернутого изложения главного, но и заданием логики исследования мира через уровни обобщений- понятия, законы, теории, физическую картину мира. В современном школьном курсе физики обобщения играют роль ориентировок деятельности на следующем этапе познания и усвоения знаний. Не случайно в практике работы многие годы сохраняется устойчивый интерес к кратким конспектам, структурно-логическим схемам, блок-схемам, обобщающим таблицам.

При обучении физике мы имеем дело с двумя важнейшими видами человеческой деятельности: экспериментированием с реальными объектами природы и экспериментированием со знанием, то есть объектами науки. Обе эти стороны обучения находят отражение при построении обобщающих уроков.

Тепловые явления. ( 8 класс)

Тип урока: обобщающий.

Цель урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания по теме « Тепловые явления» в нетрадиционной форме с использованием новых информационных технологий ( презентация и видеоролики ).
  2. Совершенствовать навыки решения задач с использованием физических явлений .
  3. Расширить кругозор учащихся при изучении углубленного и межпредметного материала по теме.
  4. Воспитывать чувство коллективизма.

Методическая цель:

Использование разнообразных методов и приемов, способствующих развитию у учащихся логического мышления, интереса к процессу познания.

Этапы урока:

  1. Повторение изученного материала.
  2. Развитие умений и навыков при решении задач по разделу «Тепловые явления».
  3. Закрепление полученных навыков.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

Эпиграф:

Может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.
Ломоносов М. В. (1711-1765гг.)

Оформление:

Портреты ученых, стенгазета о М. В. Ломоносове.

Оборудование:

  1. Приборы по теме «Тепловые явления» (модель двигателя внутреннего сгорания, прибор для демонстрации теплопроводности, конвекции, кристаллы.)
  2. Диск с презентацией урока и видеофильмами по теме «Тепловые явления» (кипение, испарение, плавление, реактивный двигатель.)
  3. Системный блок для показа слайдов и видеофильма.
  4. Проектор.
  5. Экран.

Ход урока:

1.Повторение.

Вступительное слово учителя.

Про теплоту начнем рассказ,
Все вспомним, обобщим сейчас
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведем мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Задачу мы любую одолеем
И другу подсобить всегда сумеем!
Историю науки изучаем
И Ломоносова великим почитаем!
И проявляем мы себя в труде,
Как двигатель с высоким КПД!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовется: «Теплота!»

Вопросы

  1. Что называется внутренней энергией?
  2. Как она обозначается?
  3. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию?
  4. Какие виды теплообмена вы знаете?
  5. Чем они отличаются друг от друга, для каких состояний вещества больше применимы? Привести примеры.
  6. Какой формулой определяется нахождения количества теплоты при нагревании и охлаждении?
  7. Назвать физическую величину, характеризующую данный процесс, единица измерения.
    ( Демонстрация видеофрагмента «Конвекция в жидкостях». Второй способ изменения внутренней энергии)
  8. Как изменяется внутренняя энергия, если над телом совершать работу или само тело будет совершать работу?
    ( Доказательством данного явления являются видеофрагменты «Совершение механической работы над телом», «Совершение механической энергии самим телом.» )
  9. Что называется парообразованием ? Какие способы парообразования вы знаете ? Чем они отличаются?
  10. Какой формулой определяется количества теплоты при парообразовании?
  11. Назовите физическую величину, характеризующую данный процесс, ее единицу измерения.
    (Доказательством одним из видов парообразования служат фрагменты «Испарение азота», «Кипение жидкости в открытом сосуде».)
  12. Какой формулой определяется количества теплоты, необходимое для плавления кристаллического тела? Назовите физическую величину, характеризующая данный процесс, ее единицу измерения.
    Одним из примеров плавления является плавление руды в доменной печи. (Фото доменной печи, видеофрагмент «Таяние льда при низкой температуре». )
  13. Какой формулой определяется количества теплоты, выделяемое при сгорании топлива?
    Назовите физическую величину, характеризующую данный процесс, ее единицу измерения.
  14. Дать определение тепловых двигателей и перечислить их виды.
    (Модель теплового двигателя, видеофрагмент «Турбореактивный двигатель»)
  15. Что называется КПД двигателя ? Записать формулу.

2. Развитие умений и навыков при решении задач по разделу «Тепловые явления».

  1. Графические задачи.
  2. Текстовые расчетные задачи (высокий уровень).
    (Ответы: 1. m1=24кг 2. t=17,2 мин.)
  3. Качественные задачи (по текстам литературных произведений).

Учащимся дается задание найти описание физических явлений по данной теме в поэзии русских писателей.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Когда ж падучая звезда
По небу темному летела
И рассыпался,- тогда
В смятенье Таня торопилась,
Пока звезда еще катилась,
Желанье сердца ей шепнуть…

Как объяснить разогрев и свечение метеорных тел, влетающих в атмосферу Земли?

Н. А. Некрасов « Еду ли ночью по улице темной.»

Помнишь ли день, как больной и голодный
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.

Почему зимой заметен туман при дыхании, а летом - нет?

И. А. Бунин «Холодная весна»

Среди кривых стволов, среди ветвей корявых
Ползет молочный дым : окуривают сад.
Все яблони в цвету – и вот, в земных травах
Огни, как языки, краснеют и дрожат.

Почему окуривание садовых деревьев может спасти их от переохлаждения?

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Татьяна перед окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е…

Какое физическое явление при этом происходило?
(конденсация водяного пара)

А. С. Пушкин « Анчар»

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зноя,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

О каких физических явлениях идет речь?
( плавление и отвердевание)

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар.
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.

О каких тепловых явлениях идет речь в этом четверостишии?
(нагревание и испарение)

3. Закрепление.

Тестовые задания с выбором ответа ( проверочная работа, 2 варианта.)
Контроль осуществляется при взаимопроверке.
(Ответы: 1 вариант А,А,Б,А,А. 2 вариант Б,Б,В,В,А)

Учитель:

Владея опытом естественных наук,
Изучим все, что есть в подлунном мире.
Тогда лишь станет ясным все вокруг.
И пониманье человеческое шире.

Поиск. (Сообщения учащихся)

Учащиеся заранее получили задание по поиску материала, касающиеся тепловых явлений. (Источники: журналы, научная литература, статьи, энциклопедии)

- В Америке и Англии используется иная, нежели у нас, температурная шкала - шкала Фаренгейта (F).Средней нормальной температуре человеческого тела соответствует +98F, а кипит при +212F.

-Температура внутреннего голубоватого конуса пламени горелки 300 С, во внешнем конусе до 1800 С.Сверхвысокие температуры существуют в природе, но не на Земле, а на других телах Вселенной. Поверхность Солнца нагрета до 6000 С.

- Вода кипит при 100 С только при определенном давлении- 760мм рт. ст. На вершине Эльбруса давление равно половине атмосферного, этому давлению соответствует температура кипения 82 С. Водой, кипящей при 10-15 мм рт.ст., можно освежиться в жаркую погоду. При этом давлении температура кипения упадет до 10 -15 С.

- Ртутные пары очень ядовиты, и 1 г ртутных паров может серьезно повредить здоровью любого человека. Надо следить, чтобы даже самая маленькая капелька ртути не пролилась. Поэтому в школах используются спиртовые термометры.

- Если, например, сжатый до нескольких атмосфер воздух пустить в расширитель, то при совершении работы перемещения поршня или вращения турбины воздух так резко охладится, что превратится в жидкость. Углекислый газ, если его быстро выпустить из баллона, так резко охлаждается, что на лету превращается в «лед».

- Наличие определенной точки плавления есть важный признак кристаллических веществ. Именно по этому признаку их легко отличить от других твердых тел, называемых аморфными. Они не имеют определенной температуры плавления. Стекло не плавится, а размягчается.

- Вода обладает многими удивительными свойствами, резко отличающими ее от всех других свойств жидкостей. Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все, кроме воды. При температуре от 0 до +4 С вода при охлаждении расширяется, при нагревании сжимается. При+4 С вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг/м3.

- В России в 1834 г.отец и сын Е, А.и М. Е. Черепановы, крепостные крупнейшего горнозаводчика Урала Демидова, построили первый отечественный паровоз. Этот паровоз перевозил руду на территории Нижнетагильского завода по специальной « чугунной дороге». Он развивал скорость 15 км/ч при грузе в 3,5т.

4. Итог урока: Выставление оценок. Заключительное слово учителя.

5. Д/З: повторить изученный материал

Заключительное слово учителя:
Большое спасибо, уважаемые коллеги, за совместную работу. Очень надеюсь , что это не последний такой урок, мы еще не раз будем использовать различные технологии на уроках физики и находить связь с другими науками (математики, информатики, литературы, экологии и т.д.).

Материалы к уроку.

Графические задачи

  1. Какие процессы изображены на графике?
  2. Что это за вещество?
  3. Что происходит на каждом участке (температура, внутренняя энергия, процесс)?
  4. Сколько времени длится процесс плавления?

 

Текстовые расчетные задачи

1. Сколько воды можно нагреть от 20 °С до 70 °С, используя теплоту, выделившуюся при полном сгорании 0,42 кг сухих дров.
2. На электроплитке нагревали 1,2 л воды от 10 °С до 100 °С. При этом 3 % ее обратилось в пар. Сколько времени длилось нагревание, если мощность плит­ки 800 Вт, а ее КПД 65%?

Задания с выбором ответа

1 вариант

1. На каком из способов теплопередачи, основано нагревание твердых тел?

А: Теплопроводность
Б: Конвекция
В: Излучение

2. В каких единицах измеряется удельная теплота сгорания топлива?

А: Дж/кг
Б: Дж
В: Дж/кг С

3. Массы льда и образовавшейся из него воды равны. На одинаковое ли число градусов они нагреваются, если сообщить им равное количество теплоты?

А: на одинаковое
Б: вода нагревается на большее число градусов
В: лед нагревается на большее число градусов

4. При плавлении твердого тела его температура…

А: не изменяется
Б: увеличивается
В: уменьшается

5. Испарение происходит…

А: при любой температуре
Б: при температуре кипения
В: при определенной температуре для каждой жидкости

2 вариант

1. Каким из способов происходит теплопередача в жидкостях?

А: Теплопроводность
Б: Конвекция
В: Излучение

2. В каких единицах измеряется удельная теплоемкость вещества?

А: Дж
Б: Дж/кг С
В: Дж/кг

3. Под каким из предварительно нагретых шаров ( их массы и температуры одинаковы ) растает больше льда. Один изготовлен из цинка, другой из меди.

А: под цинковым
Б: под медным
В: под обоими одинаково

4. При кристаллизации температура твердого тела….

А: увеличивается
Б: уменьшается
В: не изменяется

5. Если нет притока энергии к жидкости извне, испарение сопровождается…

А: понижением температуры жидкости.
Б: повышением температуры жидкости
В: температура не изменяется

Презентационные материалы вы можете получить у автора статьи.