Урок обучения грамоте по теме: "Звуки [х], [х'], буквы Х, х"

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с новой буквой.

Задачи:

  1. Научить выделять в речи звуки (х), (х,), дать понятие о твердости, мягкости, глухости звука.
    1. Познакомить с буквами Х, х, научить читать слоги и слова.
    2. Формировать навык работы с учебником чтения, упражнять в звукобуквенном анализе;
    3. Расширять представления детей об окружающем мире;
  2. Развивать навык устной связной речи, аналитико-синтетическую деятельность;
    1. Развивать познавательные процессы;
  3. Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к хлебу, уважение к труду человека.

Ход урока

I. Организационный момент

Эмоциональная подготовка к уроку

Давайте улыбнемся, и свои добрые улыбки подарим гостям, классу и окружающей нас природе.

Девиз урока: “Учись доброму, худое на ум не придет.”

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, узнаем, какой звук обозначает: гласный или согласный, научимся читать слоги и слова.

Артикуляционная гимнастика.

Скороговорная пятиминутка.

Сеня вёз воз сена.
Воз сена вёз Сеня.

3. Повторение.

Игра “Пятый лишний”

Физкультминутка.

4. Изучение нового материала.

- На улице снег и мороз, а я вам предлагаю отправиться в деревню.

- Кто из вас был летом в деревне, поднимите руку.

- Что вы там видели?

- Каких домашних животных вы видели в деревне?

- Каких домашних птиц вы видели в деревне?

- Что происходит в деревне с восходом солнца? (Женщины встают и сгоняют домашний скот на луг…)

- Как вы думаете, а кто встречает и присматривает за ними целый день? (Пастух)

- Кто такой пастух? (Пастух – работник, пасущий скот)

- Что за важная птица ходит по двору и встает раньше всех? (Петух)

- Вспомните стихотворение В. Берестова “Петушки”.

Выделение согласных звуков.

Звуко-буквенный анализ слов. Работа с кассой.

- Составьте звуковую схему слова петух. (Дети составляют схему).

- Сколько слогов в слове?

- Произнесите 1 слог. Что из себя представляет слог пе? (Слияние)

- Произнесите 2слог. (Слияние и примыкание)

- Назовите мягкий согласный звук. Почему мы слышим мягкий звук [п’] ? (Его смягчает буква е)

- Назовите твердые согласные звуки. Назовите ударный слог. Назовите слог со звуком [х].

- Измените слово так, чтобы звук [х] стал мягким (петухи).

- Составьте звуковую схему слова петухи.

- Как изменилось слово? (стало 3 слога, ударение падает на 3-ий слог).

Воспитательная работа.

- Кого еще называют петухом.

- Я думаю, что у нас в классе нет драчливых петухов, а есть только умные и дружные ребята. А я вам предлагаю одну игру, которая называется “Твердый – мягкий”

Игра “Твердый – мягкий”

Артикуляция звука.

- Повернитесь друг к другу. Внимательно глядя в лицо своему товарищу, произнесите последний звук в словах петух, пастух. Определите как располагаются видимые органы речи в момент его произношения.

При произношении звуков губы разомкнуты; между верхними и нижними резцами некоторое расстояние; кончик языка опущен и отодвинут от нижних зубов; задняя часть спинки языка почти смыкается с нёбом, посередине щель; мягкое нёбо поднято; голосовые связки сомкнуты.)

- Произнесите этот звук хором и охарактеризуйте его. (Согласный, так как при произнесении воздух встречает препятствие. Он глухой, так как образован при помощи шума. Твердый, имеет мягкую пару [х’])

- Итак, подведем итог первой части урока.

- С какими звуками мы познакомились?

- Что вы о них узнали? (Согласный, глухой, твердый, имеет мягкую пару).

Физкультминутка ХОМКА.

- А теперь вопрос для самых внимательных: сколько раз в тексте физкультминутки встретились звук [х], [х’]

Знакомство с буквой.

Мы с вами познакомились со звуками, следующая цель нашего урока. Познакомиться с буквами, которая обозначает эти звуки.

- Звуки [х], [х’], обозначаются буквой Х, х.

- Посмотрите и скажите чем различаются и чем похожи буквы.

- Когда мы употребляем большую букву Х?

- На что похожа буква Х? (ответы детей)

Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольная подружка. 

Не рогаты мы, не злы.
Козлы мы, а не козлы.
Держим мы в руках бревно.
Чтоб не выпало оно.

- На какой полке будет жить буква Х?

- Соседями буквы Х будут С и Ч.

- Давайте попробуем сделать букву из листа бумаги (Сложить лист пополам и вырвать лишнее).

Чтение слогов с новой буквой.

Следующая цель нашего урока научиться читать слоги и слова с буквой Х.

- К какому слогу из первого столбика нужно добавить букву М, чтобы получилось слово, называющее лесную подстилку? (мох).

- К какому слогу из второго столбика нужно добавить слог ЛВА, чтобы получилось название восточной сладости? (халва).

- К какому слогу из третьего столбика нужно добавить слог КЕЙ, чтобы получилось название зимнего вида спорта? (хоккей).

- Какой слог из четвертого столбика уже является словом? (мех – шерсть животного).

Закрепление.

Упражнение на развитие пространственной ориентации.

Слово рассыпалось. Б Е Л Х

Хлеб.

Слава хлебу на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

- Что прославляет автор? А вот почему он это делает, мы узнаем немного позже.

Работа с таблицей родственных слов.

- Прочитайте слова про себя.

хлеб

хлеба

хлебный

хлебушек

хлебороб

- Прочитайте слова.

- Прочитайте слово, которое обозначает изделие из муки (хлеб);

- его ласковое название (хлебушек);

- поле со злаковыми культурами (хлеба);

- сделанный из хлеба (хлебный).

- Прочитайте оставшееся слово. Что оно обозначает? (хлебороб - профессия: человек, выращивающий хлеб).

О работе хлебороба говорят так:

Без труда хлеб не родится никогда.

Послушайте рассказ о том, как люди выращивают хлеб.

- Почему автор прославлял хлеб?

Работа с пословицами, с.162-163.

- О хлебе сложено много пословиц и поговорок. Сейчас мы прочитаем пословицы о хлебе. Они рассказывают о том, как появился хлеб на нашем столе и о том, как много труда в него вложено.

- Чтение пословиц учащимися.

- Чему учат нас эти пословицы? (Трудолюбию, стремлению придти на помощь)

Работа с текстом в “Русской азбуке” на стр. 163.

Чтение и анализ текста.

- Чтение текста подготовленным учеником.

- Чтение текста учащимися (жужжащее чтение).

- Какое время года наступит после осени?

- Что дрожит от холода?

- Какими становятся дни?

-Где появился ледок?

- Что надо убрать с полей до холодов?

- Прочитайте последнее предложение.

- Какой хлеб нужно собрать до холодов? (Хлебные колосья).

Итог.