Цели:
- развивать фонематический слух, умение вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ слова;
- продолжить работу по сравнению чисел и решению задач.
- развивать умение на основе наблюдения делать выводы, формулировать правила;
- воспитывать прилежное отношение к учёбе, дружелюбия.
I. Организационный момент
Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Ну-ка, дети вы готовы?
Начинаем точно в срок.
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами научимся сопоставлять звуки [д] и [т], читать и печатать слова, полученные при замене звонкого согласного его глухой парой, уметь сравнивать множества, закрепим состав числа 10.
III. Сопоставление звуков[д] и [т] по звонкости – глухости, отражение этой характеристики согласных звуков в модели слова
1. Чтение загадки по учебнику стр. 140 (читающими детьми; слайд 2)
Загадка
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
С. Маршак (пила)
Сколько слогов в этом слове ПИЛА? (два)
Как вы это определили? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)
Назовите ударный слог. (Второй)
2. Звукобуквенный анализ слова ПИЛА. (слайд 3; один ученик работает у доски, остальные выкладывают фишки на парте)
Охарактеризуйте каждый звук в слове ПИЛА.
[п] – согласный, мягкий, глухой, цвет зелёный
[и] – гласный, цвет красный
[л] – согласный, твёрдый, звонкий, цвет синий
[а] – гласный, ударный, цвет красный
3. Определение схемы слова под рисунком.
- Определите какое слово относится к схеме под рисунком . Почему?(Дом, т.к. в нём три буквы)
С помощью фишек сделаем звуковой анализ слова (слайд 4, 5)
Что означает колокольчик над первой фишкой? (Звук Д звонкий)
Как можно проверить, что звук [з]- звонкий? (положить ладошку на горлышко и почувствовать, как оно дрожит, это значит, что согласный звук произносится с голосом).
Дайте полную характеристику звуку [д]. (Согласный, твёрдый, звонкий.)
4. Работа над образованием нового слова. (слайд 5)
Рассмотрите модель, которая находится справа от слова ДОМ.
Что нужно сделать, чтобы прочитать новое слово?(Заменить звук Д звуком Т).
Какое новое слово получилось? (Том)
Объясните значение слова ТОМ. (Том - это книга, Том - имя мальчика или кличка животного).
Дайте характеристику звуку [т]. (Согласный, твёрдый, глухой)
- Что обозначает красный колокольчик над буквой Д в слове ПЛОДЫ? (Звук Д – звонкий).
Какому слову соответствует схема справа от слова ПЛОДЫ? (Плоты).
Что изменилось в слове? (Буква Д заменилась буквой Т).
Как вы понимаете слово ПЛОТЫ?
ФИЗМИНУТКА (слайд 6)
Поднимите руки, класс, - это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
IV. Чтение слов и их классификация. Запись слов печатными буквами по группам.
(Работа в тетради “Грамота 3” стр. 31;слайд 7)
Задания:
Прочитайте слова, в которых все согласные звонкие.
ДОМ РАДИО ЛЮДИ ЯГОДА
Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.
ЯГОДА
Назвать слова, в которых три слога.
РАДИО УТЯТА
Назовите слово, в котором ударным является звук [а].
ТУМАН РАДИО ТРАКТОР
1. Нарисовать красные колокольчики или поставить красные точки над
Буквой, обозначающий звонкий согласный звук [д]. ( слайд 8)
ДОМ РАДИО ЛЮДИ ЯГОДА
2. Записать слова на нужной строке в зависимости от того, какая из букв – Д или Т – есть в слове.
3. ФИЗМИНУТКА. Разминка для глаз. Пальчики (слайд 9)
V. Чтение слов. Сравнение слов в парах.
1. Чтение слов по книге стр. 140
- Сравните слова в парах. Дайте характеристику первым звукам (слайд 10)
ТАМ ТОМ ТОК Тима
ДАМ ДОМ ДОК Дима
2. Чтение стихотворения А. Шибаева (читающими детьми вслух; слайд 11, 12)
- С какими словами играет автор?
КОТ - КРОТ
3. Игра “Читай слова по стрелкам” (слайд 13)
4. Сравнить слова и указать их различие (слайд 14)
СУК – СОК РОТ – КРОТ
- Какие изменения произошли в словах?
VI. Устный счёт
Счёт от 1 до 20 и обратно.
- Назовите число, следующее за числом 15.
- Назовите число, стоящее перед числом 18.
- Назовите число, в котором 1 десяток и три единицы.
Что вы можете сказать о числах 2 и 20? (Число 2 – однозначное, потому что в записи числа одна цифра, а 20 – двузначное, потому что в записи числа две цифры. В числе 2 – две единицы, в числе 20 – два десятка.)
VII. Сравнениеи множеств
(Работа по учебнику стр. 141.)
ЗАДАНИЯ:
ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧЕГО БОЛЬШЕ ПЛАТЬЕВ ИЛИ ШЛЯП;
ИСПОЛЬЗУЯ КАССУ ЦИФР, ДОПОЛНИТЬ ЗАПИСИ ПОД РИСУНКАМИ ЧИСЛАМИ;
ПРОЧИТАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ВЫБИРАЯ НУЖНОЕ СЛОВО: БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ;
РАССКАЗАТЬ О ТОМ . КАК ПРОВОДИЛОСЬ СРАВНЕНИЕ.
VIII. ФИЗМИНУТКА
Мы считали и устали.
Дружно тихо все мы встали,
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять считать начнём.
IX. Сравнение чисел (слайд 15)
X. Решение примеров в тетради “Грамота 3” стр. 32
ЗАДАНИЯ:
- Обвести цифры по пунктирным линиям.
- Объяснить, чем похожи все записанные примеры.
- Найти пропущенное число и дописать примеры.
Задания для детей, решивших примеры (работа по карточкам; слайд 16)
XI. ФИЗМИНУТКА
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту сесть опять.
XII. Работа в тетради “Грамота 3” стр. 32.
Вставить нужные буквы Д,д или Т,т (слайд 17)
У __ ё __и __ а ни __олс__ая у__ка.
У __я__и __оли __линная у__очка.
XIII. Дифференцированная работа.
Чтение рассказа “Как найти дорожку”.
ЗАДАНИЯ:
- Прочитать продолжение рассказа на стр. 142.
- Нашли ли дети дорожку по рассказу зайки?
- Выполнить задание в тетради “Я учусь писать и читать.”
Стр. 44-46.
XIV. Итог урока (слайд 18)
Что нового вы узнали на уроке?
Я вас всех благодарю за хорошую работу. Умнички. До встречи!